Конспект
фронтального логопедического занятия в старшей группе по программе преодоления
ОНР.
Оларь
Елены Ивановны.
Тема: «Игрушки».
Цель: закрепление полученных знаний и
приобретение новых по лексико-грамматической теме «Игрушки».
Задачи:
- учить описывать
характерные признаки игрушек;
- учить
согласовывать существительные с местоимениями «мой, моя, моё»;
- учить
образовывать относительные прилагательные;
- учить согласовывать
существительные с числительными 1, 3, 5;
- развивать мелкую,
общую и артикуляционную моторику;
- воспитывать
бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:
презентация, схема описания игрушки, игрушки из разных материалов.
Словарь:
Существительные: шары, петрушка,
матрешка, мяч, игрушки, кукла, пирамидка, юла, шарик, самолетик, зеркальце,
лото, яблоко, солнышко, слон, машина, уточка, зайчик, барабан, мишка, кубик,
совок, ведро, один, три, пять
Глаголы: играть.
Прилагательные: бумажный, картонный,
железный, деревянный, плюшевый, пластмассовый, резиновая, оловянный, глиняная,
соломенный, металлическая.
План
занятия:
1. Организационный
момент.
2.
Согласование с местоимениями «мой, моя, моё».
3.
Образование относительных прилагательных.
4. Единственное и множественное число.
5. Физминутка.
6. Согласование существительного с числительным 1, 3, 5.
7.
Уменьшительно – ласкательный суффикс.
8. Описание
игрушки по схеме.
9. Итог занятия.
Ход занятия.
Педагог
|
Дети
|
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы
попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно.
·
Сегодня все ликуют: В руках у детворы От
радости танцуют Воздушные… шары
·
Он – с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он –
веселая игрушка, А зовут его… петрушка
·
В этой молодице Прячутся девицы,
Каждая сестрица – Для меньшой темница. Красные щечки,
Пестрые платочки. Хлопают в ладошки Веселые … матрешки
·
От меня помчался вскачь Мой веселый звонкий…
мяч
- Как одним словом можно назвать эти предметы? Правильно
ребята, тема нашего занятия «Игрушки».
|
-Здравствуйте.
- Шары, Петрушка, матрешка, мяч.
- Игрушки.
|
2. Согласование с местоимениями
«мой, моя, моё».
Игра: «Мой, моя, моё» (по картинам)
- Ребята, посмотрите на картинки
и подумайте к каким картинкам подходит слово «мой»? Я вам помогу, например:
Мой (что?) мяч.
МОЯ – кукла, машинка, пирамидка, юла
МОЙ – мяч, мишка, шарик,
самолетик
МОЁ – зеркальце, лото, яблоко
(муляж), солнышко (мягкая игрушка).
|
- МОЯ – кукла, машинка, пирамидка,
юла
МОЙ – мяч, мишка, шарик,
самолетик
МОЁ – зеркальце, лото, яблоко,
солнышко.
|
3. Образование относительных прилагательных.
- Ребята, давайте с вами
поиграем в игру « Из чего сделано?».
Игра: «Из чего сделано?»
Самолетик
из бумаги какой? (бумажный)
Домик из
картона какой? (картонный)
Робот из
железа какой? (железный)
Лошадка из
дерева какая? (деревянная)
Мишка из
плюша какой? (плюшевый)
Кораблик из
пластмассы какой? (пластмассовый)
Лягушка из
резины какая? (резиновая)
Солдатик из
олова какой? (оловянный)
Курочка из
глины какая? (глиняная)
Бычок из
соломы какой?(соломенный)
Машинка из металла
какая? ( металлическая)
|
- Бумажный, картонный, железный, деревянная,
плюшевый, пластмассовый, резиновая, оловянный, глиняная, соломенный,
металлическая.
|
4. Единственное
и множественное число.
Игра:
«Один - много».
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Один
– много». Я вам буду называть один предмет, а вы мне много. Например: я вам
говорю мяч, а вы мне мячи и т.д.
Мяч
– мячи
слон – слоны
Машина – машины
кукла – куклы
Уточка – уточки
мишка – мишки
Зайчик – зайчики
кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны
ведро – ведра
|
- Мячи,
машины, уточки, зайчики, матрешки, барабаны, слоны, куклы, мишки, кубики,
совки, ведра.
|
5.
Физминутка.
- Два прыжка на правой ножке, два прыжка на
левой ножке, побежали по дорожке, наклонились, потянулись вправо влево и
друг другу улыбнулись.
|
|
6.
Согласование существительного с числительным 1, 3, 5.
Игра:
«Считай и называй».
-Ребята, посмотрите на
доску. На ней изображены игрушки. Вам нужно их сосчитать и назвать. Например:
одна кукла, три кубика и т.д.
Картинки: одна кукла, один шарик, одно яблоко, три машины, три
самолета, три солнышка, пять кубиков, пять пирамидок, пять зеркал.
|
- Одна кукла, один шарик, одно яблоко, три
машины, три самолета, три солнышка, пять кубиков, пять пирамидок, пять
зеркал.
|
7. Уменьшительно – ласкательный суффикс.
Игра: «Большой
– маленький».
- Ребята,
сейчас мы с вами поиграем в игру «Большой - маленький». Я вам буду называть
большой предмет, а вы мне маленький.
Например: мяч – мячик
Картинки: слон
– слоник, машина – машинка , кукла – куколка,
утка – уточка, самолет – самолетик, заяц – зайчик, ведро-
ведерко, матрешка – матрешечка, совок – совочек .
|
- Слон – слоник, машина – машинка , кукла – куколка, утка –
уточка, самолет – самолетик, заяц – зайчик, ведро- ведерко, матрешка – матрешечка,
совок – совочек .
|
8. Описание игрушки по
схеме.
- Ребята, посмотрите на
доску. На ней изображена схема описания игрушки. Сейчас я возьму игрушку, и
мы с вами вместе попробуем ее описать.
Схема
на доске состоит из следующих пунктов: 1.
Название игрушки. 2. Цвет. 3. Форма. 4. Строение (составные части). 5. Какая
на ощупь. 6. Из какого материала сделана. 7. Размер. 8. Способ
использования.
|
- Это медведи
Миша. Он коричневого цвета. Медведь круглой формы. Он состоит из туловища,
головы, лап. На ощупь он мягкий. Сделан из плюша. Миша маленького размера. Мы
с ним играем.
|
9. Итог занятия.
- Итак, ребята, давайте вспомним, какая была у
нас тема занятия? Вы все сегодня молодцы. Наше занятие окончено.
|
-
Тема занятия «Игрушки».
|
Используемая литература:
1) Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с
общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.