Конспект
логопедического занятия с учащимися 3 класса
Тема:
Безударные гласные
- логопедическая: выделение
гласных звуков из слов;
- лексическая: цветы;
- грамматическая: нахождение
и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
Цели:
- образовательные:
- упражнять в
написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;
- коррекционные:
- совершенствовать
навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и
в умственном плане;
- уточнять и
обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова
«цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и
антонимов;
- развивать функции
словоизменения;
- воспитательные:
- воспитывать
бережное отношение к природе;
Оборудование: индивидуальные
зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность
«цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.
ХОД
ЗАНЯТИЯ
I.
Организационный момент
1. Произнесение гласных с
использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции
гласных звуков).
2. Из ряда букв запомнить
гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике
Р, А, В, И, К;
О, З, Х, Ш, У;
Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;
Логопед:
– Какие гласные буквы вы еще
знаете?
– Назовите все 10 гласных букв.
3. Сообщение темы занятия
Логопед: Очень
много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один
звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что
если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если
гласная безударная?
Дети: Значит
необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит
под ударением.
Логопед: Сегодня
мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они
находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова.
(Дети
записывают тему занятия в тетрадях)
II.
Основная часть
1. Развитие фонематического
анализа и синтеза.
Логопед: А
название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к
схеме.
(На
магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)
2. Расширение и уточнение
словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие
валентностей слов.
Логопед: Нашими
помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он
некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при
этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать
слово, связанное с цветком.
Однокоренные
слова
Логопед: Запишите
однокоренные слова для слова «цветок».
(Дети
записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы,
цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный,
цвести)
В помощь логопед задает
вопросы:
а) помещение, где растут
цветы;
б) человек, который выращивает цветы;
в) женщина, которая продает цветы;
г) киоск, в котором продают цветы.
Логопед:
– Выделите общую часть
родственных слов.
– Какая гласная стоит после буквы в?
– Как называется общая часть родственных слов?
– Поставьте ударение.
– В какой позиции находится гласная в корне?
– Как проверить правильность ее написания?
(Лепестки с
написанными словами прикрепляются к цветку).
Слова,
обозначающие признаки предмета
Логопед: Ребята,
а какие бывают цветы?
(На каждом
лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются
цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной?
Цветы, которые пахнут?)
Логопед: Ответьте
на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.
(Ответы:
полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие).
Логопед:
– Поставьте ударение.
– В каких словах ударение падает на гласную в корне?
– В каких словах есть безударная в корне?
– Подберите проверочные слова.
(Проверочные
слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и
прикрепляют их к цветку).
Логопед: А
какого цвета бывают цветы?
(Дети
записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).
Физкультминутка
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(Дети
выполняют соответствующие движения под счёт).
Слова,
обозначающие действия предметов
Логопед: Теперь
украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета.
Какие действия может совершать цветок?
расцветает
зацветает
увядает
отцветает
|
распускается
радует
звенит
растет
|
Логопед: Соедините
красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.
(Задания
выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).
Развитие
функции словоизменения
Дидактическая игра «Доскажи
словечко». Измените слово «цветок» по смыслу.
В цветнике расцвел …
(цветок).
В мире лучше нет … (цветка).
Очень рады мы … (цветку).
Мы несем домой …(цветок).
Мы любуемся …(цветком).
И поем мы о …(цветке).
Развитие
валентностей слова «цветной»
Логопед: Составьте
словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки.
(Картинки:
шары, телевизор, капуста, карандаши, платок, фонарики)
В каких словосочетаниях
слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?
Развитие
связной речи
Работа с деформированным
предложением и текстом.
(Слова –
опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они,
любуются, их, красотой).
Логопед:
– А какие цветы вы знаете?
– Составьте предложения, пользуясь опорными словами.
– Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
– Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
– Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
– Какими родственными словами мы проверим сомнительные гласные?
(Дети
выполняют задание в тетрадях)
Словесно-логические
задачи
Логопед: Прочитайте
предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.
- В саду расцвели
белые розы.
- На стене висит
цветной ковер.
- Лицо цветовода
цветет от радости.
III. Итог
занятия
Логопед:
– О чем мы сегодня говорили?
– Послушайте стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы.
– О чем это стихотворение?
Как нужно относиться к природе?
Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке
напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши
желания обязательно исполнятся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.