Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспек урока "Родственные слова. Корень слова." 1 класс

Конспек урока "Родственные слова. Корень слова." 1 класс

Скачать материал

Технологическая карта урока русского языка в 1 «Г» классе   (программа Л. В. Занкова)

 

 Тема: Родственные слова. Корень слова. 

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.

 

Задачи:1) образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.

        

              2) Развивающая: развивать  умение находить и выделять корень в словах, развивать мышление, речь;

 

              3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

 

 

Оборудование: учебник «Русский язык» А. В. Полякова,

                           напечатанные слова из упр. № 114,

                           листок с рисунками домиков,

                           карточки с заданием для работы в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Ход  урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Самоопределение к  деятельности

     (2 мин)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

 

- Открыли тетради, записываем число, классная работа.

              Я тетрадь свою открою

              И как надо положу.

              Я друзья от вас не скрою:

              Ручку я вот так держу

              Сяду прямо, не согнусь,

              За работу я возьмусь

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

Записывают число, классная работа.

 

2.Актуализация знаний Проблемное действие.

 

   (5 мин)

 

 

 

    У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

 

- А есть ли в этом рассказе «родственники»?

Родственники.

-Вы кто такие?

-Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка – Гусеница.

Спасибо, ребята.

Права ли Гусеница?

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

-Какие же слова из сценки являются родственными?

Почему?

 

 

 

 Похожи по цвету глаз, волос, внешность…

 

( Инсценирование)

 

 

 

Нет

- гусь, гусыня, гусята.

Сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым.

3.Постановка учебной задачи.

(2  мин)

 

Сегодня на уроке:

  Какова тема урока?

 

  Какова цель урока?

 

 

  На какие вопросы нам предстоит ответить?

Родственные слова.                         Корень слова.

-Будем учиться находить и подбирать родственные слова, выделять корень.

 

Какие слова называются родственными и что такое корень.

 

4.Открытие нового знания.

 (6 мин)

 

Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

 

Открываем учебник на странице 114, читаем задание к упражнению  №144.

На доске:               Ёжик-ёж,

мышонок-мышь,

                               котёнок-кот.

 

Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные?

                           

Если слова одинаковые по смыслу, то они могут быть кем?

 

А что у этих слов общего?

Как её выделим?

Значит, как можно назвать ещё по  другому эти слова?

Давайте, попробуем сделать вывод:

Какие слова называются однокоренными (родственными)?

 

Учебник русского языка

 

Коллективное выполнение

(3 ученика у доски)

 

 

 

 

 

Одинаковые.

 

Родственниками

 

 

Общая часть – корень

Дугой.

Однокоренными.

 

Однокоренные слова:

1)    сходны по смыслу;

2)имеют общую часть – корень.

 

Физминутка  (3 мин)

 

 

 Уселась кошка на окошко

И стала лапкой ушки мыть.

Понаблюдать за ней немножко,

Её движенья можно повторить.

1,2,3 – ну-ка повтори,(2 раза)

3,4,5 – повтори опять,(2 раза)

Просто молодцы!

 

5.Первичное закрепление.

(10  мин)

 

Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясним умело линию родства-

Однокоренные запишем  мы  слова   Упр. №145 (1)

Что мы будем делать?

 

Сад – садовник,

лес – лесной – лесник,

бег – бегуны – бегать.

 

Какие слова называются родственными (однокоренными)?

 

Как пишется корень в однокоренных словах?

 

 

Записывать родственные слова, выделять корень.

3 ученика записывают у доски, выделяя корень.

- Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.

 

Одинаково.

 

Физминутка с пальчиками.

 1 мин.

Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.

 - Потёрли каждый пальчик друг об друга.

 - А теперь потёрли ладошки.

 - Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.

Дети повторяют за учителем движения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

(6 мин)

 

-Так же, как и у кустов,

 Корень есть у разных слов.

 Будь внимателен к словам,

 Отыщи в них корень сам.

-А сейчас делаем работу самостоятельно:

У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Дорисуйте трубы одного цвета у домиков с однокоренными словами.

1. Смешной, смех, смешить.

2. Вода, наводнение, подводник.

3. Вылет, полёт, летать.

Проверьте по образцу на доске. Если правильно выполнили – поставьте «+», если неверно –  «-«

 

Каждый выполняет работу на листочке

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый сверяет свою работу с доской.

7.Включение нового знания в систему знаний повторения.

(8  мин)

А теперь предлагаю вам поработать в парах.

Найдите «лишнее» слово в каждой строке, докажите. запишите однокоренные слова.

 

Гора, горный, горит.

Вода, водит, водяной.

Лестница, лес, лесник.

Лёд, след, ледник.

Проверка.

 

 

Ученики работают в паре

 

 

 

 

 

 

Ученики читают, доказывают свой выбор.

 

 

8.Итог урока.

(2 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

 - Удалось решить поставленную задачу?

-Какие слова называются родственными?

-Какие признаки имеют родственные  слова?

 

Что нужно знать о правописании корня в родственных словах?

- Оцените свою работу на этом уроке.

Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме.

Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.

Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы и сомнения.

 

Научиться находить родственные слова и определять у них корень.

Да.

 

Однокоренные слова:

1) сходны по смыслу;

2) имеют общую часть – корень.

 

он пишется одинаково

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспек урока "Родственные слова. Корень слова." 1 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.

образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.

 Развивающая: развивать  умение находить и выделять корень в словах, развивать мышление, речь;
воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

 

 

Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование  совместнойдеятельности, умение донести свою позицию и понять других;

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 132 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 467
    • DOCX 22 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чертилина Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чертилина Ирина Александровна
    Чертилина Ирина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5302
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек