Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Логопедия / Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.(1 класс)

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.(1 класс)

Конспект индивидуального занятия

по коррекции звукопроизношения на тему:
Автоматизация звука [Р]
в слогах, словах, предложениях.

Загурская И.В., учитель-логопед МБОУ гимназии №2 г. Сургута.

Тема « Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях».

Цели и задачи:

1.Коррекционно - образовательные:

- Автоматизация навыков правильного произношения звука «р» .

- Закрепить правильный артикуляционный уклад звука «р».

- Закрепить взаимосвязь между слуховым и артикуляционным образом звука «р».

- Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях.

- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

- Учить согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах.

- Учить составлять предложения.

2.Коррекционно - развивающие:

- Развивать моторику больших пальцев рук ( упражнение « Молоточки»).

-Развивать артикуляционный праксис (массаж лица, артикуляционная гимнастика для губ).

- Развивать мимические мышцы лица.

- Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями.

- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, самоконтроль.

- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.

- Развивать умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).

3. Коррекционно - воспитательные:

- Воспитывать желание, стремление произносить звук «р» правильно.

- Воспитывать усидчивость, наблюдательность.

Оборудование: мультимедийное оборудование; картинка с изображением динозаврика; игрушечный цветок; профиль для звука «р»; рисунок к упражнению «Молоточки»; предметные картинки с изображением ромашки, вороны, коровы, кукурузы, рыси, моркови, рыбы, радуги; конверт с картинками: рак, шар;

Этапы занятия:

1.Организационный момент.

Упражнение на развитие внимания ,снятия напряжения:

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

2.Развитие моторики больших пальцев рук.

- Сегодня мы будем делать упражнение для больших пальцев рук - «Молоточки».

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх под прямым углом — это «молоточки», которые «заколачивают» гвозди (энергичные движения большими пальцами сверху вниз). Следить за тем, чтобы амплитуда движения больших пальцев была максимальной и угол был прямым.

Тук да тук,тук да тук

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.

Молоточки стучат

Строим домик для зайчат

Строим дом для девочек

Строим дом для мальчиков.

Вот такой хороший дом,

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать.

3.Развитие артикуляционного праксиса.

- А сейчас ты самостоятельно будешь делать массаж. Посмотрим, как ты его запомнил.

1. Гигиенический массаж.

Упр.1 Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. (4-6 раз).

Упр 2. Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от спинки носа к ушам.(4-6 раз).

Упр 3. Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего над губного пространства к ушам. (4-6 раз).

Упр 4. Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам. (4-6 раз).

Упр 5. Самомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. (4-6 раз).

Упр 6. Самомассаж шеи.

а) Поглаживать переднюю часть шеи то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок. (4-6 раз).

б)Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до лопаток. (4-6 раз).

в) Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то вправо, то влево. (4-6 раз).

2. Вибрационный массаж со звуком.

Упр. 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно произносить вслух на выдохе «м». (4-6 р.)

Упр.2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно произносить вслух на выдохе поочередно «му», « ну», не раскрывая губ.. (4-6 р.).

Упр. 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее над губное пространство и одновременно произносить вслух на выдохе звук «в». (4-6 р.) Упр. 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно произносить вслух на выдохе звук «з». (4-6 р.)

3.Артикуляционная гимнастика для губ.

1)Движение губ на гласные звуки с голосом:

(а) — рот широко раскрыт;

(с) — губы колесиком;

(у) — губы трубочкой;

(и) — губы в улыбке;

(ы) — губы округлены и выдвинуты вперед;

(э) — рот приоткрыт.

2) Вытянуть губы вперед — (у), затем в улыбке (и).

3)Поднять верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.

4)Растянуть нижнюю губу так, чтобы были видны нижние зубы.

5)Раздувание губ с вибрацией.

4.Развитие мимических мышц лица.

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Сердимся мы иногда.

Не кричим мы никогда!

- Попробуй сделать такое же выражение лица, как у гномов, которое я тебе покажу. (Показываются картинки с изображением гномов с разным настроением, ребенок выполняет).

5.Артикуляционная гимнастика.

- А сейчас ты самостоятельно будешь выполнять артикуляционную гимнастику для языка, воздушной струи для звука «р» .

1. Упражнение на подъем кончика языка.

Упр.1. «Вкусное варенье» - обхватить верхнюю губу широким языком

( следить, чтобы нижняя губа не касалась ), слизать с губы (5раз).

Упр.2 «Цоканье»- присасывание языка к небу так, чтобы хорошо была уздечка. Темп выполнения то медленный, то быстрый. Повторить 3-5 раз.

Упр.3. «Грибок» - присасывать язык к небу, до предела растянув уздечку. Удерживать язык в таком положении, пока не набежит слюна, либо под счет до 30 раз.

2.Упражнение на отработку воздушной струи.

Кончик языка высунут между губами. Сделать глубокий вдох, затем сильный выдох — струя воздуха направляется на карандаш, лежащий на столе. Повторить 5 раз.

3.Упражнения на вибрацию кончика языка.

Упр.1. «Раздувание кончика языка» - широкий язык находится между губами. Дуть так, чтобы кончик языка дрожал.

Упр.2.Сделать упражнение «Грибок». Затем, глубоко вдохнув, с силой выдыхать без голоса, добиваясь вибрации кончика языка.

6. Тема занятия.

Сегодня мы будем упражняться в правильном произношении звука «р» в слогах, словах и в предложениях.

- Посмотри, кто к нам пришел в гости. Это динозавр Рэм.

7. Анализ артикуляционного звука.

- Пока к тебе шел динозавр Рэм в гости, он по дороге забыл ,где должен находиться кончик языка при произнесении звука «р». И у него никак не получается правильно выговорить свое имя. Расскажи ему пожалуйста о правильной артикуляции звука «р» .

(Опираясь на профиль, ребенок рассказывает о правильной артикуляции звука «р».)

  • - Что происходит когда мы произносим звук [Р]?

  • - Губы улыбаются, рот широко открыт, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжён. Посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка дрожит. Горлышко работает.

- Динозавр Рэм тебя благодарит. Теперь он не забудет, как произносится звук «р».

- А теперь произнеси звук «р» громко, тихо, сердито, ласково. Запомни - звук «р» всегда звонкий, его произносят с голосом.

8.Характеристика звука.

- Дай характеристику звуку «р».

-«р» согласный - выдыхаемый воздух встречает препятствие, звонкий (рука на горле), твердый.

9.Развитие фонематического слуха.

- Сейчас я буду называть слова. Когда услышишь в слове звук «р»- хлопни два раза. (Произносятся слова, ребенок хлопает в ладоши над головой.)

10.Автоматизация звука «р» в слогах.

-Посмотри внимательно, динозавр Рэм принес тебе цветок. Цветок этот непростой, на его лепестках написаны слоги .Прочитай их.

- А теперь эти слоги пропаем. Какие песенки у нас получатся?

- Слог РА пропаем громко и весело. РА-РА — РА-РА-РА.(Ребенок поет слоги с изменением ритмического рисунка и интонации).

- Слог РЫ тихо и грустно. РЫ-РЫ-РЫ — РЫ-РЫ.

- Слог РУ сердито .РУ-РУ-РУ- РУ-РУ

- Слог РО нежно, ласково. РО-РО-РО — РО-РО.

-Вот какие песенки у нас с тобой получились. И динозавр Рэм нам с тобой подпевал.

- Динозавр умеет играть на разных музыкальных инструментах. Ох, как громко он барабанит, как звонко трубит! Поиграй с динозавриком в оркестр, у вас будет четыре инструмента. ( Показываются слайды с изображением музыкальных инструментов)

Барабан — его песня ТРА-ТРА-ТРА!

Тромбон — его песенка ТРО-ТРО-ТРО!

Труба — ее песенка ТРУ-ТРУ-ТРУ!

Контрабас — его песня ТРЫ-ТРЫ-ТРЫ!

- Ну-ка попробуй — звонко, громко, весело, четко — поиграй на всех инструментах по очереди, сопровождая игру движениями рук.

11.Автоматизация звука «р» в словах .Звуковой анализ и синтез слов.

- Наш гость принес конверт с картинками. Он просит тебя помочь ему расшифровать записи. Из первых звуков в названиях каждых 3х картинок нужно составить односложное слово. Какие у тебя получились слова?

- В слове РАК какой первый звук ? ( звук «р»)

- Сколько всего звуков в этом слове? (3 звука) Где находится звук «р»? ( в начале слова)

- А в слове ШАР сколько звуков? ( 3 звука)

- Где находится звук «р»? ( в конце слова)

- Отметь у себя на схеме

12.Физминутка.

- Динозавр Рэм очень любит смотреть спектакли. Представь, что ты разыгрываешь стихотворение на сцене, как артист в театре. Встань посреди комнаты, говори медленно и четко:

На горушке

(Подними руки вверх, изобрази ими полукруг.)

три

(Большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх.)

забора,

(Руки держи перед собой, пальцы разведи в стороны.)

три

(Большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх.)

избушки,

(Соедини кончики пальцев вместе, изобрази крышу избушки, поднимая руки вверх.)

три

(Большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх.)

Егора.

(Руки опусти вниз вдоль туловища.)

Справа — дедушка Егор,

(Сделай шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставь и руки опусти.)

Слева — дедушка Егор,

(Сделай шаг влево и руки отведи влево, правую ногу приставь и руки опусти.)

А у среднего забора

(Сделай полунаклон туловища вперед, руки от груди разведи в стороны.)

Не Егор,

(Поворачивай голову в стороны.)

А пол-Егора,

(Руки вытяни вперед на уровне пояса ладонями вниз.)

Потому что он пока

(Походи на месте.)

От горшка два вершка.

(Сделай полунаклон туловища вперед, держа полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз.)

13.Автоматизация звука «р» в словах.

- А сейчас динозавр Рэм предлагает тебе поиграть в игру «День и ночь».

- Посмотри внимательно на картинки. Помоги рассказать о том, что мы увидели днем. ( На доске висят предметные картинки с изображением ромашки, вороны, коровы, кукурузы, рыси, моркови, рыбы, радуги. Логопед читает текст, ребенок подбирает слова по смыслу).

День пришел - сразу все нашел:

Белую....крылатую...

Рогатую...желтую...

хищную....хрустящую....

скользкую....семицветную...

- Закрой глаза - так тебе легче будет представить, что пришла ночь.( Ребенок с закрытыми глазами называет предметные картинки)

Ночь настала — и опять не стало:

Белой....крылатой...

Рогатой...желтой...

хищной....хрустящей....

скользкой....семицветной...

- Наступил день. Открывай глаза.

День придет — красоту вернет ….(чему?)

(Ребенок перечисляет).

14.Автоматизация звука «р» в предложениях.

- Посмотри внимательно, динозавр Рэм принес тебе цветок. Оказывается, у динозаврика на волшебном цветке были предложения, которые при падении стали «ошибочными». Давай попробуем их восстановить.

- Послушай предложения. Все ли здесь правильно? Если найдешь ошибку, исправь ее.

  • В розах растут сады.

  • Мусор убирает Рому.

  • Арбуз угостил Артема.

  • Куры кормят Марусю.

  • Рыба поймала рыбака.

  • Торт подарил Раю на день рождения.

  • В помидорах и огурцах растут огороды.

15. Итог занятия.

- В автоматизации какого звука мы сегодня упражнялись?

- Динозавр Рэм тебя благодарит. Теперь он не забудет, как произносится звук «р».

16. Оценка работы ребенка на занятии.

- А за то ,что ты сегодня четко проговаривал звук «р» и с тобой было интересно заниматься динозавр Рэм приготовил тебе сюрприз. Он принес тебе коробку, в которой спрятан маленький подарок. Ты должен закрыть глаза и найти его. (Ребенку дается коробка с гречневой крупой, где спрятан сюрприз. С закрытыми глазами, на ощупь ищет подарок.)


  • Логопедия
Описание:
Данное занятие разработано для учащегося 1 класса с диагнозом «стёртая форма дизартрии». Цель: автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях. На занятии применяются здоровьесберегающие технологии: пальчиковый , гигиенический , вибрационный и точечный массажи; голосовая и дыхательная гимнастики, а так же кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Автоматизация звука проводится с использованием интерактивной доски. Все задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Автор Загурская Ирина Витальевна
Дата добавления 16.02.2017
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1428
Номер материала MA-070225
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»