Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект открытого урока по теме: Согласные звуки [л], [л`], буквы Л, л

Конспект открытого урока по теме: Согласные звуки [л], [л`], буквы Л, л

Скачать материал

Тема урокаСогласные звуки [л], [л`], буквы Л, л.

Тип урокаурок «открытия» нового знания.

Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений учащихся о согласных звуках [л], [л`], буквах Л, л.

Задачи:

1.Познакомить с согласными звуками [л], [л`], буквами Л, л.

2.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

3.Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью ИКТ.

4. Воспитывать у школьников положительные личностные качества.

Формировать УУД:

– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

– умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД);

– умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

– умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат.

Предметные:

Знать букву Л, л.

Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Оборудование:

-учебник “Букварь” (часть 1) для 1 класса, авторы Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова

-мультимедиа установка, компьютер;

-рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать»

-схемы

-слоговая таблица

-презентация

Ход урока

I.                  Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро

В нашем путешествии найдём

Помощников весёлых.

- Отгадайте загадку и узнаете, кто будет нам помогать сегодня на уроке:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост – краса.

Кто это? (Лиса.)

Молодцы, ребята, конечно же это лиса. Лисичка Лизавета зовёт нас к себе в гости. Где живёт лиса? Сегодня мы пойдём на прогулку в осенний лес.

 

 

II.               Речевая разминка.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

 

а

я

у

ю

о

ё

э

е

ы

и

м

ма

мя

Му

мю

мо

мё

мэ

ме

мы

ми

н

на

ня

ну

ню

но

нё

нэ

не

ны

ни

р

ра

ря

ру

рю

ро

рё

рэ

ре

ры

ри

 

-Ребята, хором повторим все изученные буквы.

 - Какие мы сейчас прочитали буквы? (гласные)

-А какие ещё бывают?  (согласные)

-Прочитаем слоги.

Вот чему на первый раз

Научился первый класс.

Актуализация знаний. - Как красиво осенью в лесу! На деревьях разноцветные листья, они плавно падают на землю. А под листьям спрятались грибы. Ребята, а вы знаете названия грибов? Сейчас мы это проверим. Вероника, Илья, Алина и Саша приготовили для нас загадки про грибы. Давайте их внимательно послушаем и отгадаем.

- Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми. (Сыроежки.)

- Очень дружные ребята,

У пенька живут… (опята)

- Где хвоинок многовато

Поджидают нас… (маслята)

- Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик.)

Стоят они в лесочке,
В оранжевых носочках,
Милые сестрички,
Имя им …(Лисички)

- Что вы заметили в названии этих грибов? (Их зовут также как нашу хитрую Лисичку.) Значит слово лисичка- имеет много значений, оно многозначное.

(После того, как дети скажут свои варианты ответов, учитель показывает картинки с изображением грибов.)

 

III.            

 

Повторение правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

В букваре живет семья:

Буквы все – от А до Я.

Две команды у них есть,

Кажется, они уж здесь.

- Разложите буквы по командам. (Работа в парах)

– Объясните, почему после буквы а расположены буквы: о, у, э, ы. (они пишутся после буквы твердого согласного звука)

 –Какие буквы пишутся после буквы мягкого согласного звука.

– Прочитайте гласные буквы парами: а – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и.

 (Вывод по каждой паре: после любого согласного звука слышим а, только обозначаем разными буквами, либо буквой а, и либо буквой я)

-Где нам эти знания пригодятся? (при чтении).

IV.            Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку.

Рыжая плутовка обманывает ловко.

Её боится мышка и зайка-шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт, из деревни кур крадёт.

                                      (Лиса.)

– Лисичка Лизавета – героиня многих сказок. Рассмотрите рисунок и назовите, из каких сказок эти лисы. (Теремок, Золотой ключик или приключения Буратино, Лиса и петух, Лиса и заяц)

– Лисичка Лизавета любит повторять: «Маленькое дело лучше большого безделья». - Все слова понятны? Определите смысл этой пословицы.

– Сколько в ней слов?

– Назовите слова, противоположные по значению. (Маленькое – большое, дело – безделье.) -Ребята, слова противоположные по смыслу в русском языке называются антонимы.

– Произнесите хором пословицу еще раз. «Маленькое дело лучше большого безделья».

– Что заметили, какие звуки повторяются чаще других? (Звуки [л], [л’].)

Определим тему урока: – Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?  (звуки [л], [л’] и буква их обозначающая)

-Какой буквой обозначаются эти звуки на письме?

Исходя из темы, поставим цель: познакомиться со звуками [л, л ] и буквой их обозначающей.

Определим задачи:

- дать характеристику этим звукам

-узнать какой буквой будем обозначать на письме

-учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой

– Сегодня вы познакомитесь с новой буквой, научитесь читать новые слова.

V. Изучение нового материала

1). Звуковой анализ слов «луна», «лиса».

Ребята, отгадайте загадку.

 Ночью по небу гуляю

Тускло землю освещаю

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня …. (луной)

– Рассмотрите схему под рисунком.

– Составим звукобуквенную модель слов «луна» (коллективно)

Артикуляция звуков. – Произнесите звук [л].

– Как располагаются видимые органы речи при его произнесении? (Между губами и зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка неба.)

– Произнесите звук [л] еще раз.

– Определите, как проходит воздух через горло при его произнесении, что слышится при этом: голос и шум или только шум? Сделайте вывод.

Вывод: при произнесении звука [л] воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.

-Заменим звуки изученными буквами. 1 ученик к доске. Проверка.

-Звукобуквенный анализ слова «лиса» (самостоятельно) с помощью фишек и букв. 1 ученик - у доски. Проверка. Заменим буквами.

– Дайте характеристику первым звукам этих слов. (согласные, парные, они образуют пару по твердости и мягкости)

3) Знакомство с новой буквой

– Для обозначения твердого согласного [л] и мягкого [л’] существует специальная буква, которую называют буквой «эль». Повторите.

– Рассмотрите букву л. На что похожа буква?

                   Алфавит продолжит наш

                   Буква Л – лесной шалаш.

– Замените буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему? (Нужно выбрать строчные буквы, так как это не имена собственные.)

– Сравните слова «луна», «лиса».

– Определите, сколько в словах одинаковых букв и сколько одинаковых звуков. (2)

– Объясните, почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые. (при чтении после твёрдого согласного звука л произносим у ; а после мягкого согласного звука л произносим и)

-А почему первые буквы одинаковые?

– Вспомните и назовите как можно больше слов со звуком [л], со звуком [л’] и определим место звука в слове. (фронтально)

4) Физкультминутка

 Буквой Л расставим ноги,

Точно в пляске руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

5) Чтение слогов за учителем. (таблица на доске как в учебнике с.69)

– Прочитайте слоги с буквой л. (хором)

Вывод- Как определили, когда читать согласную букву твердо? Мягко?

-обратить внимание сначала на гласные буквы и читать согласный, в 1 таблице твёрдо, во 2 таблице мягко.)

 

6) . Работа по учебнику. С.69

– Прочитайте слоги по строкам. (хором, затем шепотом друг другу в парах.)

Выборочное чтение

- Чтение слогов с твердым звуком [л], с мягким звуком [л].

 

7). Чтение слов хором по столбикам.

 -Глазками просмотрели и. приготовились читать всему классу.

8) Выборочное чтение.

-Чтение слов, в которых первая буква л.

-Чтение слов, в которых вторая буква л.

- Чтение слов, в которых нет буквы л.

9) Самостоятельное чтение предложений.

- После чтения слов, что нам дали прочитать? (предложение, объясните почему так  называем?) ( Слова связаны по смыслу)

- Прочитайте шепотом самостоятельно.

Проверка прочитанного.

-О ком говорится в предложении?

-Что говорится о Лене?

-Как она ела малину?

-Почему?

- Кто прочитает предложение всему классу? Составим схему этого предложения на доске.

 Вывод: предложение начинается с заглавной буквы, в конце ставим точку) -А почему точку? (по интонации- повествовательное). - Сколько слов в предложении? (4)

 

10) Физкультминутка. Игра "Поймай звук".

 -Встали. Если в слове услышали твердый согласный звук л- хлопают мальчики, если –мягкий звук л- девочки.

Учитель читает слова:

Стул, ель, купил, карамель, искал, солнышко, соль, мел, пенал, полка, щель, лиса, быль, пыль.

11). Дифференцированная работа. (По карточкам)

1) Задание «Напиши».

– Впишите букву л в «окошки».

2) Задания «Сообрази» и «Напиши».

– Впишите буквы в клеточки.

3)  Работе в группе. Попробуйте решить ребус на карточке.

Проверка- коллективно.

1)                Прочитайте получившиеся слова по строчкам, по столбикам.

– Что общего у слов первой строчки? (Это имена.)

– Прочитайте только имена девочек.

– Прочитайте самое короткое слово.

– Прочитайте слова, в которых буква л обозначает мягкий согласный звук.

– Найдите слово на второй строчке, в котором есть буква, обозначающая два звука. (Линия – буква я.)

– Прочитайте слово, в котором больше всего звуков. (Линия – 6 звуков.)

2)                – Прочитайте получившиеся слова.

– Определите, на сколько в слове «лилия» звуков больше, чем в слове «орел».

– Объясните, почему в слове «орел» второй звук [о] обозначен буквой ё.

3) – Лизавета – хитрая, любит все необычное.

– Ребусы – это загадки, в которых отгадка нарисована. Ее надо увидеть в комбинации фигур, знаков, букв.

– Сегодня вы познакомитесь с некоторыми правилами, которые помогут вам не только решать, но и самим составлять ребусы. (отвечают по 1 ученику с группы)

 

-Посмотрите внимательно на получившиеся слова.

-Вывод: - Во всех словах встречается буква л?

12) Развитие речи. Составление рассказа о лисе.

 –Что вы знаете о лисе из сказок?  Мы знаем лиса в сказках хитрая.

- Какое животное лиса, дикое или домашнее?

- Где живет лиса?

- Опишите лису.

- Как зовут папу в семье, маму, детенышей?

-Что ест?

Вывод - Ребята, что мы сейчас составляли? (предложения)

 -У нас получился рассказ? Почему? (предложения связаны по смыслу)

VI. Рефлексия.

– Лисичке Лизавете пора возвращаться в лес.

– Что изучали сегодня? Что нового узнали на уроке?

 -С какими звуками мы познакомились на уроке?

-Назовите букву, которой обозначаются эти звуки. (хором)

- Какая цель была? Мы достигли цели урока? (да, хором)

 Самооценка -Что понравилось? Что было самым трудным?

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект открытого урока по теме: Согласные звуки [л], [л`], буквы Л, л"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 761 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.12.2020 375
    • DOCX 113 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Иллона Иосифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Иллона Иосифовна
    Иванова Иллона Иосифовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78159
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе