Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / История / конспект интегрированного урока по истории и литературы в 11 классе по теме "Под жерновами революции 1917г"

конспект интегрированного урока по истории и литературы в 11 классе по теме "Под жерновами революции 1917г"

hello_html_md4ad127.gifhello_html_79510543.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m3ee93e8c.gifhello_html_4e113570.gifhello_html_21cef5d6.gifhello_html_55f8e389.gifhello_html_m33aa9f76.gifhello_html_md4ad127.gifИнтегрированный урок истории и литературы

Тема: «Под жерновами революции 1917г»

(На основе исторических материалов и поэмы А.Блока «Двенадцать»)

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цели для ученика:

  1. Иметь представление о неоднозначных оценках событий октября 1917 года.

  2. Знать даты событий, исторических деятелей, поэтов, произведения, художников и их полотна.

  3. Уметь работать с источниками, анализировать их, давать оценку высказываниям и событиям.

  4. Владеть навыками анализа публицистического и художественного текста.

Цель для учителя:

Научить анализировать исторические документы, художественное произведение и произведение изобразительного искусства и применять исторические знания при анализе художественных произведений.


Задачи:

  1. Проанализировать исторические документы и сделать вывод, как в них представлена революция.

  2. Ответить на вопрос: «Какой изобразил революцию Блок?»

  3. Выразить своё видение революции.

Оборудование: распечатки на столах (карты урока, отрывки из статьи «Интеллигенция и революция» А.Блока, поэма Блока, высказывания о революции 1917 г., музыка Свиридова «Время вперед», песня И.Талькова «Россия», краски, бумага, интерактивная доска, презентация (Notebook)

Форма проведения урока: групповая

Эпиграф: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!»

А. Блок.

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет, -
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...

Ф.И.Тютчев





Ход урока:

  1. Вступительное слово. Учитель истории.

- Сегодня у нас необычный урок – это урок истории и литературы.

- Тема нашего урока: «Под жерновами революции 1917г»

Наверное, вы теперь догадались, зачем домашним заданием вам было дано найти в словаре толкование слова «жернова».

Так что же означает слово «жернова»?

Ответы детей:

-Жернова –это мельничный каменный круг для перетирания, размола зёрен муку. Их использовали уже в 3-2 в д.н.э в плоть до раннего средневековья.

Учитель литературы.

- В каком значении употреблено слово жернова в теме нашего урока? Объясните, что значит попасть в жернова революции?

Ответ детей: в переносном.

Учитель истории. - А теперь обозначьте главный вопрос урока, на который мы должны найти ответ.

(ответы учащихся) Мы должны понять, почему революция разделила общество.

- Сегодня мы постараемся установить, каким образом события революции 1917г могли разделить общество на разные мировоззренческие группы.

Учитель литературы.

Сегодня мы будем говорить об одном самом ярком представителе этого периода и очень важном, переломном моменте в жизни и творчестве Блока (для поэта эти понятия неразделимы) – РЕВОЛЮЦИИ. И, обратившись к одному из его самых парадоксальных произведений – поэме «Двенадцать», мы откроем для себя, что увидел и услышал Блок в роковой революции 1917 года.

Блок с нетерпеньем ждал обновления и всеми силами старался приблизить это время. И вот, наконец, наступила эпоха великих потрясений.

  1. Работа с историческими документами. Исследование проблемы.

Учитель: истории

- В истории нашей страны, пожалуй, нет страницы более сложной и противоречивой, чем время революции 1917г.

Случайность или закономерность? Оценка событий и в те дни, и сейчас неоднозначна. Разные политические лидеры, представители научной и творческой интеллигенции по-разному оценивали события 1917 года.


Проблемное задание учащимся.

И сейчас я предлагаю ознакомиться с теми документами, в которых изложены различные точки зрения на интересующую нас проблему.

- Но прежде мы вспомним причины революции и основные события.

Предлагаю разделиться на 3 группы.

1-я группа будет работать с документами, раскрывающими причины революции.

2-я группа рассмотрит мнения политиков и историков относительно событий революции 1917г

Надеюсь, что у вас найдутся аргументы «за» или «против» различных мнений.

Музыка Свиридова

1 группа

  1. «…. Не будь войны,- писал Ленин в мае 1917 г., - Россия могла бы прожить годы и даже десятилетия без революции против капиталистов. При войне это объективно невозможно. Так стоит вопрос. Так он поставлен жизнью….» (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.32,с.31

Из записок В.В.Шульгина о событиях 27 февраля (1 Мировая война.)

  1. Из записок В.В.Шульгина о событиях 27 февраля

Может он (царь) царствовать? Может ли? О, как это узнать, как? Нет…. не может…. У него – никого, никого… Есть скверноподданные и открытые мятежники…

Чтобы спасти… надо или разогнать всю эту сволочь (и нас вместе с ними) залпами, или…. Или надо отречься от престола…. Ценою отречения спасти жизнь государю… и спасти монархию…..…(Кризис власти)

  1. Философ Ф.Степун писал: «С убийством Столыпина даже и в консервативных кругах исчезла надежда, что власть как-нибудь справится со своей «исторической задачей». Во всем чувствовался канунный час. Всем было ясно, что Россия может быть спасена только радикальными и стремительными мерами». (решение аграрного вопроса)

  2. М. Волошин

С Россией кончено... На последях

Ее мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях.

Распродали на улицах: не надо-ль

Кому земли, республик да свобод,

Гражданских прав? И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль...(аграрный вопрос, политический вопрос, национальный вопрос)

  1. Ричард Пайпс «Агония старого режима. 1905-1917» (книга «Русская революция»)

«…Узаконивая профсоюзы, имперское правительство узаконило и стачки, прежде запрещенные. И в этом свете рост забастовочного движения (более чем в половине случаев речь шла об остановке работы на два–три дня) было бы, наверное, правильней расценить как признак зрелости рабочего класса в России, что, исходя из опыта западных стран, должно было привести к большей социальной стабильности…». (рабочий вопрос)

2 группа:

П.Н.Милюков: (27) января 1859, — русский политический деятель, историк и публицист. Лидер Конституционно-демократической партии (кадеты). Министр иностранных дел Временного правительства в 1917 году.

«Начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность».



В.И.Покровский:правовед(1838—1915) — земский статистик, экономист, редактор и педагог. Член-корреспондент Петербургской академии наук

Возбуждая массы и в свою очередь возбуждаемая ими часть (социалистов – большевики) поднялась до истинного пафоса человеконенавистничества, до истерического исступления. Быть может, в некоторые “светлые промежутки” у отдельных вожаков большевизма и возникала мысль о необходимости остановиться и начать делать хоть какую-нибудь положительную работу..., но на этом пути положительного строительства они роковым образом были обречены на неудачу.

З.Гиппиус-8 (20) ноября 1869, Белёв, — 9 сентября 1945, — русская поэтесса и писательница.

Россией сейчас распоряжается ничтожная кучка людей, к которой вся остальная часть населения, в громадном большинстве, относится отрицательно и даже враждебно.



И.В.Сталин «Логика вещей»

Что делали тогда большевики?

Большевики готовились к перевороту. Они считали, что взятие власти пролетариатом - единственный выход из тупика войны и хозяйственной разрухи. Они считали, что без такого переворота немыслимы разрыв с империализмом и освобождение России от когтей последнего. Они созвали съезд Советов как единственный преемник власти в стране.

Сначала революция, потом - мир!

Искандеров А.А. « Очерки новейшей истории советского общества»

«Это была действительно великая революция. Во-первых, она вызвала коренные изменения в общественном развитии России, ликвидировав, по существу, все институты и структуры старых режимов»



Учитель истории:

- Итак, послушаем 1 группу. Как вы справились с заданием. Анализируя цитаты, вы должны были определить причины революции. Вам слово.

- Скажите, а можно ли сказать, что главной причиной революции стала 1 мировая война?

- Она обострила все остальные причины.

- Вспомните что послужило поводом для февральских выступлений рабочих Петрограда ? (послужили длинные очереди, вызванные перебоями с поставками хлеба, резкое повышение цен на масло, мясо и другие продукты.)

- Но вы можете себе представить следующую картину: зима 1942 года, блокада Ленинграда, вмёрзшие в рельсы трамваи, отсутствие электричества, суточную 200-граммовую пайку хлеба срезают ещё на 50 граммов. В ответ рабочие останавливают станки и выходят на улицы с плакатами «Долой советскую власть!», «Долой Сталина и Жданова!». Войска Ленинградского и Волховского фронтов оставляют окопы и присоединяются к демонстрантам??? Такое возможно было в 1942г?

Учитель истории.

- С точки зрения истории это называется – революционной ситуации. Её основу составляет общенациональный кризис, которого в 1942 году не было. А «кризис верхов» и «низов» складывается не только из непосредственно текущих событий, а исходит из далёкого прошлого. Россия – единственная страна в мире, где официальное рабство существовало 400 лет, вплоть до второй половины XIX века. Именно это и привело монархическую Россию к страшному революционному взрыву. Вдумайтесь, в Лондоне в 1860 году уже метро строили. А у нас деревни в карты проигрывали, дворяне человеческих детей на борзых щенков обменивали. При этом изображали просвещенность, одной рукой писали исторические трактаты, а другой рукой заливали расплавленный свинец в глотки крепостных мужиков.

-Итак, мы установили, что основными причинами революции стала 1 мировая война, нерешенность аграрного, политического, рабочего и национальных вопросов.

3) Учитель литературы

Работа с отрывками из статьи «Интеллигенция и революция» Александра Блока. Исследование.

- Александр Александрович Блок Октябрь 1917 года принял безоговорочно, восторженно, сразу же поверил в могущество происходящего, в его созидательную силу. Об этом свидетельствует его статья «Интеллигенция и революция». Как он оправдывает «чёрную злобу», толкнувшую народные массы в водоворот революции? Прочитайте отрывки из статьи и найдите ответ на этот вопрос.

«Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет назад здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.

Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и клёнами господа показывали свою власть: тыкали нищему – мошной, а дураку – образованностью»

Вывод: Катастрофичность всего мироощущения, неподдельный жертвенный порыв и , конечно, острое сознание социальной несправедливости – вот что бросило Блока объятия революции.

- Какими словами заканчивается статья?  Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию»)

Поэту казалось, что сам он улавливает в грохоте событий её грозную, но величественную «музыку».

- А теперь послушаем 2 группу.

- Однозначна ли была оценка революционных событий?

Какие точки зрения присутствовали?

Точки зрения на революционные события осень 1917 г.



Венец развития человечества, Великая ошибка истории

высший итог и смысл жизни


- Познакомившись с мнениями современников революционных событий и оценкой с позиций сегодняшнего дня, вы заметили неоднозначность оценок.

Учитель литературы.

- Писатели и поэты также противоречиво оценивали события октября 1917 года, от «Моя революция, пошел в Смольный» Маяковского до «Окаянных дней» Бунина.

- Вспомните, как отнеслись к революции русские писатели и поэты Серебряного века, с творчеством которых мы уже знакомы.

(Ответы учащихся.

И.А.Бунин решительно не принял Февральскую, а затем Октябрьскую революцию 1917 года.

В дневниках этих лет Бунин характеризует революцию как начало безусловной гибели России в качестве великого государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый пролог к неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, трудовой народ, страну.

21 октября 1928 года Бунин закончил «Окаянные дни» Эта книги публицистики написана необыкновенно сильно, темпераментно, «личностно». Политические оценки писателя дышат враждебностью, даже ненавистью к большевизму и его вождям.

Книга проклятий, расплаты и мщения, она по темпераменту, желчи и ярости не имеет ничего равного в ожесточенной «белой» публицистике. Потому что и в гневе, аффекте, почти исступлении Бунин остается художником: это только его боль, его мука, которую он унес с собой в изгнание.


Февральскую революцию Куприн А.И. принял с восторгом, но по отношению к Октябрьской он занял противоречивую позицию. Писатель сомневался в ее успехе и ее подлинно народной сущности. В этом состоянии растерянности Куприн эмигрировал в 1919 году во Францию


Революцию М.Горький принял неоднозначно. Искренне веря в ее необходимость и гуманистический пафос социального преобразования действительности, он опасался искажения ее идеалов в крестьянской стране, полагая, что крестьянство – косная, неспособная к движению и развитию масса – по сути своей не может быть революционно. Эти сомнения были выражены в цикле статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в 1917-1918 гг. в газете «Новая жизнь».

Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о тотальном разрушении жизни, культуры, государства.


- Но каково ваше отношение к данным оценкам революции 1917 года? Чье мнение вам ближе? Сейчас вы сможете выразить свое точку зрения на происходившие события 1917г с помощью цвета, т.е. красок и бумаги. И попытаетесь объяснить свое видение.

- Я предлагаю вам занять места согласно табличкам

1. «Венец развития человечества, 2. «Великая ошибка истории»

высший итог и смысл жизни»


- Вам дается время для установления связи творчества и истории.. (дети рисуют)

- Вот видите, ребята, как трудно даже нам, живущим десятилетия спустя, однозначно ответить на этот вопрос.

-А теперь послушаем ваше объяснение. Что вы хотели передать вашими рисунками?

Знакомство с картиной Кустодиева «Большевик»

(Учитель истории):

- А сейчас мы с вами совершим путешествие в Третьяковскую галерею, где находится одна из самых известных картин Бориса Кустодиева «Большевик». СЛАЙД.

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Слайд портрет

Это, пожалуй, единственный случай в мире, когда обреченный на неподвижность и медленную смерть человек создавал самые, что ни на есть праздничные, самые красочные и радостные творения. Едва оправившись от тифа, он пишет одну из своих знаменитых картин – «Большевик».

-Что пытался передать художник своей картиной? (ответы детей)

- Картина – символ времени, она передает героику, романтику революционной эпохи, помогает глубже понять происходящее. «Большевик» - видение революции Кустодиевым.

- Рождается гиперболический образ – «большевик» (1920 г.), которого долгое время считали, чуть ли не апологией нового строя. Но так ли это? Современное прочтение картины стало другим. Обратите внимание - на большевика.

Этот страшный, с остекленелыми глазами идол, который вот-вот снесет своим гигантским сапожищем церковь, преграждающую ему путь, более похож на образ смерти. Красный флаг отнял краски жизни у вымороженного пространства. То ли река огня, то ли крови. Какой серой и безликой стала толпа. Умерли все краски, затаились звуки, исчезло чувство праздника. Любимый художником мир старой России ломался, историческая гармония была нарушена.

-Мы познакомились с вами с еще одним видением революции, которое можно описывать по-разному.

4) Учитель литературы. Аналитическая беседа по поэме А.Блока «Двенадцать».

Учитель: Вообще «Двенадцать» - парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно - «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла еще современников Блока. По утверждению В.Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей».

- С чего начинается поэма? Какая картина рисуется? Ученики : В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег). Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.) Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Во второй строфе ветер упоминается в пятый раз, он – на всем Божьем свете, и всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет. Учитель: Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия?

Ученики: Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами.

Учитель: Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На этот вопрос попытаемся ответить в конце урока и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание по литературе:- Письменно ответьте на один из вопросов:

  1. Как в поэме отразилась революционная эпоха?

  2. Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?

Учитель: Разберемся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

Ученики: «Двенадцать» - эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Учитель: Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Как Блок передает «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали?

Ученики: Прежде всего, «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается Мерный шаг.

Вот - проснется

Лютый враг (гл.11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше - пошел разгул:

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании...

Вся эта разноголосица, какофония, треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

Учитель: Какие образы-символы заметили в поэме?

Ученики: В первых двух строках Блок представляет ее ведущие образы-символы: это и свет тьма, и добро зло, и старое новое. Третья строка: вводится новый образ — образ ветра; он дается в традиционном для поэзии Блока значении стихии и перемен. Следующим появляется в поэме образ человека, не стоящего на ногах под ударами ветра. Важно подчеркнуть, что поэт не конкретизирует этот образ — это ни красный, ни белый, ни революционер, ни реакционер — это человек вообще, которому негде укрыться от всепроникающего ветра революции.

Ветер, вьюга, снег - постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Черный вечер./ Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пес безродный», Христос.

Учитель: Возвращаемся к первому вопросу. Обратите внимание на второй эпиграф. Как вы понимаете стихотворные строчки Ф.И.Тютчева?

- Какое же значение имеет образ Христа в поэме?

Ученики: Во-первых, появление Христа нельзя считать неожиданным: начиная с первой же строфы поэмы, образ Творца постоянно присутствует в ней. Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Одни — видевшие в поэме «прославление» Блоком революции — считали, что Христос чужд революции и ее идеалам, другим виделось кощунство в том, что Блок поставил Христа впереди убийц.

Во-вторых, необходимо обратиться к записной книжке поэта, к записи от 18 февраля. Почему поэту «страшно, что опять Он с ними» ? Изначально христианство — религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе. Вероятно, можно говорить о том, что та революция, которая вихрем пронеслась по России и принесла столько горя, — это «конец исторического процесса», конец когда-то начатого именем Христа похода. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути — ибо он не принес ни мира, ни добра — похода.

Учитель: Что значит «Надо Другого»? О ком это? Почему Он обязательно нужен?

Ученики: Возможно, Христос в финале поэмы потому берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение — человека — наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан... Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но все же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра... Без Него такой надежды быть не может... Наверное, поэтому поэма, начинающаяся с черного цвета («Черный вечер»), заканчивается все-таки белым: «В белом венчике из роз...».

Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз».

Учитель: «Христос в поэме - антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

Познакомимся с оценкой образа Христа в поэме «Двенадцать», которая была дана А.Гореловым: «Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»

Согласны ли вы с такой оценкой?

(Ответы учеников.)


Музыка Талькова

Вывод. Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.
В концепции поэмы сказались противоречия мировоззрения Блока, с одной стороны человека, желающего верить в новое, созидательное, с другой стороны гражданина, человека творческого, мыслящего, имеющего в своей основе нравственные начала русского народа, вечные ценности христианства. Отсюда и неприятие старого и неприятие нового, антигуманного, могущего переступить через любого человека, сделать несчастным и безучастным к страданиям ближнего. И только тогда достигается мировая гармония, когда переступившие через кровь придут к вере, христианским заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

Ученики: Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

- Заполните лист экспресс-диагностики.

Тезисы

Да

Нет

1. Мысли, прозвучавшие на уроке, противоречат моим прежним представлениям.

 

 

2. Узнал много нового и интересного о революции 1917 г.

 

 

3. Понравилась такая интерпретация блоковской поэмы.

 

 

4.Хочу узнать подробнее о творчестве Блока.

 

 

5. Этот урок повлиял на мое мировоззрение.

 

 


6. Заключение. (Учитель истории)

- Но давайте не будем никого строго судить. Ни тех, кто воспел события тех лет, искренне веря в мировую революцию, когда все люди станут одной большой и дружной семьей. Ни тех, кто наступал на горло собственной песне, чтобы идти в ногу со своим веком. Ни тех, кто «бросил землю на растерзание врагам», обрекая себя на добровольное изгнание. Жизнь – очень сложная штука. А самое ценное для нас в творческом наследии поэтов ХХ века – это идеи гуманизма, терпимости, ценности человеческой жизни и, конечно, огромной любви к своей родине, стране «с названьем кратким «Россия».

Песня «Россия» Талькова.

-На этом наш урок окончен. Всем спасибо. Домашнего задания по истории не будет.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карта урока


Тема: «Под жерновами революции 1917г»

(На основе исторических материалов и поэмы А.Блока «Двенадцать»)




  1. 1. Определите главный вопрос урока

2. Работа с эпиграфом

  1. Работа с историческими документами

  1. Группа 1 - Причины революции









Революция 1917 года





ВЫВОД: Революция - случайность или неизбежность?





  1. Группа 2 - Точки зрения на революционные события осени 1917 г.













Вывод: собственная точка зрения на произошедшие события 1917 года.









  1. 1. Работа со статьей А.Блока «Интеллигенция и революция»

Прочитайте отрывки и ответьте на вопросы:

«Почему дырявят древний собор? – …….

Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – …..

Почему валят столетние парки? – ….

2.Работа над поэмой А.Блока «Двенадцать»

1 группа - Найдите и зачитайте о том, как в поэме сказано о поведении обывателей (старушки, дамы…)

2 группа - Найдите и зачитайте о том, как в поэме сказано о поведении двенадцати вооруженных революционеров.

3 группа - Найдите и зачитайте приметы революционного времени.

Зачитывают отрывки из поэмы.

Вывод: Какой изобразил поэт революцию? Подберите эпитеты.

Блок увидел революцию ……., ………, …….. .

























  • История
Описание:

Интегрированный урок по истории и литературы по теме "Под жерновами революции 1917г". Урок был дан для защиты категории. Прошел очень успешно.

Были поставлены следующие цели и задачи:

Цель для учителя:

  • Научить анализировать исторические документы,художественное произведение и произведение изобразительного искусства и применять исторические знания при анализе художественных произведений.

Задачи:

  • 1.Проанализировать исторические документы и сделать вывод, как в них представлена революция.
  • 2.Ответить на вопрос: «Какой изобразил революцию Блок?»
  • 3.Выразить своё видение революции.

Оборудование: распечатки на столах (карты урока, отрывки из статьи «Интеллигенция и революция» А.Блока, поэма Блока, высказывания о революции 1917 г., музыка Свиридова «Время вперед», песня И.Талькова «Россия», краски, бумага, интерактивная доска, презентация (Notebook)

Автор Светличная Марина Анатольевна
Дата добавления 10.12.2016
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1054
Номер материала MA-068955
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы