Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Логопедия / Конспект логопедической викторины "Гласные и согласные".

Конспект логопедической викторины "Гласные и согласные".

Сценарий логопедической викторины «Гласные и согласные».

Предмет (направленность): Логопедия

Класс: 1

Место проведения: класс


Цель: закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися

в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять приобретённые произносительные умения.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух;

  • развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;

  • развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи

Воспитательные:

  • формировать умение работать в коллективе сверстников;

  • воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;

  • воспитывать интерес к логопедическим занятиям


Оборудование: ноутбук, проектор, экран, эмблемы для участников команд (гласные, согласные), бейджики для капитанов команд, табличка «Жюри», бланк для выставления баллов, 2 шкатулки для розыгрывания очерёдности,

магнитофон, диск с песней В.Шаинского «АБВГДКА», карточки с заданием, шариковые ручки, медали для награждения, призы, поощрительные подарки.



Х о д в и к т о р и н ы

Организационный момент: (слайд 1). Звучит песня В.Шаинского «АБВГДКА».

Логопед: Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Для того, чтобы увидеть, чему научились дети проведём логопедическую викторину «Гласные и согласные». Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри, протокол проведения викторины приложение № 1). Мы приветствуем так же наших болельщиков! Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!





Представление команд

Название команды Девиз

Гласные Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

Согласные А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.


1 конкурс «Рифмовки» (слайд 2)

Логопед:

Ребята, каждая команда приготовила для своего противника рифмовку, но при этом договаривать конец предложений мы не будем. Вам необходимо подобрать рифму (участники по очереди произносят свои фразы другой команде).

I. «Г л а с н ы е»

1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,….. (карандаш).

2. С Белоснежкою знаком милый и забавный…..(гном).

3. Лишь пришёл домой Иван, сразу лёг он на…..(диван).

4. Есть у лошади ребёнок: шаловливый…..(жеребёнок).

5. Какие они злючки у кактуса…(колючки).

6. Знают все её в лесу: рыжехвостую….(лису).

7. Совершает перелёт серебристый….(самолёт).

8. «Спартак» забил победный гол. Красивый показал….(футбол). 9. Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).

10. Ос – ос – ос – на палубе …(матрос).

II. «С о г л а с н ы е»

  1. У коровы есть ребёнок милый, ласковый….(телёнок).

  2. Подошёл к концу июнь. Вслед за ним идёт… (июль).

  3. Без неё в морозы зябко. Защитит от стужи….(шапка).

  4. Опечален бегемот, гладит свой большой….(живот).

  5. Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат).

  6. Приглашает всех ребят урожай отведать….(сад).

  7. Любит сало эта птица желтогрудая….(синица).

  8. Ос-ос-ос - щиплет нос… (мороз).

  9. В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб).

  10. Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась).


Жюри объявляет итоги 1 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

2 конкурс «Заколдованное слово» (слайды 3, 4)

Логопед:

Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс необычный и называется «Заколдованное слово». Давайте посмотрим на экран, что же за задание вам необходимо выполнить! (дети угадывают по первым буквам картинок 2 слова). Конкурс проводится на скорость. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 1 очко.

радуга дружба

Жюри объявляет итоги 2 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

3 конкурс «Пропавшая буква» (слайды 5, 6)

Логопед:

Дети, по стечению обстоятельств буквы пропали из слов. Незнайка затрудняется выполнить сам. Давайте ему поможем! Работа с раздаточными карточками (приложение № 2, 2.1). Вставьте в слова пропущенные буквы и прочитайте их. На экране появляется вет.

Жюри объявляет итоги 3 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

Поэтическая пауза. Чтение стихов детьми (слайд 7)


  1. Алфавит - наш лучший друг,

Знают все на свете.

Букв есть множество вокруг,

Учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать,

Азбуку должны все знать.


2 .Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается... гласный



3.Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет – будет жить.

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.




Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.


Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышишь стук,

Значит, к нам добрался звук.



Воздух рвет преграды,

Шум получается,

Воздуха нет совсем,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой? (согласный)



4. Ударный слог, ударный слог.

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.


И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! – и ударил в безударный слог..

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок…

Послушай, молоток,

Не путай слоги.



Опять, озорничая, не солги.

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А, когда его найдем,

Громче всех произнесем.


4 конкурс «Знатоки Что? Где? Когда?» (слайд 8)

Логопед:

Каждой команде за минуту нужно назвать как можно больше слов по их толкованию. Давайте определим, какая команда будет первой (капитаны команд вытягивают из волшебного мешочка значки с номером 1 или 2).



Вопросы № 1

  1. Как называется место, куда прилетают самолёты с пассажирами, багажом, почтой? (аэропорт)

  2. Как называется палка с леской и крючком на конце? С помощью неё ловят рыбу? (удочка)

  3. Как называется рыбный суп? (уха)

  4. Как называется цирк, где выступают только дельфины? (дельфинарий)

  5. Место, где приготавливают и продают лекарство (аптека)

  6. Летние месяцы (июнь, июль, август)

  7. Детёныш овцы (ягнёнок)

  8. Орган зрения (глаз)

  9. Лиственное дерево с белой корой (береза)

  10. Для снеговика катают снежный (ком)

  11. В траве стрекочет и звенит (кузнечик)

  12. Горд, горбат, живёт в пустыне. На себе он носит воду, груз, людей, еду (верблюд)

  13. Рыжие шалуньи, попрыгуньи. Любят грызть орешки (белки)

  14. Спереди - пятачок, сзади - крючок (поросенок)

  15. Гриб - скоморох! Шляпа красная в горох (мухомор)


Вопросы № 2

  1. Самый высокий милиционер (дядя Стёпа)

  2. Трёхглазый помощник дорог (светофор)

  3. Стучит, гремит, вертится, никого не боится, ходит весь век, а не человек (часы)

  4. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

  5. Холодное сладкое лакомство, которое похоже на снег (мороженое)

  6. Нити фонариков на новогодней ёлке (гирлянда)

  7. Человек, который охраняет, сторожит что-либо (сторож)

  8. Сосуд для поливания растений (лейка)

  9. Шкафчик для хранения лекарств (аптечка)

  10. Сумка, которую ученики носят за плечами (ранец)

  11. Длинная тупая игла для вязания (спица)

  12. Сладкое вещество, вырабатываемое пчелами (мёд)

  13. Замерзшая вода (лёд)

  14. Ломтик хлеба с колбасой и маслом (бутерброд)

  15. Место, где растут грибы и ягоды (лес)

Жюри объявляет итоги 4 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ засчитывается 1 очко.

5 конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук» (слайд 9)

Логопед: Каждый из капитанов команд получает шкатулку с буквой (Т или Д), на которую должны быть ответы на 7 вопросов. Капитаны отвечают по очереди.



Буква «Т» в начале слова.

  1. Один из видов транспорта.

  2. Детёныш коровы.

  3. Имя девочки.

  4. Учебная вещь.

  5. Дерево, с которого летит пух.

  6. Мобильный….. (телефон)

  7. С помощью этого предмета рубят дрова.


Буква «Д» в начале слова.

  1. Кто лечит людей.

  2. Имя мальчика.

  3. Зимний месяц.

  4. Музыкальный инструмент.

  5. На нём сидят и спят.

  6. Что улитка носит на себе?

  7. Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает.

Жюри объявляет итоги 5 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.

6 конкурс «Спрятанное слово» (слайды 10, 11)

Логопед:

Каждой команде предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова. Время работы 2 минуты (приложение № 3, 3.1).

Жюри объявляет итоги 6 конкурса. Оценка: за каждое найденное слово 1 очко.

7 конкурс «Редакторы» (слайды 12, 13)

Логопед:

Капитаны команд получают задание на карточках, где необходимо исправить ошибки в предложениях и произнести правильно. Время работы 2 минуты (приложение № 4, 4.1).

Карточка для команды «Гласные»

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов идут дожди.

Брат потерял библиотеку из книги.

Коза принесла девочке корм.

Карточка для команды «Согласные»

Весной луга затопили речку.

Телёнок ведёт девочку на верёвочке.

На тоненьких листьях показались ветки.

Дети набрали костёр для хвороста.

Жюри объявляет итоги 7 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ 1 очко.

Подведение итогов викторины (слайд 14)

Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников призами.

Логопед:

Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, разрешите мне вручить всем участникам викторины медали.

Затем вручение призов победителям викторины и поощрительных подарков.

