Инфоурок Классному руководителю КонспектыКонспект родительского собрания "Ценностные ориентации"

Конспект родительского собрания "Ценностные ориентации"

Скачать материал

Методическая разработка проведения родительского собрания на тему : «Исследование жизненных ценностей старшеклассников».

 

Цель: исследовать жизненные ценности обучающихся старших классов на примере десятиклассников; познакомить с результатами исследования родителей.

Задачи: знакомство родителей с методикой изучения ценностями их детей;

               развитие толерантности при содействии с детьми;

               познакомить родителей с результатами исследования по данной теме.

              

               

 

 

 

 

Ход беседы:

  1. Постановка целей беседы.
  2. Выступление классного руководителя по теме « Изучение жизненных проблем старшеклассников - методика и результаты исследования».
  3. Знакомство с результатами исследования учащихся 10 «а» класса.

 

Ценность-это то, чем человек дорожит и никогда ни на что не променяет.

Ценность-это благо, выражающиеся в материальном и духовном проявлении.

Ценность-это то, ради чего человек живет или к чему стремится.

Состояние неблагополучия в современной российской школе констатируется представителями всех профессий, имеющих отношение к развитию, образованию и воспитанию подрастающего поколения- педагогами, медиками, психологами. Все большее число детей по различным причинам оказываются неуспешными в школе- как в сфере учебной деятельности, так и в сфере адаптации,  воспитания. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимы усилия как в административном, научном и практическом направлении.

         Анализируя факторы, препятствующие успешному обучению, английский исследователь Х.Сингх пишет, что тремя «барьерами» являются: 1.взаимоотношения между учителем и учеником; 2.содержание образования; 3. препятствия в отношении науки, которые оказывают влияние на процесс общения. Поэтому, основной задачей, по моему мнению, является организация условий для деятельности ребенка, которые приводят к образованию его ума, в дальнейшем – личности.

При развитии личности старшеклассников в старшем подростковом возрасте происходит в «пространстве социальной ситуации развития», причем необходимо не забывать про психическое развитее подростков.

       Поэтому, одним из главных условий  реализации взаимодействия взрослого (учителя и родителя) является гуманистическая позиция, полное доверие к подростку. Но как показывает мой опыт общения с подростками, не всегда наши представления о жизненных позициях старшеклассников совпадают с действительностью. В частности, они гипертрофируют вес переживаний, связанных с учебой, полагая, что старшеклассники озабочены, в первую очередь, успехами в школе, во вторую- профессиональным самоопределением.

       Для выявления структуры проблемного поля старшеклассников был разработан опросник «Мир переживаний». Полученные результаты позволяют выделить область наиболее острых переживаний (жизненных проблем) старшеклассников.

       Так, наибольшее значение для них имеют проблемы, связанные с будущим (профессия, семья), затем- переживания, связанные с отношением с родителями. Только потом- проблемы, связанные с построением  своего Я, с взаимоотношениями с учителями.

В одном из исследований о проблемах старшеклассников какие проблемы тревожат  и волнуют старшеклассников, выяснили, что их волнуют две проблемы. Во-первых, это все , что связано с общением, в частности, со сверстниками своего и противоположного пола в школе и вне его (дружба, любовь, безответность симпатий); с родителями (ругают за плохую учебу, не понимая, что при всем старании ребенок лучше учиться не в состоянии; не понимая проблемы детей); с учителями (плохо относится; несправедливо выставляет отметки и пр.). Во-вторых, это плохие отметки, уровень знаний, отношение к учебным дисциплинам. Необходимость посещать школу, нежелание учиться; где и как списать; как получить хорошую отметку; как ввести в заблуждение педагога. Надо отметить , что переживания на учебные темы занимают первое и второе место в жизни ребенка. На третьем месте выделяется такая область переживаний , как «поиск своего места в жизни- в будущем и настоящем» ( выбор экзаменов, будущей профессии, сдача экзаменов, поступление в вуз).

       Давайте вернемся с вами в нашу  юность и вспомним, какие проблемы волновали нас с вами., заставляли волноваться и переживать. Я думаю. Что самыми распространенными ответами будут ответы: «дружба», « любовь», «первая любовь», « взаимоотношения со сверстниками». А на второе место встанут ответы об успехах в спорте, в учебе, в общественной работе, о работе в комсомольской организации и т.д. Может быть  будет затронута  такая область, как отдых на природе, в пионерских лагерях, работе в кружках. И выделится две области переживаний- это переживания связанные с отсутствием взаимопонимания с учителем; отношением к учебному предмету; разочарованием во взрослых (учителях); скукой . тоской на некоторых уроках. И второй комплекс проблем связан с интимно-личностным общением ( обиды на друзей. Родных; ложь, предательство, отсутствие взаимности, непонимание).Возможно, вспомнятся  неприятные переживания в связи с дефицитом времени (на выполнение домашних заданий и на хобби), головными болями; нищетой, утратой близких, очень жестоким обращением отца. Таким образом .налицо яркое расхождение между проблемами старшего и нынешнего поколения. Тем более учитывая очень бурное развитие современных систем связи, использование нашими детьми интернета.

     В нашем опроснике никак не отражены духовные, этические , мировоззренческие взгляда старшеклассников. А вот эти переживания должны волновать наших детей и нас. как родителей и учителей.  Таким образом, можно говорить, что для учителей и для вас, родителей, внутренний мир учеников представляет собой тайну за многими печатями.

     Жизненные планы и ценностные ориентации современных школьников.

    В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения,  и ценностные ориентиры современной молодежи. Молодым юношам и девушкам сложно ориентироваться в современных условиях, много разной и противоречивой информации поступает от окружающих их взрослых людей, а также средств в массовой информации, сети интернет.

Проведя исследования во многих старших классах различных школ попытались выяснить, как понимают старшеклассники слово «ценность» и какова их главная цель в жизни. Некоторые учащиеся затруднились в ответе, что такое ценность, но мнение большинства из них было интересным, например: « ценность-это благо, выражающиеся в материальном и духовном проявлении», «ценность-это то, чем человек дорожит и никогда ни на что не променяет», «ценность-это то, ради чего человек живет или к чему стремится». Опрос показал, что у большинства старшеклассников есть главная жизненная цель, которая выражается в следующем:- устроиться на хорошую работу-95%- в будущем иметь достойную заработную плату, 95%-получить хорошее образование, 90%-обеспечить будущее  своим детям, 90%-иметь хорошую семью, 85%-купить свою квартиру, 80%-открыть свой бизнес, 70%-приобрести машину, 80%- побывать в других странах мира. Как видим из результатов, наряду с духовными нашему молодому поколению присущи и материальные ценности. У старшеклассников выяснили, что их тревожит сегодня, или чего они опасаются, и получили ответы: « государственные экзамены, поступление в ВУЗ, кризис, безработица». Молодежь в наибольшей степени ценит в людях следующие качества: «надежность, уверенность в себе, честность, справедливость, гуманность, жизненный опыт и разум». Большинство учащихся считает, что будущее материальное положение зависит, прежде всего, от них самих (90%). Незначительная часть считает, что будущее материальное положение зависит от экономической ситуации в стране (30%). Многие подростки уверены- для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс (80%). Меньшая часть, наоборот, считает, что лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру (40%). Почти все определенно заявили: материальных успехов люди должны добиваться сами.  а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно- это справедливо (90%). Меньшая часть считает. Что нужно проявлять гуманность, те, кто материально преуспел. Должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел (30%). С высказыванием: «Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни», старшеклассники были в большинстве своем согласны (80%) Главное в жизни- материальное благополучие, а свобода второстепенна (60%). Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы. С таким утверждением согласились 50% опрашиваемых. Ценность учебы в школе, по мнению старшеклассников, заключается в «получении качественного образования, возможности поступления в престижные учебные заведения, возможности получения дополнительной информации о различных специальностях, дальнейшем повышении своего образовательного уровня и успешного трудоустройства в будущем». 60% опрошенных ежедневно уделяют достаточно много времени на просмотр телепрограмм, новостей и фильмов и отмечают, что СМИ отрицательно влияют на формирование нравственных и духовных ценностей, так как зачастую большая часть информации носит негативный характер. Подведя итоги проведенным исследованиям, следует отметить, что у представителей современного поколения материальные ценности перекликаются с духовными, такими как: забота о близких людях, вера в лучшее, желание и стремление получить качественное образование, сделать карьеру. Большую роль в формировании жизненных планов и ценностных ориентаций учащихся, наряду с семьей и социальным окружением, играет воспитательное воздействие родителей и педагогов. Практически каждый подросток ждет от нас внимания, участия, доброты, справедливости и любви. Многие старшеклассники преломляют манеру поведения, общения родителей и учителей на себя, поэтому, прежде всего то, как педагог и родители относятся к миру в целом, к природе, ко всему живому, к другим людям с позиции добра и зла, каковы нравственные категории- все это будет влиять на мировоззрение и ценностные ориентации воспитанников.

     Познакомьтесь, пожалуйста, с результатами исследования на эту тему наших детей. Опрашивалось 21 учащихся нашего класса.

 

Вопрос

Количество человек

%

1.Какова ваша главная цель в жизни:

 

 

1) устроиться на хорошую работу

1

5

2) иметь достойную работу

4

15

3) получит хорошее образование

10

48

4) обеспечить будущее своим детям

7

33

5) иметь хорошую семью

8

38

6) жить в достатке

6

29

7) купить квартиру

0

0

8) открыть свой бизнес

4

19

9)приобрести машину

0

0

10) побывать в других странах

1

5

2.Что тревожит вас:

 

 

1) ЕГЭ

14

67

2) поступление в ВУЗ

5

24

3) безработица

3

14

4) теракты

2

10

3.Что вы больше всего цените в людях:

 

 

1) надежность

7

33

2) уверенность в себе

0

0

3) честность

5

24

4) справедливость

8

38

5) гуманность

0

0

6) жизненный опыт

4

19

4.Твое будущее материальное положение зависит от:

 

 

1) от меня самого

21

100

2)построения своей карьеры

0

0

5. Кто должен вам обеспечить хорошую материальную базу:

 

 

1) сам

19

90

2) родители

1

5

3) муж (жена)

1

5

6.Согласен ли ты с высказыванием: «Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни»

 

 

1) да

17

81

2) нет

4

19

7. Что главное в жизни:

 

 

1) материальное благополучие

12

57

2) свобода

9

43

8. Согласны ли вы: « Я лучше достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы»

 

 

1) да

12

57

2) нет

8

38

9. В чем заключается ценность учебы в школе:

 

 

1) в получении качественного образования

6

29

2) возможность поступить в ВУЗ

3

14

3) дальнейшее повышение своего образовательного уровня и трудоустройства

9

43

10. Сколько времени вы уделяете просмотру ТВ:

 

 

1) 2-4 часов

11

52

2) 4-5 часов

3

14

 

 

 

 

 

              

               

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект родительского собрания "Ценностные ориентации""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

При развитии личности старшеклассников в старшем подростковом возрасте происходит в «пространстве социальной ситуации развития», причем необходимо не забывать про психическое развитее подростков. Поэтому, одним из главных условий реализации взаимодействия взрослого (учителя и родителя) является гуманистическая позиция, полное доверие к подростку. Но как показывает мой опыт общения с подростками, не всегда наши представления о жизненных позициях старшеклассников совпадают с действительностью. В частности, они гипертрофируют вес переживаний, связанных с учебой, полагая, что старшеклассники озабочены, в первую очередь, успехами в школе, во вторую- профессиональным самоопределением.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 820 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.11.2020 320
    • DOCX 83.5 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кравцова Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кравцова Светлана Алексеевна
    Кравцова Светлана Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81864
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации Федеральной рабочей программы воспитания в школе

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы профориентационной работы в деятельности педагога

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 25 регионов

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе