Конспект познавательно-исследовательской деятельности в
старшей группе «Земля – живая планета»
Воспитатель Копосова Инна Анатольевна
Цель: формирование целостного восприятия
окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной
деятельности детей.
Программное содержание: уточнить знания
детей о Солнечной системе, дать представления об уникальности Земли - на ней
есть жизнь , растения , животные .человек , потому что на планете есть вода ,
воздух , тепло - эти условия нужны всем живым существам. Закрепить у детей
представления о диких животных , познакомить с интересными фактами из жизни
диких животных , показать их уникальность. Воспитывать интерес к
исследовательской деятельности.
Материалы:. Шапочки изображающие животных: слон ,
белый медведь , волк , белка , черепаха , верблюд, пингвин. технические
средства обучения: (компьютер, проектор, мультфильм «География для самых
маленьких», музыкальная физ.минутка «У жирафа пятна, пятна…», слайды с
изображением природных зон).
Технология: игровой заинтересовывающий момент,
беседа, диалог с детьми, динамическая пауза.
Форма
проведения: групповая.
Предварительная работа: рассматривание
иллюстраций , беседы , чтение художественной литературы.
Ход НОД: Раздается звон колокольчика.
- Ребята,
колокольчик вас всех зовет. Подойдите ко мне. Я загадаю загадки , а вы
попробуйте их отгадать.
Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет. Не
фонарь, ярко светит, и не пекарь, а печет.
(солнце)
По небу гуляет моляр без кистей.
Краской коричневой красит людей.
(солнце)
В дверь, в окно стучать не будет, А войдет и всех
разбудит.
(солнце)
-
Молодцы, а сейчас постарайтесь ответить на мои вопросы.
-
О чем эти загадки? Как вы догадались, что это Солнце?
-
Скажите, что такое Солнце? Это звезда, огромный горячий шар,
имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и
света.
-
(Воспитатель показывает слайд ( карту Солнечной системы.).
-
Что это такое?
-
Что расположено вокруг Солнца? (Вращающиеся планеты - твердые
холодные шары.)
-
Какие планеты вы знаете?
-
Какая из планет получает больше всего солнечного тепла? (Которая
ближе к Солнцу - Меркурий.)
-
Правильно, чем ближе планета к Солнцу, тем больше тепла
попадает на эту планету.
-
Как вы думаете, где жарче: на Меркурии, на Венере или на Земле?
Почему?
-
На какой планете мы с вами живем?
-
На какой из планет Солнечной системы есть жизнь?
-
Почему на Земле есть жизнь? (Там есть воздух, вода и тепло.)
-
Правильно, только на Земле есть условия для жизни растений,
животных и человека.
(Воспитатель показывает детям глобус.) - Что это такое?
-
Что такое глобус? ( Модель Земли.)
-
Посмотрите на глобус и скажите, чем занята большая часть Земли?
(Водой.)
-
Ответьте, почему суша на глобусе изображена разными цветами:
здесь видна и желтая, и зеленая, и коричневая окраска. (На Земле есть равнины,
пустыни, леса, горы, пески.)
-
Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты,
которые видели ее из космоса в иллюминаторы космических кораблей. Такой
сверкающий голубой шар!
-
Голубой наша планета кажется из-за воздуха, который ее окружает.
Белоснежные полюса Земли (показываю) сверкают в отражении солнечного снега! Из
космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов - например, наши
сибирские леса, и желтого - песчаные пустыни. Наша Земля разноцветна и красива!
Все могут жить на планете Земля, так как здесь есть
подходящие условия: не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать,
есть пресная вода - можно пить, есть, чем питаться. Знаете ли вы, кто обитает в
морях и океанах?
(Киты, акулы, дельфины, разные рыбы.) (слайд)
-
Какие животные живут в лесах России? (Лиса, волк, медведь,...) - Кто живет в тропических лесах?
(Обезьяны, слоны, тигры.,.)
-
А кто живет на Северном полюсе? (Белые медведи, тюлени, моржи,)
-
А кто обитает на Южном полюсе? (Пингвины.)
-
Да, наша Земля такая разная и красивая, потому что она - живая:
на ней живут растения, животные, люди.
(Раздается стук в дверь, входит марсианин.)
МАРСИАНИН: Ребята, у нас на планете очень
холодно, и я хотел бы переселиться на вашу планету. Помогите, мне выбрать, где
бы я мог жить. - Ребята,
давайте поможем марсианину, расскажем о нашей планете Земля и покажем животных,
которых можно увидеть в разных местах нашей планеты. Вы согласны? А для этого
нам надо отправиться в исследовательское путешествие.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА «У жирафа пятна, пятна…»
Дети , изображающие животных
располагаются по широкому кругу (на планете): на противоположных местах (полюсах)
-белый медведь и пингвин, в середине (океане) - морские обитатели, напротив
друг друга по краям круга - жители тайги и тропических лесов, пустыни. Все
места - экологические ниши Земли - обозначены разными цветами (белым, зеленым,
желтым).
-
Начнем наше путешествие. Сначала мы с вами поплывем на пароходе.
Усаживайтесь поудобнее, отправляемся в плавание.
-
Вот мы и прибыли на Северный полюс - в Арктику.
( слайд)
Здесь живут белые медведи. Одевайтесь потеплее и
давайте сойдем с парохода. Ребята, а вот и белый медведь, давайте послушаем,
что он нам скажет.
(РАССКАЗ БЕЛОГО МЕДВЕДЯ.)
-
Спасибо, тебе белый медведь. Теперь мы знаем о том, как ты
живешь. Но нам пора, ребята занимайте свои места на пароходе.
Отправляемся дальше.
-
На Земле много водного пространства (морей и океанов ) - там
обитают разные животные - киты, акулы, разные рыбы. Человек не живет под водой,
но он опускается в морские глубины для исследований. (слайд)
-
Вот плывет кит. Давайте его послушаем.
(РАССКАЗ КИТА.)
-
Спасибо и тебе кит, но нам пора в дорогу. До свидания. Дальше мы
с вами отправимся на самолете. Расправили крылья и полетели. - Сейчас мы приземляемся в лесу. (слайд)
-
Здесь нас ждут лесные обитатели. А вот и волк.
( РАССКАЗ ВОЛКА.)
-
А вот там дальше живет белка, она прыгает с ветку на ветку.
Послушаем, что она скажет.
( РАССКАЗ БЕЛКИ.)
-
Спасибо за интересные рассказы. Но нам пора отправляться в путь.
Полетим дальше. Занимайте свои места. Вот мы пролетаем над пустыней.
( слайд)
-
В пустынях очень жарко, засушливо, жить там трудно - растений
мало, все они колючие, из животных там приспособились жить верблюды, черепахи,
ящерицы. Приготовьтесь к посадке. Снимите теплые вещи, так как здесь очень
жарко. Вот там, вдалеке, я вижу верблюда и черепаху. Давайте послушаем их
рассказ.
( РАССКАЗ ВЕРБЛЮДА.)
-
Вот ползет черепаха. Давайте послушаем и ее.
( РАССКАЗ ЧЕРЕПАХИ.)
-
Спасибо и вам, обитатели пустыни. Но мы спешим. Пора отправляться
дальше. А дальше мы с вами отправимся на поезде в тропические леса. Давайте
остановимся там, где живут слоны и обезьяны. (слайд)
-
А вот и они. Давайте их послушаем.
( РАССКАЗ СЛОНА.)
-
А сейчас мы с вами снова пересядем на пароход. А это -
Антарктида.(слайд)
На некоторое время приезжают сюда ученые для
исследовательской работы, для изучения погоды и природы. Давайте сделаем
посадку в Антарктиде, но не забудьте, что здесь холодно и скорее надевайте
теплые вещи. Вот и пингвин. Давайте послушаем что он нам расскажет.
( РАССКАЗ ПИНГВИНА.)
-
Спасибо за рассказ, милый пингвин, но нам пора.
-
Ребята ,мы с вами побывали во всех уголках нашей необъятной
планеты: и в пустыне, и в лесу, на Северном и Южном полюсах, в тропическом
лесу, в океане. Мы узнали, что животные есть в разных местах суши, но только
там, где есть пресная (питьевая) вода. Такой природы разнообразной, нет
ни на какой другой планете Солнечной системы, потому что нигде нет таких
условий.
-А теперь нам пора возвращаться
обратно. Пока мы плывем, ты - Марсианин, подумай, куда ты хотел переселиться.
-
Вот мы и вернулись в детский сад. Так где же ты хочешь
поселиться?
МАРСИАНИН: Я видел много
разных мест на вашей планете. Я бы хотел жить в лесу, там много растительности
и разных животных. Там мне будет жить лучше всего.
-
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что, вам понравилось
больше всего?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.