Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Конспект группового логопедического занятия по теме: «Слогообразующая роль гласного».

Конспект группового логопедического занятия по теме: «Слогообразующая роль гласного».

Конспект группового логопедического занятия по теме: «Слогообразующая роль гласного».

Логопедическая тема: слогообразующая роль гласных, типы слогов.

Грамматическая тема: слоговой анализ и синтез.

Задачи:

  • развитие умения распознавать гласные и согласные звуки;

  • развитие умения выделять гласные из слов;

  • уточнение представлений учащихся о слоге как части слова;

  • развитие умения определять количество слогов в слове, делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков;

  • развитие умения составлять из слогов слова;

  • развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой и слоговой анализ;

  • активизация словарного запаса по теме «грибы и ягоды»;

  • развитие внимания, памяти, мышления.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед: Сядет тот ученик, который придумает и назовет слово, начинающееся с согласного звука.

II. Сообщение темы и целей урока.

Задание №1. Актуализация опорных знаний по теме.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о слогах и словах.

Логопед: Как узнать, сколько в слове слогов?

Ученики: Сколько гласных, столько и слогов.

Логопед: Верно:

Сколько в слове гласных -

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

А чем отличается гласный звук от согласного?

Ученики: гласные мы можем пропеть, а согласные нет.

Логопед: Скажите, пожалуйста, может слог состоять из одной гласной?

Ученики: да.

Логопед: Из одной согласной?

Ученики: нет.

Логопед: Из двух согласных?

Ученики: нет.

Логопед: Слог обязательно должен содержать гласную.

Итак, слоги по своему составу бывают разные. Слог может состоять из одного гласного, гласного и согласного, гласного и нескольких согласных. Если слог начинается с согласной, за которой идет гласный, то такой слог называется прямым (логопед демонстрирует схему прямого слога СГ), а если сначала идет гласная, а за ней согласная, то такой слог называется обратным (демонстрируется схема обратного слога ГС). Приложение №1.




Задание №2. Игра «Скажи наоборот» Звуковой синтез. Приложение №2.

Логопед: Я говорю слог. Если он прямой, то превратите его в обратный. Если он обратный, то превратите его в прямой: он (но), фи (иф), ма (ам), ур (ру)…

Логопед: Посмотрите на мою схему и скажите, в каком порядке произносятся гласные и согласные в этом слоге. Демонстрируется карточка СГСогласный, гласный, согласный).

- В этом слоге? Логопед демонстрирует карточку ССГ (согласный, согласный, гласный)

- А в этом слоге? Карточка ГСС ( гласный, согласный, согласный)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

- Зарисуйте эти схемы в следующем порядке СГС ССГ ГСС.

- У вас получится три колонки. Я диктую слоги, вы должны записать слог под той схемой, которой он соответствует.

Слоги: ошк, рам, крю, ост, коф, хри, шта, унт, дим…


Задание №3. Слоговой анализ. Определение количества слогов в слове. Работа у доски.

Дом, машина, кошка, дорога, стул, малина, рука, поле, муха, чашка, сыр, песня, дым, дача, лужа, пол.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять (Пальчики обеих рук "здороваются".)
В лес идем мы погулять,
 (Пальчики "шагают".)
За черникой,
 (Загибают по одному пальцу.)
За малиной,
 
За брусникой,
 
За калиной.
 
Землянику мы найдем
 
И братишке принесем.
 
Н. Нищева


Задание №4. Слоговой синтез. Составление слов из слогов. Работа в тетради.

Дом, рыба, сок, школа, малина, ручка, каша, мел, дыня, лужа.


Задание №5. Звуковой синтез. Анаграмма. Составление слов из букв, данных в беспорядке. Презентация.

Логопед: Чтобы назвать следующее слово, поменяйте местами буквы (если это задание вызовет затруднение, то надо расположить буквы в том порядке, которое определяется цифрами).

4 2 1 3 5 7 6

ВЖЕЕИАК

Логопед: Какое слово у вас получилось?

Ученики: Ежевика.

Логопед: Сколько слогов в этом слове? Подчеркните гласные. (То же самое сделать с остальными получившимися словами.)

2 13 4 5 76

ОПГАНАК

Логопед: Какое слово у вас получилось? (Поганка)

В какую корзинку мы положим этот гриб?

Ученики: Ни в какую. Это несъедобный гриб.

Логопед: Молодцы.

Задание №7. Отгадывание загадок.

Логопед: А теперь попробуйте отгадать загадки о тех ягодах и грибах, которые мы ещё не называли:

Низок, да колюч, 
сладок, не пахуч. 
Ягоды сорвёшь - 
всю руку обдерёшь.

hello_html_m564759dc.jpg

Он большой, как мяч футбольный, 
Если спелый - все довольны.
 
Так приятен он на вкус!
 
Что это за шар? ..

hello_html_m1d64f93a.jpg

Две сестры летом зелены, 
К осени одна краснеет,
 
другая чернеет.

hello_html_m1add2828.jpghello_html_5ef08a20.jpg

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый…

hello_html_m5160b574.pnghello_html_m4f930c3c.png



- Определите количество слогов в словах отгадках.

III. Подведение итогов.

Что мы сегодня изучали на уроке?

Как узнать, сколько в слове слогов?

Вам понравился урок?

На этом наш урок окончен. До свидания.














  • Другое
Автор Жукова Татьяна Викторовна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 337
Номер материала MA-073873
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося при получении дополнительного образования как способ повышения качества образовательной деятельности»