Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект открытого урока по теме "Решение треугольников" (9 класс)

Конспект открытого урока по теме "Решение треугольников" (9 класс)



Тема урока. «Решение треугольников»

Класс 9

Дата урока: 05.12.2017

Цели урока.

Обучающая. Отработать навыки решения типовых задач с использованием теорем синусов, косинусов, теоремы Пифагора.

Воспитывающая. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающая. Развитие воли и самостоятельности (развитие инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание; развитие умений действовать самостоятельно).

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений


ХОД УРОКА

I. Вступительная часть – 3 мин.

Треугольник… Знакомый вам с детства, и начиная с 7 класса, с уроков геометрии, геометрическая фигура, таит в себе немало интересного и загадочного, как Бермудский треугольник, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты. Знакомые нам фигуры квадрат, параллелограмм, прямоугольник, ромб, трапеция состоят из двух треугольников, если провести одну диагональ и из четырех треугольников, если провести две диагонали. В 10-11 классах тоже применяются решения треугольников, поэтому вы должны научиться решать любой треугольник. Прежде чем решать задачи, повторим тему “Решение треугольников”.

Условия:

быть внимательными и сообразительными;

не оставлять ни одного вопроса без ответа;

на каждое задание минимум времени, но максимум усердия;

не подглядывать, не подслушивать, не мешать соседям.


II. Повторение.

  1. Что называют решением треугольников?

  2. Какие теоремы применяются при решении треугольников?

  3. Сформулируйте теорему синусов? Теорему косинусов?

  4. Чему равна сумма углов треугольника?

  5. Какие задачи при этом можно выделить?

(по стороне и двум прилежащим к ней углам; по двум сторонам и углу между ними; по трём сторонам; по стороне, прилежащему к ней углу и стороне противолежащей данному углу)

  1. Запишите, пользуясь теоремой косинусов, квадрат стороны с треугольника АВС, если: 1) hello_html_m951d0b7.gif=600; 2) hello_html_m951d0b7.gif=300; 3) hello_html_m951d0b7.gif=450. (с222-ав; с222-авhello_html_m323b49ff.gif; с222-авhello_html_m789c5e7.gif)

  2. Чему равен hello_html_18b9db99.gif? (hello_html_m273094f3.gif)

8.. Как, используя теорему косинусов определить вид треугольника? (достаточно определить знак косинуса, соответствующего наибольшему углу, если сторона а наибольшая, то достаточно определить знак величины в222)

9. В треугольнике KLN, KL=8,4 cм, LN=13,2 см, KN=7,5 см. Какой угол треугольника наибольший, какой наименьший?

10. Стороны треугольника 10см, 12см, 7см. Может ли угол, противолежащий стороне 7см, быть тупым? Почему?


11. Стороны треугольника 9см и 12см. Может ли угол, противолежащий стороне равной 9см, быть прямым? Почему?


III. Работа с сигнальными карточками.

Тест на определение истинности (ложности) утверждения и правильности формулировок.


  1. В треугольнике против угла в 150° лежит большая сторона. (И)

  2. В равностороннем треугольнике внутренние углы равны между собой и каждый равен 60°.(И)

  3. Существует треугольник со сторонами: 2 см, 7 см, 3 см. (Л)

  4. Прямоугольный равнобедренный треугольник имеет равные катеты. (И)

  5. Сумма длин двух сторон любого треугольника меньше третьей стороны. (Л)

  6. Если острый угол прямоугольного треугольника равен 60°, то прилежащий к нему катет равен половине гипотенузы. (И)

  7. Существует треугольник с двумя тупыми углами. (Л)

  8. В прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90°.(И)

VI. Отработка формул.

Найдите ошибку в ответе товарища:

1) а2 = в2 + с2 + 2вc cos hello_html_4cf26e18.png4) hello_html_m6ae1b715.gif

2) в2 = а2 + с2 – 2вс cos hello_html_4cf26e18.png 5) hello_html_7486b9da.gif

3) а2 = а2 + с2 - 2ас sinhello_html_4cf26e18.png 6) hello_html_314d301a.gif


III Решение задач на повторение. 2 ученика онлайн-тест.

Решение задач по уровням:

1 группа: уровень С

Задача: В треугольнике АВС угол В равен 600. Биссектриса угла В пересекает сторону АС в точке Д; АД=4см, ВД=6см. Найдите углы треугольника АВС и его сторону АС.

Решение: hello_html_3c0f7090.gif


2 группа: уровень В

Задача: В треугольнике АВС АВ=0,6см, ВС=0,5см, hello_html_158acab1.gif. Найдите сторону АС.

Решение:

hello_html_m291cb7e.gifhello_html_24599752.gifhello_html_70c9c36b.gifhello_html_3b017880.gif


3 группа: уровень А

Задача: В треугольнике АВС АВ=10см, hello_html_1691e1b2.gif. Найдите сторону АС.

Решение:

hello_html_m53d4ecad.gifhello_html_m559f2f12.gifhello_html_2054a711.gifhello_html_7d227518.gif

hello_html_m3625f9dd.gif

IV Историческая справка:

Зачем нужны эти задачи? В Древней Греции, наряду с блестящим развитием теоретической геометрии, научных методов исследования и логических доказательств, большое значение имела прикладная геометрия. Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений.

Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времён.

В 16 – 17 веках всё более развивающаяся промышленность и торговля требуют удовлетворения, в первую очередь, практических нужд. Появление первых инструментов и аппаратов для научных исследований (термометра, телескопа, барометра, микроскопа и др.) вызвало интерес к практической стороне науки и особенно к практической геометрии, которая нужна была для военных целей, мореплавания, строительства и землемерия. В этот период появляется много руководств по геометрии, в которых излагаются правила, формулы и рецепты для решения тех или иных практических задач.



Задача №1. Для украшения новогодней елки высотой 6 м с двух противоположных сторон на расстоянии 4 м от елки вбили в землю два металлических полукольца. Какой должна быть длина тросов, протянутых от верхушки елки к полукольцам? Радиусом колец пренебречь. Найти угол наклона троса.


Задача № 2. Пожарная лестница, стоящая на машине, может быть выдвинута на 20 м, а её крутизна может достигать 700. Основание лестницы находится на высоте 2 м. До какого этажа можно по ней добраться, если высота этажа 3 м?

hello_html_468ba64f.png

hello_html_af61bea.png


Задача № 3. Спортивный самолёт летит по замкнутому треугольному маршруту. Два угла этого треугольника равны 600 и 1000. Сторону, лежащую против третьего угла, он пролетел за 1 час. За сколько времени он пролетит весь маршрут, сохраняя постоянную скорость?

hello_html_50762a2f.png

hello_html_5a15e11a.png
Решение
hello_html_m5ec8e6f5.png

hello_html_m32235fab.png

Ответ: за 4 часа самолёт пролетит весь маршрут.


Задача № 4. Найдите длину отрезка, в концы которого упираются ножки циркуля-измерителя, длиной 15 см, если они образуют угол в 300.

hello_html_m77222bf9.png

hello_html_391e9cd4.png
Решение
hello_html_m28f0d18b.png
Ответ: 7,8 см.


V.Подведение итогов урока.

синквейн- стихотворение по алгоритму: - развивают поэтические способности учеников.


Закончим урок словами великого итальянского ученого Галилео Галилея: “Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и рассуждать”.


VI. Задание на дом. 1. Определить наиболее экономное расходование троса для укрепления елки.

2. 3 уровень:

Задача:

«Две планки длиной 35см и 42см скреплены одним концом. Какой угол между ними надо взять, чтобы расстояние между другими концами планок равнялось 24см?»


2 уровень:

Задача:

«Две планки длиной 35см и 42см скреплены одним концом. Какой угол между ними надо взять, чтобы расстояние между другими концами планок равнялось 24см? Может ли это расстояние для какого-нибудь угла равняться 5см; 80см?»


1 уровень:

Задача:

В 12ч00мин нарушитель свернул с основной магистрали и помчался по шоссе со скоростью 140 км/ч. В 12ч00мин инспектор ГАИ помчался по просёлку со скоростью 70 км/ч на перерез нарушителю. Успеет ли инспектор остановить нарушителя у перекрёстка шоссе и просёлка?


































В Древней Греции, наряду с блестящим развитием теоретической геометрии, научных методов исследования и логических доказательств, большое значение имела прикладная геометрия. Римляне вообще занимались лишь одной практической и прикладной стороной математики, необходимой для землемерия, строительства городов, технических и военных сооружений.

Нить практической геометрии тянулась от вавилонян и древних египтян через Герона вплоть до новых времён.

В 16 – 17 веках всё более развивающаяся промышленность и торговля требуют удовлетворения, в первую очередь, практических нужд. Появление первых инструментов и аппаратов для научных исследований (термометра, телескопа, барометра, микроскопа и др.) вызвало интерес к практической стороне науки и особенно к практической геометрии, которая нужна была для военных целей, мореплавания, строительства и землемерия. В этот период появляется много руководств по геометрии, в которых излагаются правила, формулы и рецепты для решения тех или иных практических задач.











  • Другое
Автор Нелюбина Гульнара Ахуновна
Дата добавления 05.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 763
Номер материала MA-072479
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»