Конспект
логопедического занятия на тему:
«Родственные
слова»
Тема: родственные
слова.
Цель:
знакомство с родственными словами.
Задачи:
1.Учить детей выделять на слух из текстов
стихотворений и рассказов родственные слова. Формировать у детей навыки подбора
родственных слов
2. Развивать слуховую память, зрительное
восприятие.
3.Воспитывать желание детей работать в
группах.
Оборудование:
Тетрадь, ручка, карточки.
Словарная работа: безводье,
водосброс, водокачка, водомерка, наводчик, ходули.
Ход
занятия:
1 Орг.момент.
Л.: Здравствуйте ребята! Мы сегодня с
вами отправимся в волшебный лес. В этом лесу нас ждут разные интересные
испытания, захватывающие приключения, новые друзья, а главное мы узнаем много
нового. Вы готовы к путешествию?
Р.: да!
Л.: Ребята вы могли бы, показать мне
детей, которые утром не хотят вставать; которые капризничают; которые не хотят
учиться. А теперь давайте проверим, проснулись вы или нет. Покажите мне
указательный палец правой руки (логопед показывает большой палец), а теперь
большой палец левой руки (логопед показывает мизинец), покажите мне оба больших
пальца (логопед показывает два больших пальца). Молодцы ребята, теперь я вижу
что вы проснулись, присаживайтесь.
Л.: Ребята, давайте с вами поиграем в
игру «Да – нет». Я буду называть вам пары слов, а вы должны будете определить
родственные эти слова или нет.
Р.: корова – телёнок – нет;
Рис – рисунок – нет;
Двор – дворик – да;
Коза – козлёнок – да;
Горевать – горка – нет;
Вода – проводник – нет.
Л.: Молодцы ребята! А теперь я хочу
вам предложить поиграть в ещё одну очень интересную игру, она называется
«Четвёртый лишний». Я буду называть вам по 4 слова, а вы должны будете определить
одно лишнее слово и объяснить, почему вы так думаете.
Р.: горный, пригорок, горюшко,
гористый.
Водянистый, водиться,
подводник, заводная.
Поле, полевой, напольная, полюшко.
Рисование, рисовый, зарисовка,
разрисовать.
Пилка, опилки, копилка, лесопилка.
Оливка, подливка, разливка, заливка.
Сделка, отделка, сиделка, самоделка.
Л.: Ребята, какие же вы молодцы, всё
правильно говорите. А можно мне вам дать очень сложное задание?!
Р.: безводье, водосброс, водокачка,
водомерка, наводчик.
2. Сообщение темы занятия
Л.: Ребята, вы догадались, какая у
нас сегодня тема занятия?
Р.: родственные слова.
Л.: а кто мне может рассказать, что
такое родственные слова?
Р.: родственные слова - это 1 слова,
имеющие общий корень; 2 эти слова сходны по смыслу.
Л.: Я вам уже говорила о том, что лес
в который мы отправляемся – волшебный, на деревьях в этом лесу вместо листьев
растут слова.(на доску прикрепляются 3 дерева , в листьях которых написаны
слова). Ребята, посмотрите внимательно на первое дерево. Прочитайте,
пожалуйста, по очереди друг за другом, слова, написанные в листочках.
Р.: Дерево №1:сад, садовый, посадить,
посадки, садовник.
Дерево №2: воз, возить, перевозка,
повозка, возчик.
Дерево №3: ход, ходить, ходок, ходули,
прохожий.
Л.: Как вы думаете, что общего в
словах, написанных на его листочках?
Р.: У этих слов общий корень.
Л.: Правильно ребята, молодцы!
Кстати, наш волшебный лес называется лесом родственных слов. Отправляемся в
путешествие! Но для того чтобы получить пропуск в лес вы должны будете к
слову лес, подобрать как можно больше (не меньше 10), родственных слов.
Р.: лесник, лесистый, лесок, лесище,
лесовод, лесопилка, лесной, лесничий, лесоруб, перелесок.
Л.: давайте убедимся, что это
родственные слова, запишем их по памяти и выделим корень.
3. Физкультминутка
Л.: Ребята, вы, наверное, устали,
давай немножко отдохнём.
«Буратино потянулся
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на мысочки стать»
Л.: Ребята, найдите слово из которого
выросли 3 дерева, которые встретились у нас на пути.
Р.: Дерево №1-сад.№2-воз.№3-ход.
Л.: молодцы, вы всё сделали верно! А
теперь мы сядем на волшебный ковёр-самолёт и полетим в лес!
Л.: Ребята, вот мы и прилетели, но посмотрите
у нас на пути стоит железный дровосек. Он не пропустит нас в лес, если мы не
поможем ему выполнить одно задание. Для этого нам придётся разбиться на две
команды. Каждая команда получит карточки со словами. Ваша задача распределить
слова на 3 группы родственных слов. Каждую группу слов закрасьте одним цветом.
Та команда, которая справится с заданием быстрее,получит от дровосека волшебную
пятёрку. Постарайтесь, пожалуйста.
Р.: (дети получают карточки со
словами)горе, сгореть, прогорать, горный, горка, гореть, горюшко, горевать,
пригорок, пригорюнился, гористая, горючий.
Л.: ребята, а что такое горе?
Р.: горе – это чувство.
Л.: молодцы ребята, вы помогли
дровосеку!
Л.: Ребята, вот мы и в лесу.
Посмотрите, дровосек предлагает вам поиграть с орешками, растущими в этом лесу.
Л.: В каждом орешке рисунок, который
нужно положить в волшебную ячейку, чтобы получилось много новых слов.(каждый
ребёнок получает картинки-пиктограммы и таблицы)
Р.: зуб:
-ик;-астый;-очек;-очистка;-ной.
Л.: молодцы, ребята вы и с этим
заданием справились. Поможем дровосеку справиться со сложным заданием, вы
должны будете записать слова, найти среди данных слов родственные и подчеркнуть
их.
Р.: море, озеро, моряк, река,
якорь, лодка, парус, плавать, купаться, морской.
4. Пальчиковая гимнастика
Л.: Ребята, давайте разомнём наши
пальчики.
Р.: « Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.»
Л.: Дровосек предлагает поиграть вам
в игру «Скажи, кто он, если он такой?»
Образец: храбрый – храбрец.
Р.: смелый – смельчак
Лживый – лжец
Сильный – силач
Весёлый – весельчак
Добрый – добряк
Ленивый – ленивец
Гордый – гордец
Умный – умник
Красивый – красавец
Ловкий – ловкач.
Л.: вы молодцы, отлично справились с
заданием. А теперь я предлагаю вам разбиться на пары. Каждая пара получит
карточку с текстом, из которого нужно будет выписать родственные слова.
Р.:
№1. Саша Орлов кормит зимой
птиц. Он припас корм, сделал кормушку. Хороший у
птиц кормовой столик.
№2. Свет вечерней зари угас.
Солнце перестало светить. В траве блестят светлячки.
Зажглись светлые звёзды.
№3.Наступила тёмная ночь.
Мы ночевали у костра. Ночные бабочки летели на огонь.
№4.Был тёплый зимний денёк. Хлопьями падал
мягкий снежок. На школьный двор выбежали дети. Они стали играть
в снежки. Володя катал снежный ком. В воздухе кружились
пушистые снежинки.
5. Итог занятия
Л.: Вот и подошло к концу наше
путешествие по волшебному лесу родственных слов. Ребята, скажите мне, пожалуйста,
что же такое родственные слова? Приведите примеры родственных слов.
Р.: родственные
слова - это слова, имеющие общий корень; эти слова сходны по смыслу. Дом –
домовой – домовёнок. Молодцы ребята! До свидания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.