Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению " Части речи. Трудолюбивая старушка"

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению " Части речи. Трудолюбивая старушка"

Скачать материал

Конспект  интегрированного урока.

 

              Русский  язык      Литературное чтение          3 класс

 

Тема: Части речи. Общее понятие.   Ю.  Мориц «Трудолюбивая старушка»

Цели: 1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи. 

Продолжить знакомство с творчеством Ю. Мориц,  учить определению жанра и темы художественного   произведения, совершенствовать навыки анализа, делать выводы.

2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. 
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности. 

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание.

Оборудование: интерактивная доска , презентация реквизиты для инсци-нирования, иллюстрации к  произведению, конверты для составления кластера

тесты 
Тип урока: Знакомство с новым материалом. 
Методы: проблемный ,частично – поисковый ,наглядный ,игровой 
Формы работы: фронтальная, индивидуальная ,парная
Технология: элементы развивающего обучения, ИКТ, здоровьесберегающая.

Ход урока 
I. Вводно – мотивационный этап. 
1. Психологический настрой 
Давайте повернёмся к гостям, и поздороваемся.
И друг другу улыбнитесь. 
 Когда мы улыбаемся, то работают 32 мышцы лица, а когда хмуримся – 17. Значит полезнее улыбаться. Ну вот мы уже начали трудиться на уроке.

«Сказка умница и прелесть с нами рядышком живёт» (Раздел по лит. чтению)

- Какой жанр литературы мы изучаем.

Устное народное творчество или фольклорные мотивы

-назовите разделы этого жанра

Пословицы, сказки, поговорки, потешки, песенки, загадки.

Прочитайте девиз урока.

Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

II. Операционно – познавательный этап 
1. Выход на тему и цель урока. 

- Как вы думаете, какое, слово лишнее в строке. Объясните свой выбор.

Работа , скука, лодырь  превращать, зевота

Ленивый , трудолюбивая,  метёт,  добрейшая

Значит наш урок будет посвящен разделу –Части речи.

- на какие две большие группы делятся части речи?

- Самостоятельные и служебные.

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. 
Представление гостей. 
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. 
Как зовут нашего гостя? (Имя существительное) 
(слайд № 2) 
– Посмотрите, какие предметы у дедушки существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы. 
мышка, кошка, мальчишка, старушка, мушка, избушка
 Итак: Что обозначает существительное? 

- На какие вопросы оно отвечает? 

-Назовите грамматические категории имени существительного
  
б) Встречайте второго гостя 
Художницу нашу знает весь свет 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и в одном числе. 
– Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) 
(слайд № 3) 
А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному? 
▪ Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая. 
▪ Мальчишка был (какой?), а стал другой, весёлый 
▪ Бабушка была   (какая?) а стала красивой, молодой, модной,
: Итак: Что обозначает имя прилагательное? 
На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 

-Назовите грамматические категории имени прилагательного.
в) Встречайте третьего гостя 
Я, страшное дело, какой деловой, 
В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, 
Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, 
И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, 
И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, 
А после работы в тени отдыхаю. 
Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол
(слайд № 4) 
Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении. 
Так какие действия выполняет глагол? 
(Что делает?) Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.) 
: Итак: Что обозначает глагол? 
На какие вопросы отвечает глагол? (молодцы)

Итак, какие части речи вы знаете??

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог

4.Этап частичного закрепления.

Посмотрите на таблицу в учебнике, что заметили?

-  Появилась ещё одна самостоятельная часть речи.

В чём сходство с именем существительным?

Местоимение указывает на предмет, но не называет его.

  физминутка

-Давайте , пользуясь  знаниями о частях речи  применим свои знания.

Задания, вы должны выполнить в паре. Вам нужно придумать свой ход выполнения упражнений без использования тетрадей. Найти подходящий выбор для выполнения. ( 6 мин)

Упр. 206, (1часть) 208,210, 212  ( устно в учебнике)

-Когда пара закончить все задания, посигналит своими

- Кто испытывал затруднения?

5 Этап перехода к литературному чтению.

- Ребята, назовите предметы , которые были у дедушки существительного?

Мышка, кошка, мальчишка, мушка, старушка, избушка-  это герои нашей стихотворения, автором которой является Юнна Мориц. ( слайд)

Стихотворение Крыша. –( опережающее задание)

Знакомство со сказкой «Трудолюбивая старушка» приготовили дети (инсценировка)

Какое настроение про прослушивании стихотворения?

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?  Хорошо живётся героям?

-Какое чувство вы испытываете к старушке?  Почему? А к остальным жителям?

За старушку обидно, за жителей – стыдно.

- Прочитайте сказку самостоятельно, подчеркните имя прилагательное, которое повторяется.

Ленивый, ленивая, ( лень – Ожегов, опережающее задание)

Пословицы: У лентяя Федорки, всегда отговорки.

                     Кто ленив, тот соплив.

 - Почему они повторяются ( рассказывают какой мальчишка, какая мышка) то есть дают характеристику нашим героям.

Найди прилагательные, которые характеризуют старушку.

Добрейшая, неленивая, трудолюбивая.

- Докажите  словами  стихотворения.  (глаголы)

- За мышку-……….., за мальчишку-……….., за мушку-………., за кошку-………. .

- Верно ли поступает старушка?

- Ответьте на вопрос в конце стихотворения.

Как жили бы в этой

Ленивой избушке,

Не будь на земле

Неленивой старушки?

Чтение стихотворения выразительно .

Рефлексия

Работа в парах.

Составление кластера. ( по частям речи) Работа в парах.

Итог  урока

Сейчас, для вас творческое задание. Вам надо ответить на вопрос в начале стихотворения.

Читаем.

 Написать небольшое пожелание, совет старушке.

( 3 мин)

  Итог урока.

д/з. Выучить своё стихотворение Юнны Мориц

 

     КГУ «ОСШГ №1» имени Н. Островского

    Учитель: Макарова О. Ф.

     2015-2016 учебный год. 

 

 

 

 

 

  
 
 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению " Части речи. Трудолюбивая старушка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект интегрированного урока представлен в виде веерной интеграции. Тема русского языка "Части речи" закрепляется и отрабатывается на основе изучения стихотворения Ю. Мориц "Трудолюбивая старушка". На уроке представлены различные методы и формы работы: работа в парах, инсценирование, составление кластера, опережающее задание.К конспекту составлена презентация, отражающая материал по теме: Части речи"

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 477 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.11.2020 137
    • DOCX 24.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лакомкина Луиза Фирдависовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лакомкина Луиза Фирдависовна
    Лакомкина Луиза Фирдависовна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85836
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 26 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 43 регионов

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 20 регионов

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 9 регионов