Желаю всем отличного здоровья и успехов в учёбе!



  • Логопедия
Описание:

Сценарий логопедической викторины «Гласные и согласные».

Предмет (направленность): Логопедия

Класс: 1

Место проведения: класс

Цель: закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися

в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять приобретённые произносительные умения.

Развивающие:

развивать фонематический слух;

развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;

развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи

Воспитательные:

формировать умение работать в коллективе сверстников;

воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;

воспитывать интерес к логопедическим занятиям

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, эмблемы для участников команд (гласные, согласные), бейджики для капитанов команд, табличка «Жюри», бланк для выставления баллов, 2 шкатулки для розыгрывания очерёдности,

магнитофон, диск с песней В.Шаинского «АБВГДКА», карточки с заданием, шариковые ручки, медали для награждения, призы, поощрительные подарки.

Х о д в и к т о р и н ы

Организационный момент: (слайд 1). Звучит песня В.Шаинского «АБВГДКА».

Логопед: Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Для того, чтобы увидеть, чему научились дети проведём логопедическую викторину «Гласные и согласные». Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри, протокол проведения викторины приложение № 1). Мы приветствуем так же наших болельщиков! Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!

Представление команд

Название команды Девиз

Гласные Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать».

Согласные А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

1 конкурс «Рифмовки» (слайд 2)

Логопед:

Ребята, каждая команда приготовила для своего противника рифмовку, но при этом договаривать конец предложений мы не будем. Вам необходимо подобрать рифму (участники по очереди произносят свои фразы другой команде).

I. «Г л а с н ы е»

1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,….. (карандаш).

2. С Белоснежкою знаком милый и забавный…..(гном).

3. Лишь пришёл домой Иван, сразу лёг он на…..(диван).

4. Есть у лошади ребёнок: шаловливый…..(жеребёнок).

5. Какие они злючки у кактуса…(колючки).

6. Знают все её в лесу: рыжехвостую….(лису).

7. Совершает перелёт серебристый….(самолёт).

8. «Спартак» забил победный гол. Красивый показал….(футбол). 9. Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).

10. Ос – ос – ос – на палубе …(матрос).

II. «С о г л а с н ы е»

1. У коровы есть ребёнок милый, ласковый….(телёнок).

2. Подошёл к концу июнь. Вслед за ним идёт… (июль).

3. Без неё в морозы зябко. Защитит от стужи….(шапка).

4. Опечален бегемот, гладит свой большой….(живот).

5. Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат).

6. Приглашает всех ребят урожай отведать….(сад).

7. Любит сало эта птица желтогрудая….(синица).

8. Ос-ос-ос - щиплет нос… (мороз).

9.В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб).

10. Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась).

Жюри объявляет итоги 1 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

2 конкурс «Заколдованное слово» (слайды 3, 4)

Логопед:

Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс необычный и называется «Заколдованное слово». Давайте посмотрим на экран, что же за задание вам необходимо выполнить! (дети угадывают по первым буквам картинок 2 слова). Конкурс проводится на скорость. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 1 очко.

радуга дружба

Жюри объявляет итоги 2 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

3 конкурс «Пропавшая буква» (слайды 5, 6)

Логопед:

Дети, по стечению обстоятельств буквы пропали из слов. Незнайка затрудняется выполнить сам. Давайте ему поможем! Работа с раздаточными карточками (приложение № 2, 2.1). Вставьте в слова пропущенные буквы и прочитайте их. На экране появляется вет.

Жюри объявляет итоги 3 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.

Поэтическая пауза. Чтение стихов детьми (слайд 7)

  • 1.Алфавит - наш лучший друг,

Знают все на свете.

Букв есть множество вокруг,

Учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать,

Азбуку должны все знать.

2 .Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается... гласный

  • 3.Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет – будет жить.

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышишь стук,

Значит, к нам добрался звук.

Воздух рвет преграды,

Шум получается,

Воздуха нет совсем,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой? (согласный)

4. Ударный слог, ударный слог.

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом.

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! – и ударил в безударный слог..

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок…

Послушай, молоток,

Не путай слоги.

Опять, озорничая, не солги.

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А, когда его найдем,

Громче всех произнесем.

4 конкурс «Знатоки Что? Где? Когда?» (слайд 8)

Логопед:

Каждой команде за минуту нужно назвать как можно больше слов по их толкованию. Давайте определим, какая команда будет первой (капитаны команд вытягивают из волшебного мешочка значки с номером 1 или 2).

Вопросы № 1

1. Как называется место, куда прилетают самолёты с пассажирами, багажом, почтой? (аэропорт)

2.Как называется палка с леской и крючком на конце? С помощью неё ловят рыбу? (удочка)

3.Как называется рыбный суп? (уха)

4.Как называется цирк, где выступают только дельфины? (дельфинарий)

5.Место, где приготавливают и продают лекарство (аптека)

6.Летние месяцы (июнь, июль, август)

7.Детёныш овцы (ягнёнок)

8.Орган зрения (глаз)

9.Лиственное дерево с белой корой (береза)

10. Для снеговика катают снежный (ком)

11. В траве стрекочет и звенит (кузнечик)

12. Горд, горбат, живёт в пустыне. На себе он носит воду, груз, людей, еду (верблюд)

13. Рыжие шалуньи, попрыгуньи. Любят грызть орешки (белки)

14. Спереди - пятачок, сзади - крючок (поросенок)

15. Гриб - скоморох! Шляпа красная в горох (мухомор)

Вопросы № 2

1. Самый высокий милиционер (дядя Стёпа)

2.Трёхглазый помощник дорог (светофор)

3.Стучит, гремит, вертится, никого не боится, ходит весь век, а не человек (часы)

4.Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

5.Холодное сладкое лакомство, которое похоже на снег (мороженое)

6.Нити фонариков на новогодней ёлке (гирлянда)

7.Человек, который охраняет, сторожит что-либо (сторож)

8.Сосуд для поливания растений (лейка)

9.Шкафчик для хранения лекарств (аптечка)

10. Сумка, которую ученики носят за плечами (ранец)

11. Длинная тупая игла для вязания (спица)

12. Сладкое вещество, вырабатываемое пчелами (мёд)

13. Замерзшая вода (лёд)

14. Ломтик хлеба с колбасой и маслом (бутерброд)

15. Место, где растут грибы и ягоды (лес)

Жюри объявляет итоги 4 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ засчитывается 1 очко.

5 конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук» (слайд 9)

Логопед: Каждый из капитанов команд получает шкатулку с буквой (Т или Д), на которую должны быть ответы на 7 вопросов. Капитаны отвечают по очереди.

Буква «Т» в начале слова.

1. Один из видов транспорта.

2.Детёныш коровы.

3.Имя девочки.

4.Учебная вещь.

5.Дерево, с которого летит пух.

6.Мобильный….. (телефон)

7.С помощью этого предмета рубят дрова.

Буква «Д» в начале слова.

1. Кто лечит людей.

2.Имя мальчика.

3.Зимний месяц.

4.Музыкальный инструмент.

5.На нём сидят и спят.

6.Что улитка носит на себе?

7.Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает.

Жюри объявляет итоги 5 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.

6 конкурс «Спрятанное слово» (слайды 10, 11)

Логопед:

Каждой команде предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова. Время работы 2 минуты (приложение № 3, 3.1).

Жюри объявляет итоги 6 конкурса. Оценка: за каждое найденное слово 1 очко.

7 конкурс «Редакторы» (слайды 12, 13)

Логопед:

Капитаны команд получают задание на карточках, где необходимо исправить ошибки в предложениях и произнести правильно. Время работы 2 минуты (приложение № 4, 4.1).

Карточка для команды «Гласные»

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов идут дожди.

Брат потерял библиотеку из книги.

Коза принесла девочке корм.

Карточка для команды «Согласные»

Весной луга затопили речку.

Телёнок ведёт девочку на верёвочке.

На тоненьких листьях показались ветки.

Дети набрали костёр для хвороста.

Жюри объявляет итоги 7 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ 1 очко.

Подведение итогов викторины (слайд 14)

Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников призами.

Логопед:

Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, разрешите мне вручить всем участникам викторины медали.

Затем вручение призов победителям викторины и поощрительных подарков.

Желаю всем отличного здоровья и успехов в учёбе!

Скачать материал
Автор Никитина Наталья Иосифовна
Дата добавления 24.12.2016
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 491
Номер материала MA-069177
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»