Этап урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
детей
|
1.Самоопределение
к деятельности
(2 мин)
|
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок,
Мы за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Пожелай успех глазами
И вперед, вперед за
знаниями.
-
Открыли тетради, записываем число, классная работа.
Я
тетрадь свою открою
И как
надо положу.
Я
друзья от вас не скрою:
Ручку
я вот так держу
Сяду
прямо, не согнусь,
За
работу я возьмусь
|
Проверяют
готовность к уроку.
Записывают число,
классная работа.
|
2.Актуализация знаний Проблемное действие.
(5 мин)
|
У каждого из
вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у
других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть
сходства между родственниками. Какие?
- А есть ли в этом рассказе «родственники»?
Родственники.
-Вы кто такие?
-Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
-А ты кто?
-А я ваша тётка – Гусеница.
Спасибо, ребята.
Права ли Гусеница?
Почему её нельзя принять
в эту «семью» родственных слов?
-Какие же слова из
сценки являются родственными?
Почему?
|
Похожи по цвету
глаз, волос, внешность…
( Инсценирование)
Нет
- гусь, гусыня, гусята.
Сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница
относится к насекомым.
|
3.Постановка
учебной задачи.
(2 мин)
|
Сегодня на
уроке:
Какова тема урока?
Какова цель
урока?
На какие вопросы
нам предстоит ответить?
|
Родственные
слова. Корень слова.
-Будем учиться
находить и подбирать родственные слова, выделять корень.
Какие слова
называются родственными и что такое корень.
|
4.Открытие
нового знания.
(6 мин)
|
Что нам поможет
ответить на поставленные вопросы?
Открываем учебник
на странице 114, читаем задание к упражнению №144.
На доске: Ёжик-ёж,
мышонок-мышь,
котёнок-кот.
Сравните слова по
смыслу: одинаковые или разные?
Если слова одинаковые
по смыслу, то они могут быть кем?
А что у этих слов
общего?
Как её выделим?
Значит, как можно
назвать ещё по другому эти слова?
Давайте, попробуем
сделать вывод:
Какие слова называются однокоренными
(родственными)?
|
Учебник русского
языка
Коллективное
выполнение
(3 ученика у доски)
Одинаковые.
Родственниками
Общая часть –
корень
Дугой.
Однокоренными.
Однокоренные слова:
1) сходны по смыслу;
2)имеют общую часть – корень.
|
Физминутка (3
мин)
|
|
Уселась кошка на
окошко
И стала лапкой ушки
мыть.
Понаблюдать за ней
немножко,
Её движенья можно
повторить.
1,2,3 – ну-ка
повтори,(2 раза)
3,4,5 – повтори
опять,(2 раза)
Просто молодцы!
|
5.Первичное
закрепление.
(10 мин)
|
Корень слова - значимая часть.
Над словами
родственными
Держит власть.
Выясним умело линию
родства-
Однокоренные
запишем мы слова Упр. №145 (1)
Что мы будем
делать?
Сад – садовник,
лес – лесной –
лесник,
бег – бегуны –
бегать.
Какие слова
называются родственными (однокоренными)?
Как пишется корень
в однокоренных словах?
|
Записывать
родственные слова, выделять корень.
3 ученика
записывают у доски, выделяя корень.
- Слова,
образованные от одного и того же корня, называются однокоренными.
Одинаково.
|
Физминутка с
пальчиками.
1 мин.
|
Наша дружная семья:
папа, мама, дочка, сын и я.
- Потёрли каждый
пальчик друг об друга.
- А теперь потёрли
ладошки.
- Поздоровались,
сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.
|
Дети повторяют за
учителем движения.
|
6.Самостоятельная
работа с самопроверкой.
(6 мин)
|
-Так же, как и у
кустов,
Корень есть у
разных слов.
Будь внимателен к
словам,
Отыщи в них корень
сам.
-А сейчас делаем
работу самостоятельно:
У вас листок с
рисунками домиков. У домиков записаны слова. Дорисуйте трубы одного цвета у
домиков с однокоренными словами.
1. Смешной,
смех, смешить.
2. Вода,
наводнение, подводник.
3. Вылет,
полёт, летать.
Проверьте по
образцу на доске. Если правильно выполнили – поставьте «+», если неверно –
«-«
|
Каждый выполняет
работу на листочке
Каждый сверяет свою
работу с доской.
|
7.Включение
нового знания в систему знаний повторения.
(8 мин)
|
А теперь предлагаю
вам поработать в парах.
Найдите «лишнее»
слово в каждой строке, докажите. запишите однокоренные слова.
Гора, горный,
горит.
Вода, водит,
водяной.
Лестница, лес,
лесник.
Лёд, след,
ледник.
|
Проверка.
|
Ученики работают в
паре
Ученики читают,
доказывают свой выбор.
|
8.Итог урока.
(2 мин)
Рефлексия.
|
- Какую задачу
ставили?
- Удалось решить
поставленную задачу?
-Какие слова
называются родственными?
-Какие признаки
имеют родственные слова?
Что нужно знать о правописании
корня в родственных словах?
- Оцените свою
работу на этом уроке.
Встаньте и
подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме.
Встаньте около
своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.
Останьтесь сидя на
месте, у кого остались вопросы и сомнения.
|
Научиться находить родственные слова и определять у них корень.
Да.
Однокоренные слова:
1) сходны по смыслу;
2) имеют общую часть – корень.
он пишется одинаково
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.