Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект логопедического занятия "Ударение".

Конспект логопедического занятия "Ударение".

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Конспект логопедического занятия на тему:

«Родственные слова»

Тема: родственные слова.

Цель: знакомство с родственными словами.

Задачи:

1.Учить детей выделять на слух из текстов стихотворений и рассказов родственные слова. Формировать у детей навыки подбора родственных слов

2. Развивать слуховую память, зрительное восприятие.

3.Воспитывать желание детей работать в группах.

Оборудование:

Тетрадь, ручка, карточки.

Словарная работа: безводье, водосброс, водокачка, водомерка, наводчик, ходули.

Ход занятия:

1 Орг.момент.

Л.: Здравствуйте ребята! Мы сегодня с вами отправимся в волшебный лес. В этом лесу нас ждут разные интересные испытания, захватывающие приключения, новые друзья, а главное мы узнаем много нового. Вы готовы к путешествию?

Р.: да!

Л.: Ребята вы могли бы, показать мне детей, которые утром не хотят вставать; которые капризничают; которые не хотят учиться. А теперь давайте проверим, проснулись вы или нет. Покажите мне указательный палец правой руки (логопед показывает большой палец), а теперь большой палец левой руки (логопед показывает мизинец), покажите мне оба больших пальца (логопед показывает два больших пальца). Молодцы ребята, теперь я вижу что вы проснулись, присаживайтесь.

Л.: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Да – нет». Я буду называть вам пары слов, а вы должны будете определить родственные эти слова или нет.

Р.: корова – телёнок – нет;

Рис – рисунок – нет;

Двор – дворик – да;

Коза – козлёнок – да;

Горевать – горка – нет;

Вода – проводник – нет.

Л.: Молодцы ребята! А теперь я хочу вам предложить поиграть в ещё одну очень интересную игру, она называется «Четвёртый лишний». Я буду называть вам по 4 слова, а вы должны будете определить одно лишнее слово и объяснить, почему вы так думаете.

Р.: горный, пригорок, горюшко, гористый.

Водянистый, водиться, подводник, заводная.

Поле, полевой, напольная, полюшко.

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать.

Пилка, опилки, копилка, лесопилка.

Оливка, подливка, разливка, заливка.

Сделка, отделка, сиделка, самоделка.

Л.: Ребята, какие же вы молодцы, всё правильно говорите. А можно мне вам дать очень сложное задание?!

Р.: безводье, водосброс, водокачка, водомерка, наводчик.

2. Сообщение темы занятия

Л.: Ребята, вы догадались, какая у нас сегодня тема занятия?

Р.: родственные слова.

Л.: а кто мне может рассказать, что такое родственные слова?

Р.: родственные слова - это 1 слова, имеющие общий корень; 2 эти слова сходны по смыслу.

Л.: Я вам уже говорила о том, что лес в который мы отправляемся – волшебный, на деревьях в этом лесу вместо листьев растут слова.(на доску прикрепляются 3 дерева , в листьях которых написаны слова). Ребята, посмотрите внимательно на первое дерево. Прочитайте, пожалуйста, по очереди друг за другом, слова, написанные в листочках.

Р.: Дерево №1:сад, садовый, посадить, посадки, садовник.

Дерево №2: воз, возить, перевозка, повозка, возчик.

Дерево №3: ход, ходить, ходок, ходули, прохожий.

Л.: Как вы думаете, что общего в словах, написанных на его листочках?

Р.: У этих слов общий корень.

Л.: Правильно ребята, молодцы! Кстати, наш волшебный лес называется лесом родственных слов. Отправляемся в путешествие! Но для того чтобы получить пропуск в лес вы должны будете к слову лес, подобрать как можно больше (не меньше 10), родственных слов.

Р.: лесник, лесистый, лесок, лесище, лесовод, лесопилка, лесной, лесничий, лесоруб, перелесок.

Л.: давайте убедимся, что это родственные слова, запишем их по памяти и выделим корень.

3. Физкультминутка

Л.: Ребята, вы, наверное, устали, давай немножко отдохнём.

«Буратино потянулся

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

Три нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на мысочки стать»

Л.: Ребята, найдите слово из которого выросли 3 дерева, которые встретились у нас на пути.

Р.: Дерево №1-сад.№2-воз.№3-ход.

Л.: молодцы, вы всё сделали верно! А теперь мы сядем на волшебный ковёр-самолёт и полетим в лес!

Л.: Ребята, вот мы и прилетели, но посмотрите у нас на пути стоит железный дровосек. Он не пропустит нас в лес, если мы не поможем ему выполнить одно задание. Для этого нам придётся разбиться на две команды. Каждая команда получит карточки со словами. Ваша задача распределить слова на 3 группы родственных слов. Каждую группу слов закрасьте одним цветом. Та команда, которая справится с заданием быстрее,получит от дровосека волшебную пятёрку. Постарайтесь, пожалуйста.

Р.: (дети получают карточки со словами)горе, сгореть, прогорать, горный, горка, гореть, горюшко, горевать, пригорок, пригорюнился, гористая, горючий.

Л.: ребята, а что такое горе?

Р.: горе – это чувство.

Л.: молодцы ребята, вы помогли дровосеку!

Л.: Ребята, вот мы и в лесу. Посмотрите, дровосек предлагает вам поиграть с орешками, растущими в этом лесу.

Л.: В каждом орешке рисунок, который нужно положить в волшебную ячейку, чтобы получилось много новых слов.(каждый ребёнок получает картинки-пиктограммы и таблицы)

Р.: зуб: -ик;-астый;-очек;-очистка;-ной.

Л.: молодцы, ребята вы и с этим заданием справились. Поможем дровосеку справиться со сложным заданием, вы должны будете записать слова, найти среди данных слов родственные и подчеркнуть их.

Р.: море, озеро, моряк, река, якорь, лодка, парус, плавать, купаться, морской.

4. Пальчиковая гимнастика

Л.: Ребята, давайте разомнём наши пальчики.

Р.: « Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик сел и съел,

Оттого и потолстел.»

Л.: Дровосек предлагает поиграть вам в игру «Скажи, кто он, если он такой?»

Образец: храбрый – храбрец.

Р.: смелый – смельчак

Лживый – лжец

Сильный – силач

Весёлый – весельчак

Добрый – добряк

Ленивый – ленивец

Гордый – гордец

Умный – умник

Красивый – красавец

Ловкий – ловкач.

Л.: вы молодцы, отлично справились с заданием. А теперь я предлагаю вам разбиться на пары. Каждая пара получит карточку с текстом, из которого нужно будет выписать родственные слова.

Р.:

1. Саша Орлов кормит зимой птиц. Он припас корм, сделал кормушку. Хороший у птиц кормовой столик.

2. Свет вечерней зари угас. Солнце перестало светить. В траве блестят светлячки. Зажглись светлые звёзды.

3.Наступила тёмная ночь. Мы ночевали у костра. Ночные бабочки летели на огонь.

4.Был тёплый зимний денёк. Хлопьями падал мягкий снежок. На школьный двор выбежали дети. Они стали играть в снежки. Володя катал снежный ком. В воздухе кружились пушистые снежинки.

5. Итог занятия

Л.: Вот и подошло к концу наше путешествие по волшебному лесу родственных слов. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что же такое родственные слова? Приведите примеры родственных слов.

Р.: родственные слова - это слова, имеющие общий корень; эти слова сходны по смыслу. Дом – домовой – домовёнок. Молодцы ребята! До свидания.

  • Другое
Автор Жукова Татьяна Викторовна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 193
Номер материала MA-073874
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы