Ведущая
|
Добрый день, дорогие друзья! Мы
очень рады видеть вас в нашем уютном зале. Сегодня
мы отправляемся в удивительный, почти
неизведанный мир — загадочный и волшебный мир славянских чудес, о которых мы
все слышали, но никогда не встречали.
|
Ведущая
|
Участники нашей игры начали готовиться к путешествию давно.
Каждая команда и название себе придумала, и девиз. Зрители и жюри внимательно
слушают представления команд и оценивают, насколько то и другое соответствует
стране, в которую отправляются команды. Наивысшая оценка конкурса — три
балла.
|
|
А я хочу представить наше жюри
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
|
Ведущая
|
Итак, конкурс «Представление команд».
|
|
Представление команд.
Жюри объявляет свое решение.
|
Ведущая
|
Настоящий путешественник не отправляется в неизвестное место без
подготовки. Он старается узнать все, что можно, о стране, куда держит путь, о
тех, кто там живет, старается выучить их язык. Вот и мы второй конкурс посвящаем
переводу с одного языка на другой. Проходить он будет так: команды получают листы
с названиями жителей страны Славянских чудес. Написаны они, конечно, на языке
этой страны. Задача — перевести текст на наш, привычный нам, язык и через 3
минуты представить жюри свой перевод. За каждый правильный ответ команда
зарабатывает три балла.
|
|
Пока команды переводят наше задание – для вас выступает
____________________________________
Номер
|
|
Команды получают конверты, Ведущая засекает время, начинается
конкурс. В конвертах находятся карточки со следующими названиями жителей
страны Славянских чудес: Бандя, явокадо, кивикной, баленик, кирувой, полехо,
овинший, морасал, лимоник, бога.
Правильные названия духов: Баба Яга, банник, водяной, домовой,
кикимора, леший, лихо, овинник, полевик, русалка.
|
|
Появляется Кот ученый. В лапах у него «волшебная» книга.
|
Кот ученый
|
(смотрит
из-под лапы в зал). Опять экскурсанты
понаехали, опять будут ходить, глазеть, ахать да охать, а сами знать ничего
не знают, ведать ничего не ведают!
|
Ведущая
|
Извините, а вы кто?
|
Кот ученый
|
Вот дожил, уже и в
школе меня не узнают, а еще стихотворение обо мне учат, в сказках со мной
встречаются. Оно и видно, что заочное образование, оно и есть заочное! (Обращается
в зал.) Неужели никто из вас не узнал меня? (Ответы детей.) Есть еще
светлые головушки и в других странах, а не только в нашей, где я самый
главный, самый ученый Кот!
|
Ведущая
|
Уважаемый Кот ученый!
Не согласитесь ли вы быть главным проводником в нашем путешествии в вашу
страну, в мир славянских чудес?
|
Кот ученый
|
Не знаю, не знаю... Уж очень я занятой ученый Кот! Никто без
меня обойтись не может. Но раз вы очень просите, так и быть, задержусь у вас
на минутку. Какая вам консультация нужна?
|
Ведущая
|
Вот переводом мы занимаемся с вашего на наш язык. Хотим
познакомиться с народонаселением вашей удивительной страны. Просим быть
главным судьей.
|
|
Команды читают свои ответы. Члены
жюри вместе с Котом ученым
объявляют итоги конкурса.
|
Кот ученый
|
Да, перевод — трудное
дело. Конечно, не со всеми вы и встретитесь, многие в отпуск уехали. Легче
всего повстречаться с теми, кто у вас нечистой силой зовется. Почему нечистой,
непонятно. Вот банник, например, вообще из бани не выходит, только и делает,
что моется.
|
Ведущая
|
Кот ученый, надо бы
проконсультировать ребят, как все эти жители выглядят, чтобы при встрече их
узнать, поздороваться да правильно их назвать.
|
Кот ученый
|
Ох, не желаю я им
такой встречи, но, правда, ваша, знать их надо в лицо. А мы такой конкурс
сейчас проведем. Я по своей книге главной, волшебной, зачитаю портреты моих
сограждан, а команды по очереди называть их будут. За каждый правильный
ответ жюри балл давать им будет.
|
|
1. Вид у него неказистый. Показывался древним славянам маленьким
старичком, облепленным мякиной и паутиной. Грива черных, как сажа, волос и всклокоченная
борода торчат в разные стороны, а глаза горят, как угли. (Овинник.)
|
|
2. Первейшая
красавица. Молодая, стройная, белокожая. Ходит нагая, с распущенными
волосами, зелеными, как молодая осока. (Русалка.)
|
|
3. Маленький плотный
лохматый мужичок с седой бородой. Ходит в коротком зипуне, но всегда босиком,
потому что весь оброс мягким пушком, даже ладони и подошвы, и потому мороза
он не боится. (Домовой.)
|
|
4. Маленький старичок
с телом черным, как земля, с глазами разного цвета, с волосами и бородою из
колосьев и травы. (Полевик.)
|
|
5. Высокая, тощая,
изможденная женщина. Ее одноглазое лицо всегда перекошено злобой, волосы не
чесаны, платье неряшливое, грязное и оборванное. (Лихо.)
|
|
6. С виду она
тонешенька, малешенька, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.
Но несмотря на свое убожество видит она далеко по поднебесью, а еще скорее
того бегает по земле. (Кикимора.)
|
|
Жюри
подводит итоги конкурса.
|
Ведущая
|
Кот ученый, хорошо дети знают
многих обитателей твоего царства-государства. Если встретят их в своем
истинном обличье, сразу узнают. Но ведь могут они и людьми прикинуться! Как
их тогда узнать?
|
Кот ученый
|
А тогда узнавать их
надо по их повадкам. Они с головой выдают! Вот мы сейчас и проверим, как
любо-мудрые девицы и молодцы повадки их знают. Отвечать команды будут по
очереди. За каждый верный ответ после первой моей подсказки получает команда
3 балла, после второй подсказки — 2 балла, а после третьей подсказки — всего
1 балл. Начинаю, а вы внимательно слушайте, да думайте, да правильно
отвечайте.
|
|
1. Когда он в глубине
леса, то великан, а на лесной опушке становится росточком с маленькую,
тоненькую былиночку. (3 балла.)
Петь он очень любит, а пение его — одно гудение да гукание. (2
балла.)
А у дороги может он
обернуться мужичком. И все на нем надето шиворот-навыворот. Левая пола
кафтана запахнута на правую. Правый лапоть обут на левую ногу, а левый — на
правую, и обязательно красным кушаком обвяжется. (1 балл.)
(Леший.)
|
|
2. Большая домоседка
она. В будние дни все больше на печи лежит, кота Баюна гладит или куделю
прядет. (3 балла.) Непрошеных да невежливых гостей не жалует, а обратишься к
ней ласково да попросишь направить на ум-разум, она и напоит, и накормит, и в
баньке выпарит, да и в беде твоей тебе поможет. (2 балла.)
А избушка-то ее всему
славянскому миру известна. Сама по лесу ходит, сама к герою передом поворачивается,
если ее об этом вежливо попросить. (1 балл.)
(Баба Яга.)
|
|
Он одного семейства с домовым, но обычно его никто не видит,
потому что он носит шапку-невидимку. (3 балла)
Для того чтобы его задобрить, в новое строение, где он обитает,
приносили хлеб, соль, а под порогом хоронили задушенного черного петуха. (2
балла.)
В тех, кто приходил в его строение после захода солнца, он кидал
раскаленные камни, брызгал кипятком, напускал угару. (1 балл.)
(Банник.)
|
|
4. Живет он в богатых палатах, построенных из ракушек и
самоцветных камней, в зарослях тростника и осоки. (3 балла.)
Свои владения объезжает на огромном усатом соме. (2 балла.)
Зимой спит, а с наступлением весны пробуждается и, голодный,
сердитый, ломает лед, разгоняет рыбу. В это время древние славяне старались
его задобрить. (1 балл.) (Водяной.)
|
|
Жюри подводит итоги конкурса «Повадки»,
а для вас выступает ____________________________________
|
|
Жюри подводит итоги конкурса.
|
Ведущая
|
Сейчас в школе
появился новый интересный и очень нужный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности».
Он учит человека не растеряться в любой сложной ситуации. У древних славян
была своя школа выживания — правила поведения при встрече с жителями твоего
царства-государства, уважаемый Кот ученый.
|
Кот ученый
|
Конечно, были. Только вы их сейчас по-другому зовете: «русские
суеверия». А напрасно! Они помогали выжить в стране Славянских чудес.
|
Ведущая
|
Прекрасно! Давайте проведем конкурс! Команды сами будут выбирать
вопросы стоимостью 1, 2, 3 балла. Но, выбрав вопрос, например, на 3 балла,
команда должна дать полный ответ на него, иначе ответ не принимается.
|
|
Вопросы на 1 балл.
1. У русского народа есть примета — никогда не мести избу в день
отъезда родственника. Почему?
(Чтобы леший не запорошил ему дорогу назад.)
|
|
2. Вы увидели в лесу человека, который сел на колоду, снял с
себя одежду, надел снова ее шиворот-навыворот, левый лапоть надел на правую
ногу да еще приговаривал: «Шел, нашел, потерял!» Объясните, что случилось?
(Леший закружил человека в лесу на одном месте.)
|
|
3. Рыбаки угощают его табачком и приговаривают: «На тебе
табачку, давай нам рыбки». С кем устанавливают дружбу рыбаки?
(С водяным, который любит табак и за него дает много рыбы.)
|
|
4. Что надо было сделать в старину, построив новую баню?
(Надо было под порогом новой бани обязательно закопать черного
петуха, которого очень любил банник.)
|
|
5. Отрежет хозяйка от целого каравая краюху хлеба, посолит ее и
в подпечье положит, С кем она мирные отношения поддерживает?
(С домовым.)
|
|
Вопросы на 2 балла.
1. Назовите верное средство от проказ, которые насылали на людей
русалки.
(1. Летом, если идешь в лес или к реке, надо брать с собой
полынь.
2. Если она встретится, надо бросить траву ей в лицо.)
|
|
2. Чего надо ждать от духа, охраняющего хлебные поля?
(1. Он может перепутать хлеб на пашне.
2. Он может задушить заснувшего на меже человека.)
|
|
3. С началом весны водяной пробуждается от зимней спячки. Он,
голодный и сердитый, ломает лед, поднимает высокие волны, разгоняет рыбу. Что
нужно сделать, чтобы избежать этого?
(1. Бросить в воду гусей — его любимых птиц.
2. Лить в воду масло, которое он очень любит.)
|
|
Вопросы на 3 балла.
1. Не заладились у
хозяйки дела: то ночью куделя вся перепутается, то стук и шум по ночам, то
кто-то кур всех ночью общипал. Чьи это проделки? Что делать?
(1.
Это проделки кикиморы.
2. Нужно
в курятнике повесить «курячьего бога» — камень с природной сквозной дыркой.
3.
Все в избе перемыть настойкой корня папоротника, кикимора и успокоится.)
|
|
2.
Если вы отправились к Бабе Яге за помощью, то вы должны знать три главных
условия, чтобы ее не прогневить. Назовите их.
(1.
Попросить избушку Бабы Яги повернуться к лесу задом, а к себе передом.
2. Вежливо поздороваться с Бабой Ягой и рассказать о своей беде.
3. Заботливо обойтись со всеми жителями избушки, даже с мышкой.)
|
|
3.
Если любишь баню и хочешь хорошо в ней мыться, то надо задобрить духа бани.
Как это сделать?
(1.
В кадушке оставлять для него теплую воду.
2. Оставлять ему мыло и веник.
3. Не ходить на четвертый пар, так как это его любимое время
мытья в бане.)
|
Ведущая
|
Пока
жюри подводит окончательные итоги, для вас выступает ___________________________________
|
Кот
|
Спасибо,
нашим артистам, а я хочу предоставить слово нашему жюри, надеюсь, что оно
уже подвело итоги сегодняшней программы.
|
|
Жюри подводит окончательные итоги,
объявляет победителей, проводит
награждение.
|
Ведущая
|
Спасибо
тебе, Кот учёный, за твою помощь в проведении нашей игры – соревнования
«Славянские чудеса».
|
Ведущая
|
И
пусть ослабела в нашем славянском роде память о многих богах и героях
древности, но и по Сю пору шутят с нами лешие, помогают домовые, озоруют
домовые – и в то же время умоляют не забывать о тех, в кого истово верили
наши предки.
|
Кот
|
Кто
знает, может быть, эти духи и боги и впрямь не исчезнут, будут живы в своём
вышнем, заоблачном, божественном мире, если мы их не позабудем?..
|
Ведущая
|
Конечно
же, мы их будет помнить и изучать. До свидания.
|
Кот
|
До
новых встреч, друзья.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.