Тема урока: Согласные звуки [л], [л`], буквы Л, л.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создание благоприятных условий для
формирования представлений учащихся о согласных звуках [л], [л`], буквах Л, л.
Задачи:
1.Познакомить с согласными звуками
[л], [л`], буквами Л, л.
2.Способствовать развитию связной
речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
3.Повышать интерес к
учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ.
4. Воспитывать у школьников
положительные личностные качества.
Формировать УУД:
– выполнять самооценку на основе
критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
– умение оформлять свою мысль в
устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД);
– умение определять и формулировать
цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после
его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
– умение перерабатывать полученную
информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
(Познавательные УУД).
Планируемый результат.
Предметные:
Знать букву Л, л.
Уметь выполнять звукобуквенный анализ
слов, плавно читать по слогам.
Уметь выполнять самооценку на основе
критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь принимать и сохранять учебную
задачу.
Уметь определять и формулировать цель
на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение; ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии, вносить необходимые коррективы в
действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной
форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию:
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Оборудование:
-учебник “Букварь” (часть 1) для 1
класса, авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова
-мультимедиа установка, компьютер;
-рабочая тетрадь «Я учусь писать и
читать»
-схемы
-слоговая таблица
-презентация
Ход урока
I.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Куда мы с вами
попадём –
Узнаете вы
скоро
В нашем
путешествии найдём
Помощников
весёлых.
- Отгадайте
загадку и узнаете, кто будет нам помогать сегодня на уроке:
Хитрая
плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост
– краса.
Кто это?
(Лиса.)
Молодцы,
ребята, конечно же это лиса. Лисичка Лизавета зовёт нас к себе в гости. Где
живёт лиса? Сегодня мы пойдём на прогулку в осенний лес.
II.
Речевая разминка.
Мы
за парты дружно сели
И
на доску поглядели.
|
а
|
я
|
у
|
ю
|
о
|
ё
|
э
|
е
|
ы
|
и
|
м
|
ма
|
мя
|
Му
|
мю
|
мо
|
мё
|
мэ
|
ме
|
мы
|
ми
|
н
|
на
|
ня
|
ну
|
ню
|
но
|
нё
|
нэ
|
не
|
ны
|
ни
|
р
|
ра
|
ря
|
ру
|
рю
|
ро
|
рё
|
рэ
|
ре
|
ры
|
ри
|
-Ребята,
хором повторим все изученные буквы.
-
Какие мы сейчас прочитали буквы? (гласные)
-А
какие ещё бывают? (согласные)
-Прочитаем
слоги.
Вот
чему на первый раз
Научился
первый класс.
Актуализация
знаний. - Как красиво осенью в лесу! На деревьях разноцветные листья, они
плавно падают на землю. А под листьям спрятались грибы. Ребята, а вы знаете
названия грибов? Сейчас мы это проверим. Вероника, Илья, Алина и Саша
приготовили для нас загадки про грибы. Давайте их внимательно послушаем и
отгадаем.
- Вот в траве
приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их
имя,
Но не ешь
сырыми. (Сыроежки.)
- Очень дружные
ребята,
У пенька живут…
(опята)
- Где хвоинок
многовато
Поджидают нас…
(маслята)
- Под осиной
гриб тот, дети,
В ярком
красненьком берете. (Подосиновик.)
Стоят они в лесочке,
В оранжевых
носочках,
Милые
сестрички,
Имя им …(Лисички)
- Что вы заметили в
названии этих грибов? (Их зовут также как нашу хитрую Лисичку.) Значит слово
лисичка- имеет много значений, оно многозначное.
(После того,
как дети скажут свои варианты ответов, учитель показывает картинки с
изображением грибов.)
III.
Повторение правила написания гласных букв
после твердых и мягких согласных звуков.
В букваре живет
семья:
Буквы все – от А
до Я.
Две команды у них
есть,
Кажется, они уж
здесь.
- Разложите буквы
по командам. (Работа в парах)
– Объясните,
почему после буквы а расположены буквы: о, у, э, ы. (они пишутся после буквы
твердого согласного звука)
–Какие
буквы пишутся после буквы мягкого согласного звука.
– Прочитайте гласные
буквы парами: а – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и.
(Вывод по
каждой паре: после любого согласного звука слышим а, только обозначаем разными буквами,
либо буквой а, и либо буквой я)
-Где нам эти
знания пригодятся? (при чтении).
IV.
Постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку.
Рыжая плутовка
обманывает ловко.
Её боится мышка и
зайка-шалунишка.
Хоть сама в лесу
живёт, из деревни кур крадёт.
(Лиса.)
– Лисичка Лизавета
– героиня многих сказок. Рассмотрите рисунок и назовите, из каких сказок эти
лисы. (Теремок, Золотой ключик или приключения Буратино, Лиса и петух, Лиса и
заяц)
– Лисичка Лизавета
любит повторять: «Маленькое дело лучше большого безделья». - Все слова понятны?
Определите смысл этой пословицы.
– Сколько в ней
слов?
– Назовите слова,
противоположные по значению. (Маленькое – большое, дело – безделье.) -Ребята,
слова противоположные по смыслу в русском языке называются антонимы.
– Произнесите хором
пословицу еще раз. «Маленькое дело лучше большого
безделья».
– Что заметили,
какие звуки повторяются чаще других? (Звуки [л], [л’].)
Определим
тему урока: – Как вы думаете,
о чем будем говорить сегодня на уроке? (звуки [л], [л’] и буква их
обозначающая)
-Какой буквой
обозначаются эти звуки на письме?
Исходя
из темы, поставим цель: познакомиться со
звуками [л, л ] и буквой их обозначающей.
Определим
задачи:
- дать характеристику
этим звукам
-узнать какой
буквой будем обозначать на письме
-учиться читать
слоги, слова и предложения с новой буквой
– Сегодня вы
познакомитесь с новой буквой, научитесь читать новые слова.
V.
Изучение нового материала
1). Звуковой анализ слов «луна», «лиса».
Ребята, отгадайте
загадку.
Ночью по небу
гуляю
Тускло землю
освещаю
Скучно, скучно
мне одной,
А зовут меня ….
(луной)
– Рассмотрите
схему под рисунком.
– Составим
звукобуквенную модель слов «луна» (коллективно)
Артикуляция
звуков. – Произнесите звук [л].
– Как
располагаются видимые органы речи при его произнесении? (Между губами и зубами
образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка
неба.)
– Произнесите звук
[л] еще раз.
– Определите, как
проходит воздух через горло при его произнесении, что слышится при этом: голос
и шум или только шум? Сделайте вывод.
Вывод: при произнесении звука [л]
воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.
-Заменим звуки
изученными буквами. 1 ученик к доске. Проверка.
-Звукобуквенный
анализ слова «лиса» (самостоятельно) с помощью фишек и букв. 1 ученик - у
доски. Проверка. Заменим буквами.
– Дайте
характеристику первым звукам этих слов. (согласные, парные, они образуют пару
по твердости и мягкости)
3)
Знакомство с новой буквой
– Для обозначения
твердого согласного [л] и мягкого [л’] существует специальная буква, которую
называют буквой «эль». Повторите.
– Рассмотрите
букву л. На что похожа буква?
Алфавит
продолжит наш
Буква
Л – лесной шалаш.
– Замените буквами первые фишки в схемах
слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните,
почему? (Нужно выбрать строчные буквы, так как это не имена собственные.)
– Сравните слова
«луна», «лиса».
– Определите,
сколько в словах одинаковых букв и сколько одинаковых звуков. (2)
– Объясните,
почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые. (при чтении после твёрдого согласного звука л произносим
у ; а после мягкого согласного звука л произносим и)
-А
почему первые буквы одинаковые?
– Вспомните и
назовите как можно больше слов со звуком [л], со звуком [л’] и определим место
звука в слове. (фронтально)
4) Физкультминутка
Буквой Л расставим ноги,
Точно в пляске руки в
боки,
Наклонились влево,
вправо,
Получается на славу!
5)
Чтение слогов за учителем. (таблица на доске как в учебнике с.69)
– Прочитайте слоги
с буквой л. (хором)
Вывод-
Как определили, когда читать согласную букву твердо? Мягко?
-обратить внимание
сначала на гласные буквы и читать согласный, в 1 таблице твёрдо, во 2 таблице
мягко.)
6) . Работа по
учебнику. С.69
– Прочитайте слоги по строкам. (хором, затем
шепотом друг другу в парах.)
Выборочное чтение
- Чтение слогов с
твердым звуком [л], с мягким звуком [л].
7).
Чтение слов хором по столбикам.
-Глазками
просмотрели и. приготовились читать всему классу.
8)
Выборочное чтение.
-Чтение слов, в
которых первая буква л.
-Чтение слов, в
которых вторая буква л.
- Чтение слов, в
которых нет буквы л.
9)
Самостоятельное чтение предложений.
- После чтения
слов, что нам дали прочитать? (предложение, объясните почему так называем?) (
Слова связаны по смыслу)
- Прочитайте
шепотом самостоятельно.
Проверка
прочитанного.
-О ком говорится в
предложении?
-Что говорится о
Лене?
-Как она ела малину?
-Почему?
- Кто прочитает
предложение всему классу? Составим схему этого предложения на доске.
Вывод:
предложение начинается с заглавной буквы, в конце ставим точку) -А почему
точку? (по интонации- повествовательное). - Сколько слов в предложении? (4)
10)
Физкультминутка. Игра "Поймай звук".
-Встали. Если в
слове услышали твердый согласный звук л- хлопают мальчики, если –мягкий звук л-
девочки.
Учитель
читает слова:
Стул, ель,
купил, карамель, искал, солнышко, соль, мел, пенал, полка, щель, лиса, быль,
пыль.
11). Дифференцированная работа. (По
карточкам)
1) Задание
«Напиши».
– Впишите букву л
в «окошки».
2) Задания
«Сообрази» и «Напиши».
– Впишите буквы в
клеточки.
3) Работе в
группе. Попробуйте решить ребус на карточке.
Проверка-
коллективно.
1)
Прочитайте получившиеся слова по строчкам,
по столбикам.
– Что общего у
слов первой строчки? (Это имена.)
– Прочитайте
только имена девочек.
– Прочитайте самое
короткое слово.
– Прочитайте
слова, в которых буква л обозначает мягкий согласный звук.
– Найдите слово на
второй строчке, в котором есть буква, обозначающая два звука. (Линия – буква я.)
– Прочитайте
слово, в котором больше всего звуков. (Линия – 6 звуков.)
2)
– Прочитайте получившиеся слова.
– Определите, на
сколько в слове «лилия» звуков больше, чем в слове «орел».
– Объясните,
почему в слове «орел» второй звук [о] обозначен буквой ё.
3) – Лизавета –
хитрая, любит все необычное.
– Ребусы – это
загадки, в которых отгадка нарисована. Ее надо увидеть в комбинации фигур,
знаков, букв.
– Сегодня вы
познакомитесь с некоторыми правилами, которые помогут вам не только решать, но
и самим составлять ребусы. (отвечают по 1 ученику с группы)
-Посмотрите
внимательно на получившиеся слова.
-Вывод: - Во всех
словах встречается буква л?
12)
Развитие речи. Составление рассказа о лисе.
–Что вы знаете о
лисе из сказок? Мы знаем лиса в сказках хитрая.
- Какое животное
лиса, дикое или домашнее?
- Где живет лиса?
- Опишите лису.
- Как зовут папу в
семье, маму, детенышей?
-Что ест?
Вывод
- Ребята, что мы сейчас составляли? (предложения)
-У нас получился
рассказ? Почему? (предложения связаны по смыслу)
VI. Рефлексия.
– Лисичке Лизавете
пора возвращаться в лес.
–
Что изучали сегодня? Что нового узнали на уроке?
-С какими звуками мы
познакомились на уроке?
-Назовите букву, которой обозначаются эти звуки. (хором)
- Какая цель была? Мы достигли цели урока? (да, хором)
Самооценка -Что понравилось?
Что было самым трудным?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.