КОНСПЕКТ НОД (ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ) ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
(Учитель-логопед Кумельская Ирина
Эдуардовна, ГБДОУ №107, гр. №5)
ТЕМА:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ З-С» (ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ)
ЦЕЛИ: закрепить умение различать на слух данные звуки, автоматизировать
их правильное произношение изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
связной речи; определять позицию данных звуков в словах, предупреждать
оптическую дисграфию. Продолжать учить образованию существительных и
прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме, учить строить предложения
грамматически правильно, развивать моторику, расширять словарь; прививать навык
четкого выполнения инструкций логопеда, развивать память, внимание, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: кукла
Зима, «волшебная палочка», пособие «Стекло-загадка», пособие «Чудо - звуки».
«Снежный ком» (меховой белый мяч), фигурки зайца и снеговика, мешочек с
игрушками на З-С, пособие «Найди буквы» (формат А-3), фломастеры, книга с
рассказом «Про снежный колобок» Н.Калининой, три сюжетные картинки к рассказу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Оргмомент
- Снова к нам в
окно стучится
Зимушка-красавица.
Просит, милые
ребята,
Вас сейчас
представиться.
(И.
Кумельская)
(Дети и логопед
держатся за руки, стоя в кругу, каждый представляется: «Меня зовут (например,
Саша), я рад (а) вас всех видеть».)
(Предполагается, что
на занятии присутствуют гости.)
II Характеристика звуков
-Друг дружку за
руку возьмем,
К
стеклу-загадке подойдем.
Мы на стеклышко
подуем
И снежинки
нежно сдуем.
(И. Кумельская)
(На разрисованном
«морозными узорами» стекле лежат кусочки ваты. Дети становятся вокруг
«Стекла-загадки» и сдувают «снежинки». Когда не останется ни одного кусочка
ваты, все увидят изображение букв «З» и «С» на стекле.)
-Что вы увидели,
ребята?
-Буквы «З» и «С».
- Какие звуки они
обозначают?
- «З» и «З’», «С» и
«С’».
- Вспомните, какие
они?
- Звук «З» согласный,
твердый, как камушек. Он звонкий, как колокольчик, свистящий, как свисток.
- Звук «З’»
согласный, мягкий, как пушинка. Он звонкий, как колокольчик.
(Подобным образом
дети характеризуют звуки «С», «С’».
Выполняя
характеристику звуков, дети подходят к пособию «Чудо - звуки» (смотрите рис.) и
выкладывают в круге картинки – ассоциации.)
III Дифференциация в слогах
- Зима долго
колдовала,
Заклинание
читала.
Повторите наше
волшебное заклинание:
За-са-за
Зо-зу-со
Зо-за-са.
(Дети повторяют хором
отраженно (вслед за логопедом).)
IV Дифференциация в словах
- В руках ком снежный
подержи
И словечко
подскажи.
Словечко не простое,
а зимнее. Я бросаю вам по очереди «снежок», а вы мне его возвратите и слова со
звуками «З», «С» назовите.
(Дети могут присесть
на колени и прокатить обратно мяч со словами:
« Снегурочка, звук
«С».
Задание можно
усложнить инструкцией: «И место звука в этом слове вы найдите».)
V Дидактическая игра «Доскажи
словечко»
- С волшебной
палочкой пройду,
В поэтов всех вас
превращу.
(И. Кумельская)
(С этими словами
логопед касается детей «волшебной палочкой».)
1) Зайцы рядом с
волком на колючей елке.
Дождик тоже не
простой, в Новый год он…..(золотой).
(Д. Веневитинов)
2) У сестрички у
Маринки на ладошке две ….(снежинки).
(М. Родина)
3) Ой, как больно
щиплет нос мне на улице…..(мороз).
4) Гляди, красны, как
фонари,
Сидят на
ветках……(снегири).
5) Кружатся в небе,
как пушинки,
Резные,
легкие….(снежинки).
(И. Кумельская)
VI Физкультминутка*
Разыграйтесь-ка,
метели! (Дети стоя качаются вправо-влево с поднятыми руками)
Гнитесь ниже,
сосны, ели! ( Достают кистями ступни ног)
Все, что есть в
моем лесу (Круговые движения руками)
Я засыплю, занесу!
(Руки движутся вверх-вниз).
*(По материалам сайта prazdniky.narod.ru)
Возможен вариант:
Артикуляционная
гимнастика
1)
Язычок наш похвалился
И в сосульку превратился (упражнение «сосулька»- язычок острый).
2) Язычок не
унывал,
Он узоры
рисовал (движения языком влево, вправо, вверх, вниз).
VII Дифференциация в словосочетаниях
-Заглянули в гости
к нам
Снеговик и заяц.
Похвалите их,
чтоб у нас
Дружба
завязалась.
Да не просто похвалите,
Ласково их
назовите.
(И. Кумельская)
(На столике стоят
фигурки снеговика и зайца. Дети по очереди им говорят комплименты: зайчишка
(какой?) – пушистенький, трусливенький, короткохвостенький.)
VIII Дифференциация в предложениях
- Друзьям подарки
мы подарим,
Звуки в словах
не потеряем.
Ребята, в моем
необычном мешочке – подарки для снеговика и для зайца. В названиях подарков
спрятались звуки «З» и «С» . Какие игрушки мы подарим с-с-снеговику?
-Игрушки, в названии
которых спрятался «С».
- А какие приготовим
для з-з-зайчика?
- Игрушки, в названии
которых есть «З».
(Игрушки логопед
может положить в мешочек или заранее разложить на столике.)
- Я подарю
с-с-снеговику санки.
- Я хочу подарить
з-з-зайчику коз-зленка.
(Можно уточнять
позицию звука в слове.)
IX Дидактическая игра «Буковки»
Логопед показывает
изображения букв «с» и «з» (пособие «Стекло-загадка»), рассказывая потешки про
них:
С- от бублика кусок.
Кто-то съел в нем
правый бок.
(Г.Г.
Галкина)
Буква З и цифра 3!
Как похожи, посмотри. (Г.Г. Галкина).
Можно предложить
детям повторить хором каждую потешку вслед за логопедом.
А теперь наши руки
помогут нам изобразить букву «С». (Дети выполняют построение буквы с помощью
кистей рук, логопед проверяет правильность выполнения задания.) А теперь –
буква «З».
- На картинку
посмотрите,
Буквы «С» и «З»
найдите.
(На доске – сюжетная
картинка (пособие «Найди букву»). Дети подходят по очереди, обводят фломастером
по контуру найденные буквы.)
Х Дифференциация в
связной речи
- Вы послушайте
рассказ
О снежном колобке
сейчас.
(Логопед читает
рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». Дети отвечают на вопросы по тексту,
ищут слова со звуками «С», «З». Проводится словарная работа.)
- Вьюга злобно
бушевала
И картинки
разбросала.
Их, чтоб рассказ
нам обыграть,
Местами нужно
поменять.
(И. Кумельская)
(На доске – три
сюжетные картинки. После повторного чтения текста логопедом дети переставляют
их в логической последовательности, затем пересказывают (1-2 чел.)
ХI Итог занятия
-Ладошками
прикроем глазки
И возвратимся мы
из сказки
В наш любимый
детский сад,
В группу номер
пять, назад.
(И.Кумельская)
Понравилось ли вам
путешествие? Что больше всего?
(Дети отвечают на
поставленные вопросы.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.