Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / конспект по чтению во 2 классе " Весенние воды" Ф.И. Тютчев

конспект по чтению во 2 классе " Весенние воды" Ф.И. Тютчев

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе. Ф.И. Тютчев. "Весенние воды"

Цели урока:

Знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды».

Обучение анализу стихотворного произведения.

Развитие активного словаря, образного и логического мышления.

Воспитание любви к природе и русской поэзии.

Планируемые результаты:

- предметные: познакомиться с творчеством Ф.И.Тютчева, со стихотворением «Весенние воды»; отрабатывать навыки выразительно читать, передавая настроение с помощью интонации.

- личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут правильно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием, знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать стихотворение как особый жанр литературы.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ход урока

1. Организационный момент.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Речевая разминка

Журчали ручьи и урчали,

Жужжали шмели над ручьями.

(Произнести скороговорку в разном темпе)

2. Введение в тему.

1) Фронтальная работа.

Учитель переворачивает доску, на которой написаны примеры из букв и слогов:

Г+РУ+А+ЧИ-У = ГРАЧИ.

РУМ+ЧЬ-М+И = РУЧЬИ.

СОР+СУЛМ-Р+Ь-М+КА = СОСУЛЬКА.

2) Описание по сюжетным картинкам.

- Какое время года напомнили нам эти слова? (Весну.)

- Что вы можете сказать о весне, какие изменения происходят в природе?

Да, ребята, все эти изменения мы видим за окном. А вы хотите услышать, как приходит весна? Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, и вы расскажите, что услышали (видеозапись "Апрель" П.И.Чайковский).

Капель за окном, шум бегущих ручьев, шаги весны от которых оживает вся природа. Так услышал и описал весну композитор с помощью музыки.

А сегодня мы познакомимся с поэтическим произведением. Стихотворение «Весенние воды» написал известный русский поэт Федор Иванович Тютчев. И в нем тоже описывается приход весны.

Повторение биографии поэта.

Посмотрите, у нас на доске есть портрет этого поэта.

- Он вам знаком? Скажите, кто-нибудь может рассказать его биографию, какие важные моменты были в его жизни?

Родился в семье помещика и получил домашнее образование.

С детства изучал французский язык и писал на нем стихотворения.

22 года прожил за границей, работал дипломатом.

Написал много стихотворений о русской природе.

Сегодня мы познакомимся еще с одним его стихотворением, которое называется «Весенние воды».

- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Прослушайте и подумайте, какое настроение передает автор этим стихотворением.

3. Первичное знакомство с произведением.

1) Чтение учителем.

- Понравилось? Почему?

- С какой интонацией будем читать стихотворение (Медленно и спокойно или радостно и активно.)

2) Словарная работа

Найдите в тексте слова, которые вам кажутся непонятными.

Брег - берег

Гласят – говорят, кричат, возвещают

Гонцы – те, кто несет весть, новость.

Назовите все слова, которые передают действие весенних вод (шумят, бегут, будят, блещут, гласят)

- Какие картины вы увидели, когда читали это стихотворение? Что бы вы могли нарисовать?

4.Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни

5. Анализ стихотворения.

- Можно ли отнести это стихотворение к пейзажной лирике? Почему?

- Как приходит весна, как мы узнаем о ее приходе?

- Какой момент весны изображен в стихотворении? (Пробуждение)

- Да, здесь описывается чудесный период ранней весны. Читая стихотворение, ощущаешь весеннюю атмосферу. Чем пахнет в воздухе? (Талым снегом).

- Что бы услышали вокруг? (Пение птиц)

-Солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением, радостью.

- О чем говорят весенние воды, найдите и зачитайте.

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно поработать над заданиями. Найти ответ на них и постараться сделать вывод.

(Работа в группах)

1 группа.

Прочитайте вопрос 1 на с. 112 и найдите ответ, используя текст.

(В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Повтор согласного звука [б] и шипящего [ш], в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде.)

2 группа.

Разделите стихотворение на 2 части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. Опишите каждую часть, о чём в ней говорит автор, что чувствует?

(Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней

3 группа.

Определите, какие художественные приёмы использует автор. В каких словах и выражениях это отображено? Благодаря этим приёмам, что он смог показать?

(Преобладают глаголы-олицетворения, введена прямая речь – голос ручьев, метафора «гонцы», эпитеты «румяный, светлый». Весенние воды изображены живыми, имеющими собственный нрав, они олицетворяют саму весну. Более того, воды еще «гласят», т.е. говорят, кричат, разносят весть.)

4 группа.

Подумайте, в образе кого автор представляет весну, как её называет? О каком хороводе говорит Тютчев, с кем он сравнивает майские дни?

(Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки).

Вывод: Ф.И.Тютчева до 13 лет окружали сосновые леса и березовые рощи, студеные ключи и спокойные заводи – это все родная природа для поэта – она как живое существо, одухотворена, очеловечена.

Вы очень много знаете о весне, а интересно, сможете ли вы отгадать те весенние слова, которые я загадала. Я буду вам называть группу слов, а вы будете отгадывать, какое весеннее слово я загадала.

Игра «Отгадай-ка».

Бегут – текут – мчатся. (Ручьи.)

Пробивается – вылезает – подрастает. (Трава.)

Освещает – сверкает – искрится. (Солнце.)

Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня выполнили много разных заданий, познакомились со стихотворением Ф.И. Тютчева о весне.

6.Рефлексия.

Что каждый из вас открыл новое для себя на этом уроке?

Что больше всего запомнилось?

Какое настроение у вас? Покажите мимикой.

Перечитывая стихотворение, вы испытывали различные чувства, эмоции, у вас рождались непохожие настроения. Но согласитесь, что только у людей неравнодушных, истинно влюблённых в красоту природы, могли родиться такие чудесные и волшебные поэтические строки, живописные полотна и музыкальные произведения. Сегодня мы ещё раз соприкоснулись с миром прекрасного.

7. Итог урока.

- Все молодцы, отлично поработали.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию.







  • Другое
Скачать материал
Автор Жуковская Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.05.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 131
Номер материала MA-092607
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы