Интегрированный урок физики и технологии
Конспект
урока «Свойства древесины» (6 класс)
Данный урок
является интегрированным уроком по технологии и физике. Это связано с тем, что
в данной теме имеются понятия, определения и формулы, которые изучаются на
уроках физики в 7 классе. Ранее эта тема до введения ФГОС рассматривалась в 7
классе. Поэтому и появилась идея привлечь учителя физики для более интересной
подачи материала. Интегрированная форма
проведения урока позволяет сократить время на изучение элемента этой темы на
уроках физики в 7 классе («Плотность вещества»), а также повышает интерес
школьников в связи со своей необычностью.
Урок проводят учителя технологии и физики. Но основным
преподавателем является учитель технологии, учитель физики оказывает помощь при
проведении экспериментов и ведении презентации.
Цель
урока: формирование основных
понятий о физических и механических свойствах древесины; ознакомление учащихся
с общими принципами выбора заготовок из древесины (с учетом ее свойств) для
изготовления деталей, имеющих различное функциональное назначение; формирование
умения проводить исследование плотности и влажности древесины различных пород,
формирование навыков учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемый
учебный результат:
·
общее представление о
физических (плотность, влажность) и механических (твердость, прочность, упругость)
свойствах древесины;
·
приобретение опыта
проведения исследований;
·
умение распознавать и
оценивать свойства древесины;
·
развитие мыслительной
деятельности учащихся;
·
приобретение опыта
совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки,
рефлексии.
Место
проведения урока: школьные учебные
мастерские.
Дидактические
средства обучения: образцы древесины различных работ, весы с набором гирь,
калькуляторы, линейки, видеоматериалы, учебник технологии.
Методы
обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, эксперимент, работа
с учебником, лабораторно-практическая работа[6].
Ход урока.
1.
Проблематизация.
Учащимся
предлагается привести примеры изделий из древесины , которые есть у них дома, в
школе, а также вспомнить их свойства, о которых шла речь уже в 5 классе (цвет,
запах). Учитель технологии подводит детей к тому, что это не все свойства,
которыми обладает древесина. Есть и другие физические свойства, такие как плотность,
влажность и механические.
2.
Введение нового материала
Учитель
технологии: Все свойства древесины
можно разделить на две группы: физические и механические. Рассмотрим физические
свойства древесины. И первое – это плотность. Проведем эксперимент.
Учитель
физики: перед вами несколько
брусков равных размеров (длина, ширина, высота). Что вы можете сказать об их
объемах? Правильно, они также равны. Взвесим их по очереди на весах. Что мы
видим?
Учащиеся
отвечают.
Учитель
физики. Для большей наглядности сравним
образцы из металла, пластика и дерева (взвешиваем). Как вы думаете, почему их
масса отличается?
Учащиеся
отвечают, выдвигают свои гипотезы.
Учитель
физики. Это связано с тем, что
разные вещества имеют разную плотность. Плотность показывает, чему равна масса
вещества, взятого в объеме 1 (или В физике
масса обозначается буквой m, а плотность буквой v. Отсюда можно записать формулу плотности.
Плотность
сухой древесины составляет 0,35…0,7 .
Как вы
считаете, какие породы дерева являются более плотными? Правильно (береза, клен,
лиственница и др.). Менее плотными - древесина липы, тополя, кедра, сосны и
др.
Решим
задачку. Брусок из сосны имеет массу
50г и объем 100 . Какова
будет его плотность? (0,5 г/
Далее
проведем эксперимент. Ребятам выдается несколько образцов одинаковых размеров и
школьные весы. И ставится задача определить плотность выданных брусков и
сделать предположение о том, какая перед ними порода дерева.
Учитель
технологии. Далее поговорим еще об одном
физическом свойстве древесины. И это влажность. Влажность древесины –
это количество содержащейся в ней влаги. Влажность определяется отношением
веса этой влаги к весу сухой древесины и выражается в процентах:
,
–масса
образца влажной древесины;
- масса
образца после сушки.
Решим снова
задачку. Масса бруска влажной древесины составляет 800 г, а после высушивания
500 г. Какова первоначальная влажность древесины?
Учащиеся
решают. (60%).
Учитель
технологии. Можно ли использовать в
работе с древесиной свежеспиленное дерево? Почему?
Учащиеся
отвечают.
А теперь
рассмотрим механические свойства древесины. И исследуем первую механическую
характеристику. Для этого возьмем образцы дуба и липы. В каждый образец на
ручном прессе одинаковыми усилиями вдавим стальной шарик. Что мы видим?
Учащиеся
отвечают. Какие выводы можно сделать? О каком свойстве идет речь?
(твердость)
Учитель
технологии. Итак, чем меньше
диаметр лунки, тем тверже древесина. То есть твердость – это свойство древесины
сопротивляться проникновению в нее другого тела (гвоздя при забивании, ножовки
при пилении). По степени твердости породы делятся на мягкие и твердые.
Далее
учитель знакомит учащихся с такими свойствами как прочность (свойство материала
сопротивляться разрушению под действием внешних нагрузок [1]) и упругость
(способность древесины восстанавливать свою первоначальную форму после
прекращения действия нагрузки [1]).
Учитель
демонстрирует упругость, изгибая деревянную линейку.
3.
Первичное закрепление знаний
и обратная связь происходит при
выполнении лабораторно-практических работ «Исследование плотности древесины» и
«Исследование влажности древесины» (см. учебник [1]).
Учащиеся
работают в парах или группах. Они проводят измерения, вычисляя объем образцов,
далее взвешивают их и определяют массу. После чего по формуле высчитывают
плотность и записывают в тетрадь, делая выводы о том, какая древесина более
плотная.
Далее
учащиеся проводят лабораторно-практическую работу «Исследование влажности
древесины», используя подготовленный учителем сосуд с водой и несколько
образцов древесины.
Результаты
вновь записываются в тетрадь.
4.
Подведение итогов урока и
рефлексия.
Учитель
задает вопросы по пройденной теме, обсуждает результаты лабораторно-практических
работ, просить оценить друг друга в паре или группе, интересуется, что
понравилось на уроке, чем он отличался от других уроков по технологии, что они
бы сделали по другому.
5.
Задание на дом. Прочитать п.3 в учебнике, принести чертежные инструменты на
следующий урок.
При разработке урока использовался источник:
1.Технология.
Индустриальные технологии: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
организаций/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко. – 2-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф,
2015 г. – 192 с.: ил.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.