Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект по чтению 3 класс " Дочь-семилетка"

Конспект по чтению 3 класс " Дочь-семилетка"

Конспект урока по литературному чтению по теме: « Дочь - семилетка»

УМК Школа 21 век

Учитель Угарова Наталья Евгеньевна

Задачи:

обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;

познакомить с содержанием армянской сказки и провести работу по её содержанию;

развивать речь, умение читать в лицах и передавать содержание прочитанного;

продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;

рассматривать сказку как систему отношений;

формировать интерес детей к чтению,

1. Организационный момент.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

Побеждает зло

2. Проверка домашнего задания.

Выслушиваются и анализируются пересказы учащихся сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» от лица литературных персонажей, затем проверяется правильность выполнения заданий тетради (фронтально).

3. Актуализация опорных знаний.

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке )

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

- Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

- Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

- А как называются сказки, которые сочинил народ?

- Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

4. Сообщение темы и цели урока.

Тетрадь задания №1,2 выполняются в парах.

- Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)

5.Первичное восприятие текста.

1. Чтение сказки учителем или хорошо читающими учениками.

- Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку, откройте учебники на странице 82.

Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

6. Работа над новым материалом.

2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

-Сколько загадок загадал царь бедному мужику? ( 4)

-Как называлась лошадь богатого мужика? ( Мерин)

- Какое количество заданий для девочки придумано было царём?(3)

-Какое задание было вторым? ( Вывести полтораста цыплят за один день)

-Что попросила дочь купить у охотников? (Живого зайца и живую перепёлку)

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? (Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются)

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? )жеребёнок оказался под телегой)

Догадались почему?

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? (Богатый хитрый и жадный)

Для чего царь загадывал загадки?( Проверить насколько умны)

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? (Она была глупой, злой, хитрой)

Как побеждают бедный брат своих противников? (Помогла дочь)

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Прочитайте загадки…

- Для чего? в сказке нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев. Учебник стр.35)

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите устаревшие слова. Объясните их смысл.

Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

3) Есть ли в сказке пословицы? «От одной беды увернёшься – другая навяжется!»

-Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

-О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть? (выслушивание ответов детей). Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?

-Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

-Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

-Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части? Какая главная мысль этой сказки?

Какова особенность бытовой сказки? (В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.)

Краткий пересказ сказки.

V. Подведение итогов.

У вас на столе есть список пословиц и поговорок. Выберите те, которые подходят к нашей сказке. Докажите свой выбор. (Дети выполняют задание)

Примеры пословиц и поговорок.

Семь раз примерь, один — отрежь.

Без дела жить - только небо коптить.

В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.

Во всяком мудреце довольно простоты.

Болтовня и красна, и пестра, да пуста.

Был пирог, найдется и едок.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Всяк своим умом живет.

Язык мягок - что хочет, то и лопочет.

Уговор дороже денег.

Худ солдат, который не надеется быть генералом.

Давши слово, держись, а, не давши – крепись.

По заслуге и плата.

Соврет – глазом не моргнёт.

Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.

Делу время, потехе час.

Всяк человек своего счастья кузнец.

VI. Итог урока.

Домашнее задание.

Перечитать сказку ещё раз, подготовить ответ на вопрос №6 учебника и выполнить задание №3 в тетради на печатной основе.















  • Другое
Скачать материал
Автор Угарова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 22.05.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 33
Номер материала MA-092517
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.