Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект к уроку географии на тему "Почва- особое природное образование" (6 класс)

Конспект к уроку географии на тему "Почва- особое природное образование" (6 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Открытый урок по географии, с записью видеоматериала

Учебный предмет: география

Учитель: Бычкова Екатерина Игоревна,

учитель географии МБОУ «Средняя школа №53»

Класс: 6 «б»

Авторы и название УМК: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева. «География. Начальный курс»

Тема урока: Почва - особое природное образование.

Тип урока: Занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.

Цели урока:

  • Создать условия для формирования у учеников понятия о почве, как особом природном теле, разнообразии почв, для усвоения учащимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

  • Выделить главное свойство почвы – плодородие.

  • Познакомить обучающихся с типами почв России и Ивановской области.

  • Содействовать формированию у учащихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

  • Развивать исследовательский подход к изучению природных объектов.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: медиапроектор, презентация, учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями для проверки домашнего задания, наглядные материалы: пророщенный овёс, образцы почв.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва, плодородие, выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв, узнать какой тип почв характерен для нашей области, сравнить виды почв и выявить сходства и различия.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в парах, группе, бережное отношение к богатству страны - почве.





Ход урока

  1. Организационный этап, проверка ДЗ.

Добрый день, рада вас видеть. На сегодняшнем уроке нас ждёт много нового и интересного, давайте приступим!

Но для начала, отметим отсутствующих.

Проверим, как вы справились с домашним заданием.

-Итак, что мы прошли на прошлом уроке? (тему Биосфера)

Сейчас 6ым из Вас я выдам карточки с заданием, а с остальные ответят на мои вопросы устно. Когда мы закончим с устным опросом, я соберу карточки, не забудьте подписать их.

  1. Что такое широтная зональность? Какова главная причина её возникновения? (Природные условия на Земле закономерно изменяются с географической широтой. Причина –изменения соотношения тепла и влаги на разных широтах)

  2. Перечислите природные зоны, которые вы запомнили с прошлого урока. Какая из них самая жаркая и сухая? Какая самая холодная? (Влажные экваториальные леса, саванны, пустыни и полупустыни, степи, широколиственные леса, смешанные леса, тайга, тундра, арктические и антарктические пустыни)

  3. В какой природной зоне расположена наша Ивановская область? бласть расположена на стыке двух зон: европейской тайги и смешанных лесов)

  4. Какова главная причина возникновения высотной поясности? (Соотношение тепла и влаги меняется с высотой)

  5. Почему условия существования организмов в океане благоприятнее, чем на суше? (в воде нет резких колебаний температур)

  6. Какие 3 группы организмов, населяющих океан вы знаете? Приведите примеры? (планктон, нектон, бентос)

















Карточка проверки домашнего задания №1

Ф.И. класс:

Вопрос:

Ответ:

Биосфера - это ……… оболочка Земли

(«живая»)

Изменение на суше соотношения …….. и ……, видов растений и животных от экватора к полюсам привела к возникновению природных зон.



(тепла и влаги)

О какой природной зоне идет речь:

«Недостаток влаги, животный мир разнообразней чем растительный, многие растения видоизменили свои листья в колючки, а корни некоторых достигают нескольких метров! «



(зона пустынь)

О какой природной зоне идет речь:

«Здесь царство елей, сосен и других хвойных деревьев, что могут переносить холода, Людское население здесь довольно редкое, зато по лесам бродят бурые медведи, и множество диких зверей»





(зона тайги)

Распределите морских организмов по группам, к которым они относятся:

1) Креветка

2) Устрица

3) Акула

Планктон

Нектон

Бентос





(Креветка)





(Акула)





(Устрица)







Карточка проверки домашнего задания №2

Ф.И. класс:

Вопрос:

Ответ:

«Живая» оболочка Земли - это ………



(«биосфера»)

Изменение на суше соотношения тепла и влаги, видов растений и животных от экватора к полюсам привела к возникновению ………. зон



(природных)

О каких природных зонах идет речь:

«Эти две зоны –царства снега и льда, тесно связанные с холодными морями. Знаменитые «птичьи базары» можно увидеть здесь. А располагаются зоны на большей части островов Северного ледовитого океана и в Антарктиде»



(арктические и антарктические пустыни)

О какой природной зоне идет речь:

«Эта зона – славится самой плодородной почвой - черноземами, а так же бескрайними полями трав. Зона очень сильно распахана и служит нуждам сельского хозяйства»



(зона степей)

Распределите морских организмов по группам, к которым они относятся:

1) Микроскопические рачки

2) Мидия

3) Сельдь

Планктон

Нектон

Бентос



Микроскопические рачки




Сельдь




Мидия









2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(слайд 1)

- Зачитаю вам небольшой текст: « Есть на свете чудесная кладовая - положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови…»- Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется? О чём таком особенном и чудесном мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

это почва. (предполагаемый ответ учащихся)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о почве.

(слайд 2)

Запишем тему урока: Почва - особое природное образование.

Обучающиеся записывают тему урока

Мы видим почву каждый день под ногами. А что бы вы хотели узнать о почве? Каковы наши сегодняшние задачи? (записываю на доске то, что детям хотелось бы узнать)

(слайд 3)

-Что такое почва?

-Из чего она состоит?

- Что такое плодородие?

-Как образуется почва?

- Почва везде одинаковая или разная?

-Как правильно называется почва нашей области?

-как охранять почву?

- почему же она особое природное образование?

(если не догадываются – задаю наводящие вопросы)



- Отлично! Попробуем узнать всё это!



(слайд 4)

  1. Актуализация знаний.

Вспомните, в 5 классе мы с вами говорили, что впервые о почве, как об особом теле природы, наряду с животными и растениями и минералами,  заговорил Василий Васильевич Докучаев.

Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по России Докучаев преодолел свыше 10 тыс. км., собрал тысячи проб... Доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы, а мы с вами попробуем еще раз подтвердить это.

  1. Первичное усвоение новых знаний.


Образование почв – это сложный процесс. Начинается  этот процесс с разрушения горных пород. Без горной породы не смогла бы образоваться ни одна почва. Недаром ученые называют породу, на которой она формируется, материнской.

На горных породах поселяются первые растения и животные.

Умирая, они перегнивают, и образуют темное вещество – перегной. Постепенно его количество увеличивается, все больше растений и животных получают здесь питательные вещества, необходимые для жизни.  Так образуется почва.

(слайд 5)

- Используя картинки из презентации давайте назовем состав почвы?

(Воздух, вода, органические и минеральные вещества, песок и глина, мелкие камушки)

- Отлично! А теперь попробуем составить схему «Образование почвы» в тетради.

Вместе с обучающимися составляем схему «Образование почвы»

(слайд 6)

Почва



Образование перегноя

(перегнившие остатки растений и животных)

Разрушение горных пород на песок, глину, мелкие камушки

(под воздействием времени, воды, ветра, перепадов температур)





+ =





Итак, как мы видим, почва состоит из «живого» и «неживого» материала. В этом её уникальность! Вот почему она «особое» природное тело.


Но это далеко не последний интересный факт о почве.


- Посмотрите, что я вам принесла (показываю проросший овес в стеклянном стакане).

А смогло бы это растение вырасти просто так? А выросло бы оно на камне или глине?

-нет !

- Правильно! Потому что только почва обладает особым свойством – плодородием! А плодородие зависит от того, сколько в почве перегноя (гумуса).

Запишите в тетрадь:

(слайд 7)

  • Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений

  • Перегной (гумус)– вещество, образующееся при разложении остатков растений и животных.

(записывают в тетрадь).

Ну а теперь вы кое – что уже сами знаете о почве. Нам нужно выбрать правильное определение почвы:


(слайд 8)

  1. Верхний слой земли.

  2. Верхний слой земли, где есть песок, глина, мелкие камни.

  3. Верхний слой земной коры на суше, обладающий плодородием.

  4. Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.

- обоснуйте, почему вы сделали такой выбор? (Если дети не называют правильный ответ, задаю наводящий вопрос)

Давайте проверим, правы ли вы. Откройте Стр. 143 и найдите там определение почвы.

(слайд 9)

Итак вывод : Почва – это особое природное образование, развивающееся долгое время, как результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов. (записывают в тетрадь)



Давайте немножечко передохнём! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА («Потягушки», разминка пальчиков, расслабление глаз)



Как вы думаете, почвы одинаковы?

- нет

- Верно. Давайте посмотрим, какие они бывают.

(слайд 10)

Больше половины территории России находится в зоне лесов, здесь сформировались дерново -подзолистые почвы .

- Под безжизненными пустынями образуются – пустынные почвы.

- Под степями , где очень много трав, которые постоянно отмирают – самые плодородные – чернозёмы!

Есть и другие типы почв. Но пока мы поработаем с теми, что я назвала.

-Давайте докажем что почвы очень разные! Выполним в парах небольшое задание:

(слайд 11)

Я раздам вам образцы почв, (раздаю коробочки с почвами) а вы, в парах, посмотрите на них и попробуете устно ответить на вопросы:

  1. Как называется почва?

  2. Откуда она?

  3. Цвет почвы?

  4. Примерный состав почвы?

  5. Как вы думаете, насколько она плодородна?

(Дети рассматривают образцы, отвечают)

-Отлично поработали! Итак, мы с вами еще раз доказали, что почвы не одинаковы на разных территориях. А какие леса у нас растут на территории нашей Ивановской области? (смешанные)

- Какие пары работали с почвами смешанных лесов, как они называются?

Дерново –подзолистые!

-Правильно!









(слайд 12).

Прочитайте пословицу и поясните ее смысл: «Земля заботу любит»

(ответы детей)

- Хорошо. Значит о почве нам надо заботится и охранять её. Ну, теперь нам только осталось выяснить, кто же враги у такого уникального природного объекта как почва? Как думаете? Дайте развернутый ответ.

(Вода, овраги, ветер, человек)

-Ребята, а как вы думаете, почва со временем теряет свое плодородие?

-Какие меры необходимо принимать, чтобы почва не теряла своего плодородия?

Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека. Охрана почв – важнейшая задача человечества!

5) Первичная проверка понимания, первичное закрепление.


Что ж, мы узнали много нового на уроке. Давайте проверим, всем ли всё понятно, на все ли ваши вопросы, что были заданы в начале урока, мы ответили? Проверим:

-Итак, мы дали определение , что же такое почва ? (зачитывают)

-Из чего состоит почва?

- Как она образуется почва?

- Что же такое плодородие?

- почему же почва особое природное образование?

- В разных местах нашей страны почва одинаковая или разная?

-Как правильно называется почва нашей области?

-как и от кого можно охранять почву?

- Что вам особенно запомнилось из новой темы?

-Отлично! Мы за урок ответили на все ваши вопросы!





7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


(слайд 13)

Давайте запишем домашнее задание, оно представлено на слайде:

Параграф 43 (стр. 143-144), устно ответить на вопросы 1-3 (стр.147)

*Стр.144. на рис. 95. Сравнить 2 почвенных профиля, аналогично, как сравнивали почвы на уроке.

Задание по желанию, на дополнительную оценку:

  1. Нарисовать рисунок «Состав почвы», на котором, с помощью стрелок, подписать все составляющие почву части.

  2. Нарисовать схему «Жизнь растения: от семечка до перегноя»


8) Рефлексия (подведение итогов занятия)


(слайд 14)

-Давайте оценим наш сегодняшний урок.

- На слайде представлено 3 высказывания. Я их зачитаю, а вы, пожалуйста, поднимите вверх руку тогда, когда я буду читать то высказывание, с которым вы согласны. Руку поднимаем только один раз.

  1. Сегодняшний урок мне не понравился.

  2. Мне кажется, сегодня был обычный урок.

  3. Сегодня на уроке мне было очень интересно, и я узнал/ла много нового!

- Спасибо за вашу оценку! Буду ждать вас на следующем уроке, в среду. Не забудьте выполнить домашнее задание! До свидания!





  • Другое
Описание:

Конспект к уроку географии на тему "Почва- особое природное образование" (6 класс)

Автор Бычкова Екатерина Игоревна
Дата добавления 10.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 686
Номер материала MA-073336
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»