Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект Проектно-исследовательская деятельность

Конспект Проектно-исследовательская деятельность

Скачать материал

Проектно-исследовательская деятельность

 

1. Организация проектно – исследовательской   деятельности в  начальных классах.

       Организация проектной деятельности во всех образовательных учреждениях приобрела большую популярность. Использование метода проектов в обучении соответствует требованиям федерального государственного  образовательного стандарта обусловлено: необходимостью формирования у обучающихся регулятивных универсальных действий :

·        самостоятельно приобретать знания

·        пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

формирование коммуникативных универсальных действий:

·        работать и взаимодействовать в группах, исполняя различные социальные роли( лидера, исполнителя, посредника и т.п.)

·        рассматривать разные точки зрения на одну проблему;

·        адекватно отстаивать свою точку зрения;

пользоваться познавательными универсальными учебными действиями

·        собирать информацию

·        анализировать информацию

·        выдвигать гипотезы

·        делать выводы и заключения

 Я на протяжении нескольких лет понимаю, что приобретая перечисленные навыки и умения, выпускник школы становится способным ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, адаптироваться к изменениям в жизни. Работу по данному направлению веду не первый год. Я имею среди  своих учащихся очных и заочных участников, победителей конкурсов проектной деятельности в конкурсах « Эврика -Юниор», « Первые шаги»,  «Я- исследователь»,  «Семейный экологический проект»,  «Здоровое питание» …

       Наблюдая за популярность направлений проектной деятельности учащихся, оказалось, что самым популярным среди  учащихся ( т.е чаще других выбираются темы для исследования)  является исследовательский проект, на втором месте - творческие проекты, затем практико – ориентированный, следом- информационные проекты и наименьшее количество проектов  игровых.

 Направления, которые выбирают учащиеся для  проектной деятельности - это наука, культура, творчество, спорт, здоровье, экология. Я занимаюсь проектно-исследовательской деятельностью с учащимися и являются руководителем проектов  индивидуально по собственной инициативе, понимая важность данного направления.                                                                                                                     Использование "метода проектов" в 1920-е годы привело к недопустимому падению качества обучения. И на долгие годы о нем забыли. А какие же были причины явления падения качества обучения?

Современные исследователи истории педагогики выделяют следующие причины:

·                     отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;

·                     слабую разработанность методики проектной деятельности;

·                     гипертрофию "метода проектов" в ущерб другим методам обучения;

·                     сочетание "метода проектов" с педагогически неграмотной идеей "комплексных программ".

   Чтобы не допустить причин 20-х годов  и создать условия для эффективной самостоятельной, творческой проектной деятельности обучающимся нужны подготовленные кадры. В своей статье я хочу определить, что необходимо учитывать при создании проектов.              

   Сущность метода проекта состоит в том, что он позволяет детям найти и выбрать дело по душе и интересам, которое соответствует их силам, даёт полезные знания и навыки. Акцент делается на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

ПРОЕКТ - это цель, принятая и освоенная детьми, самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

ПРОЕКТ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, звено в системе воспитания.

ПРОЕКТ – это: содержание обучения; форма организации учебного процесса; философия образования, педагогическая технология.

Проекты различны по направлениям, видам:

·        По количественному составу участников проекта;

·        По доминирующей деятельности участников проекта;

·        По комплексности и характеру контактов;

·        По продолжительности проектов

·        Различные по наличию продуктов и видам презентаций и формам защиты.

 

Все учебные проекты классифицируются :

§  Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности - это различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения и т.д.

§  Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

§  Повествовательные  проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью “получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме” - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т.д.

§  Конструктивные проекты - нацеленные на создание конкретного, полезного продукта.

Основные требования к учебному проекту ( т.е планирование)

                           Проект - это "пять П":

·        Проблема,

·        Проектирование (планирование),

·        Поиск информации,

·        Продукт,

·        Презентация.

·        Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

       Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематикиПримерно она может выглядеть так:

Этапы де­ятель­но­сти уч-ся

По­стан­овка про­бле­мы

Выдвижеиие гипотез - путей решения. Деление на группы

Планирование деят-сти. Выбор форм продукта

Подготовка продукта

Выбор формы пре­зе­нта­ции

Под­готов­ка пре­зента­ции

През­ента­ция

Само­оценка и само­анализ

Сбор информации

Струк­ту­ри­рование инфор­мации

Изготов­ление продукта

Оформ­ление про­дукта

Долго­сроч­ный (год) про­ект

Сентябрь - октябрь
Форму­ли­ровка сов­местно с ру­ко­во­дителем темы, про­бле­мы, гипотезы работы

Октябрь
Составление развернутого плана работы

Ноябрь - декабрь

Декабрь - февраль
Проведение ис­следо­вания

Март
Под­го­тов­ка чистового варианта

Апрель
Работа с под­готовлен­ным текст­ом оп­по­нен­тов и ре­цен­зен­тов, под­го­тов­ка доклада

Май
Защита

В течение про­ектной недели

До начала проектной недели

1-ый день

2-3-й дни

3-4-й дни

5-й день

Проект, вы­по­лня­емый на урок­ах

1-ый урок

Неделя между 1-м и 2-м уроками

2-й урок

Одна - три недели между 2-м и 3-4-м уроками

3-4-й уроки(спаренные)

-

Ми­ни­проект

1-й урок
(в числе двух ­спаренных)
0 - 20-я минуты

1 - 2-й уроки
20 - 50-я минуты

2-й урок
(в числе 2-х спаренных)

50-70-я
минуты

70-80-я
минуты

      По количественному составу проекты классифицируются:

·        ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

        ПАРНЫЕ

          ГРУППОВЫЕ

 Часто стоит вопрос  ПЕРСОНАЛЬНЫЕ  или  ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ?

У каждого проекта свои преимущества:

 Преимущества персональных проектов:

·                     план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью,

·                     у учащегося формируется чувство ответственности,

·                     учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта,

·                     формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс.

 Преимущества групповых проектов:

·                     в проектной группе формируются навыки сотрудничества,(коммуникативные

·                     проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне,

·                     на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе,

·                     в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию 

"Где много легких дел, там много и трудных"

Лао-цзы

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

§  Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

§  Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

§  Информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

§  Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.

§  Ролевой проект – игровой.



   По комплексности (предметно-содержательной области)  проекты классифицируются :

·                     Монопроекты  - обычно, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными.  Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

·                     Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

   По характеру контактов проекты классифицируются :

·        Внутриклассные,

·                     Внутришкольные,

·                     Региональные (в пределах одной страны),

·                     Международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

  Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

§  Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

§  Краткосрочные проекты - требуют от 2-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

§  Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

§  Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть:

 

Формы продуктов проектной деятельности

·                     Web-сайт

·                     Анализ данных социологического опроса

·                     Сравнительно-сопоставительный анализ

·                     Атлас, карта, учебное пособие

·                     Видеофильм

·                     Выставка

·                     Газета, журнал, справочник

·                     Костюм, модель, коллекция

·                     Игра, мультимидийный продукт

·                     Музыкальное или художественное произведение

·                     Постановка, праздник

·                     Экскурсия, поход

·                     Законопроект и т.д.

 Виды презентаций проектов

·                     Деловая игра

·                     Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий

·                     Инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей

·                     Игра с залом

·                     Научная конференция, доклад

·                     Пресс-конференция

·                     Путешествие, экскурсия

·                     Реклама

·                     Ролевая игра

·                     Спектакль

·                     Соревнование

·                     Телепередача и т.д.

 "Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность"

Бернард Шоу

Так давайте, уважаемые коллеги, действовать!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект Проектно-исследовательская деятельность"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Наблюдая за популярность направлений проектной деятельности учащихся, оказалось, что самым популярным среди учащихся ( т.е чаще других выбираются темы для исследования) является исследовательский проект, на втором месте - творческие проекты, затем практико – ориентированный, следом- информационные проекты и наименьшее количество проектов игровых.Сущность метода проекта состоит в том, что он позволяет детям найти и выбрать дело по душе и интересам, которое соответствует их силам, даёт полезные знания и навыки. Акцент делается на воспитание человека деятельного, предприимчивого, который научился бы сам составлять планы и проекты.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 915 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.06.2020 826
    • DOCX 31.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дроздова Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дроздова Ирина Михайловна
    Дроздова Ирина Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69904
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 689 человек

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Мини-курс

Искусство в контексте современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе