Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Логопедия / Конспект НОД на тему "Дифференциация звуков З-С (Зимнее путешествие в страну звуков)" (подготовительная группа детского сада)

Конспект НОД на тему "Дифференциация звуков З-С (Зимнее путешествие в страну звуков)" (подготовительная группа детского сада)

КОНСПЕКТ НОД (ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ) ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)

(Учитель-логопед Кумельская Ирина Эдуардовна, ГБДОУ №107, гр. №5)


ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ З-С» (ЗИМНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ)

ЦЕЛИ: закрепить умение различать на слух данные звуки, автоматизировать их правильное произношение изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, связной речи; определять позицию данных звуков в словах, предупреждать оптическую дисграфию. Продолжать учить образованию существительных и прилагательных в уменьшительно-ласкательной форме, учить строить предложения грамматически правильно, развивать моторику, расширять словарь; прививать навык четкого выполнения инструкций логопеда, развивать память, внимание, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Зима, «волшебная палочка», пособие «Стекло-загадка», пособие «Чудо - звуки». «Снежный ком» (меховой белый мяч), фигурки зайца и снеговика, мешочек с игрушками на З-С, пособие «Найди буквы» (формат А-3), фломастеры, книга с рассказом «Про снежный колобок» Н.Калининой, три сюжетные картинки к рассказу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I Оргмомент

- Снова к нам в окно стучится

Зимушка-красавица.

Просит, милые ребята,

Вас сейчас представиться.

(И. Кумельская)

(Дети и логопед держатся за руки, стоя в кругу, каждый представляется: «Меня зовут (например, Саша), я рад (а) вас всех видеть».)

(Предполагается, что на занятии присутствуют гости.)

II Характеристика звуков

-Друг дружку за руку возьмем,

К стеклу-загадке подойдем.

Мы на стеклышко подуем

И снежинки нежно сдуем.

(И. Кумельская)

(На разрисованном «морозными узорами» стекле лежат кусочки ваты. Дети становятся вокруг «Стекла-загадки» и сдувают «снежинки». Когда не останется ни одного кусочка ваты, все увидят изображение букв «З» и «С» на стекле.)

-Что вы увидели, ребята?

-Буквы «З» и «С».

- Какие звуки они обозначают?

- «З» и «З’», «С» и «С’».

- Вспомните, какие они?

- Звук «З» согласный, твердый, как камушек. Он звонкий, как колокольчик, свистящий, как свисток.

- Звук «З’» согласный, мягкий, как пушинка. Он звонкий, как колокольчик.

(Подобным образом дети характеризуют звуки «С», «С’».

Выполняя характеристику звуков, дети подходят к пособию «Чудо - звуки» (смотрите рис.) и выкладывают в круге картинки – ассоциации.)


hello_html_m56de6173.jpg


III Дифференциация в слогах

- Зима долго колдовала,

Заклинание читала.

Повторите наше волшебное заклинание:

За-са-за

Зо-зу-со

Зо-за-са.

(Дети повторяют хором отраженно (вслед за логопедом).)

IV Дифференциация в словах

- В руках ком снежный подержи

И словечко подскажи.

Словечко не простое, а зимнее. Я бросаю вам по очереди «снежок», а вы мне его возвратите и слова со звуками «З», «С» назовите.

(Дети могут присесть на колени и прокатить обратно мяч со словами:

« Снегурочка, звук «С».

Задание можно усложнить инструкцией: «И место звука в этом слове вы найдите».)

V Дидактическая игра «Доскажи словечко»

- С волшебной палочкой пройду,

В поэтов всех вас превращу.

(И. Кумельская)

(С этими словами логопед касается детей «волшебной палочкой».)

1) Зайцы рядом с волком на колючей елке.

Дождик тоже не простой, в Новый год он…..(золотой).

(Д. Веневитинов)

2) У сестрички у Маринки на ладошке две ….(снежинки).

(М. Родина)

3) Ой, как больно щиплет нос мне на улице…..(мороз).

4) Гляди, красны, как фонари,

Сидят на ветках……(снегири).

5) Кружатся в небе, как пушинки,

Резные, легкие….(снежинки).

(И. Кумельская)

VI Физкультминутка*

Разыграйтесь-ка, метели! (Дети стоя качаются вправо-влево с поднятыми руками)

Гнитесь ниже, сосны, ели! ( Достают кистями ступни ног)

Все, что есть в моем лесу (Круговые движения руками)

Я засыплю, занесу! (Руки движутся вверх-вниз).

*(По материалам сайта prazdniky.narod.ru)

Возможен вариант:

Артикуляционная гимнастика

  1. Язычок наш похвалился

И в сосульку превратился (упражнение «сосулька»- язычок острый).

2) Язычок не унывал,

Он узоры рисовал (движения языком влево, вправо, вверх, вниз).

VII Дифференциация в словосочетаниях

-Заглянули в гости к нам

Снеговик и заяц.

Похвалите их, чтоб у нас

Дружба завязалась.

Да не просто похвалите,

Ласково их назовите.

(И. Кумельская)

(На столике стоят фигурки снеговика и зайца. Дети по очереди им говорят комплименты: зайчишка (какой?) – пушистенький, трусливенький, короткохвостенький.)

VIII Дифференциация в предложениях

- Друзьям подарки мы подарим,

Звуки в словах не потеряем.

Ребята, в моем необычном мешочке – подарки для снеговика и для зайца. В названиях подарков спрятались звуки «З» и «С» . Какие игрушки мы подарим с-с-снеговику?

-Игрушки, в названии которых спрятался «С».

- А какие приготовим для з-з-зайчика?

- Игрушки, в названии которых есть «З».

(Игрушки логопед может положить в мешочек или заранее разложить на столике.)

- Я подарю с-с-снеговику санки.

- Я хочу подарить з-з-зайчику коз-зленка.

(Можно уточнять позицию звука в слове.)

IX Дидактическая игра «Буковки»

Логопед показывает изображения букв «с» и «з» (пособие «Стекло-загадка»), рассказывая потешки про них:

С- от бублика кусок.

Кто-то съел в нем правый бок.

(Г.Г. Галкина)

Буква З и цифра 3! Как похожи, посмотри. (Г.Г. Галкина).

Можно предложить детям повторить хором каждую потешку вслед за логопедом.

А теперь наши руки помогут нам изобразить букву «С». (Дети выполняют построение буквы с помощью кистей рук, логопед проверяет правильность выполнения задания.) А теперь – буква «З».


hello_html_15f027b6.jpghello_html_6afd1983.jpg


- На картинку посмотрите,

Буквы «С» и «З» найдите.

(На доске – сюжетная картинка (пособие «Найди букву»). Дети подходят по очереди, обводят фломастером по контуру найденные буквы.)


hello_html_m1b4d2da6.jpg


Х Дифференциация в связной речи

- Вы послушайте рассказ

О снежном колобке сейчас.

(Логопед читает рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок». Дети отвечают на вопросы по тексту, ищут слова со звуками «С», «З». Проводится словарная работа.)

- Вьюга злобно бушевала

И картинки разбросала.

Их, чтоб рассказ нам обыграть,

Местами нужно поменять.

(И. Кумельская)

(На доске – три сюжетные картинки. После повторного чтения текста логопедом дети переставляют их в логической последовательности, затем пересказывают (1-2 чел.)

ХI Итог занятия

-Ладошками прикроем глазки

И возвратимся мы из сказки

В наш любимый детский сад,

В группу номер пять, назад.

(И.Кумельская)

Понравилось ли вам путешествие? Что больше всего?

(Дети отвечают на поставленные вопросы.)
















  • Логопедия
Описание:

Цель занятия - закрепить умение различать на слух звуки з-с, автоматизировать их правильное произношение изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, связной речи; определять позицию данных звуков в словах, предупреждать оптическую дисграфию. Дети вспомнят, как образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных , научатся строить предложения грамматически правильно. Занятие в игровой форме поможет развить моторику, расширить словарь, привить навык четкого выполнения инструкций логопеда, а также натренирует память, внимание, мышление.

Ребята с удовольствием окунутся в волшебную зимнюю сказку!

Автор Кумельская Ирина Эдуардовна
Дата добавления 05.09.2017
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 628
Номер материала MA-071643
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы