Главная / Математика / Конкурс-игра по математике "Колесо истории" (7-9 классы)

Конкурс-игра по математике "Колесо истории" (7-9 классы)

Скачать материал

Конкурс-игра "Колесо истории". Разработка внеклассного мероприятия по математике, 7-9-е классы.


Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.


В игре участвуют несколько команд. Обыгрываются сценки, в которых используются костюмы и атрибуты, близкие данному веку. После каждой сценки задается вопрос, ответ на который в письменном виде отдается представителем команды членам жюри. Вопросы и правильные ответы оформлены в виде слайдов презентации.

hello_html_m75c6c22c.png

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


СЛАЙД №1













Ведущий. Математическая игра «Колесо истории» начинается в Древней Греции (VI в. до н.э.)

Фалес беседует с юным Пифагором (сценка)

Пифагор. Фалес из Милета, ты не был на родине два года. В какой прекрасной стране ты был?

Фалес. Страна, в которой я побывал, действительно прекрасна. Я – купец, и привёз немало диковинных вещей. Но восхитили меня не они.

Пифагор. Что же восхитило тебя, Фалес?

Фалес. О! Меня восхитили гарпедонапты.

Пифагор. Это такие звери?

Фалес. Нет. Это люди. Землемеры – геометры (по-гречески).

Пифагор. Чем они восхитили тебя?

Фалес. Знаниями, Пифагор. Они так много умеют: измерять и находить площади и объёмы; делить отрезок на две равные части циркулем; находить площадь круга. У них есть треугольник со сторонами 3, 4 и 5 локтей. Стороны его гипотенуза и катеты.

hello_html_170eed02.png



СЛАЙД № 2












Ведущий: История утверждает, что зарождение геометрии в этой стране обязано климатическим условиям, необходимостью ежегодно заново делить земли.

После этой встречи молодой Пифагор отправился в эту удивительную страну, о которой шла речь, и 11 лет черпал там знания. О какой стране идет речь? Выберите верный вариант ответа.

1. Египет. 2. Вавилон. 3. Китай. 4. Индия.

Ответ. В Греции геометрия стала математической наукой около 2500 лет назад, но зародилась геометрия в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги, царям требовалось измерять площади. Много знаний требовало и строительство. О серьезности геометрических знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5 тысяч лет.

Геометрия развивалась в Греции как никакая другая наука. Не случайно, что планиметрия, которую мы изучаем, была известна в Древней Греции еще до новой эры.


Защитник Сиракуз (III в. до н.э.) (сценка)

Учёный. Отношение длины окружности к её диаметру всегда одно и тоже, пусть это будет (пи). (Отрывается от чертежа, смотрит вдаль). Не далась Марцелу, осадившему мой родной город Сиракузы, победа с моря. Из-за стен города с катапульт вылетали огромные камни и в щепки разносили суда Римлян. Длинные «удочки» большими крючками поднимали над водой лодки врага и топили их в море. Мои изобретения помогали в течение лет держать осаду. Но сегодня Сиракузы пали. Часовые заснули, и враги захватили город.

Римский воин. Сдавайся, несчастный, иначе я убью тебя! И так вы слишком долго испытывали наше терпение.

Учёный. Отойди, презренный не порти моих чертежей!

Римлянин наносит удар мечом, учёный подает.)

hello_html_m6aa10573.png




СЛАЙД №4











Ведущий. Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечем.

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не помнит, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

О каком древнегреческом ученом-математике, создателе мощных катапульт, основателе гидростатики, гигантских кранов, защитнике Сиракуз шла речь? Выберите правильный вариант ответа.

1. Евклид. 2. Пифагор. 3. Архимед. 4. Эратосфен.

Ответ. От руки римского солдата в день падения Сиракуз погиб древнегреческий ученый Архимед.



Ведущий. А теперь Европа, XV век.

В мастерской художника (сценка)

(Художник с мольбертом у картины. Входит кухарка.)

Кухарка. Синьор, помогите мне, пожалуйста. У меня никак не сходятся счета.

Художник. Что там у тебя, Мария?

Кухарка. Синьор, вы дали мне на расходы 5 тыс. лир. Я купила мяса на 800 лир, капусты на 10 лир, зелени на 15 лир, хлеба на 100 лир, мыла на 55 лир.

Художник. (пишет) 800 прибавить 10, прибавить 15, прибавить 100, прибавить 55; 5000 вычесть…Как неудобно каждый раз писать «прибавить» и «вычесть». Может быть заменить эти слова значками? Например, вместо «прибавить» писать «+», а вместо «вычесть» - «-».

hello_html_m7f7e1072.png





СЛАЙД № 6










Ведущий. Многие века знаки действий люди писали словами: прибавить, умножить, отнять… В некоторых странах пытались вводить знаки, но они «не прижились». А вот «+» для обозначения сложения и знак «-« для обозначения вычитания, предложенные этим художником, стали общеупотребляемыми. Этот ученый, великий художник, известен и как архитектор, инженер; у него имелись труды и по математике. Как его имя? Выберите верный вариант ответа.

1. Васнецов. 2. Серов. 3. Леонардо да Винчи. 4. Рафаэль.

Ответ: Леонардо да Винчи. Он был архитектором и ученым, открыл перспективу, исследовал «золотое сечение», связал математику и искусство. После его смерти осталось 7 тысяч страниц рукописей с научными исследованиями.


Ведущий. В XVII-XVIII в.в. центром научной мысли стала Европа: Франция, Германия, Польша.

В школе(сценка).

(Скамья, доска, ведро с розгами и разновозрастные ученики.)

Ученики. Здравствуйте, господин учитель!

Учитель. Здравствуйте. Прочтём молитву и начнём занятия. Сегодня я расскажу старшим ученикам о решении задач с помощью уравнений. В это время младшие ученики должны выполнить 99 сложений – найти сумму всех целых чисел от 1 до 100: 1+2+3+…+99+100. Приступайте.

Задача. Два лица имеют равные… Что такое?

Ученик. Готово, господин учитель.

Учитель. Что такое?

Ученик. Я вычислил сумму, господин учитель: 5050.

Учитель. Ты, хвастунишка, не мог за такое короткое время выполнить 99 сложений. Откуда ты узнал ответ? (Берётся за розгу).

Ученик. Я всё объясню, господин учитель. Чисел от 1 до 100 ровно 100. Если сложить 1 и 100 будет 101; 2 и 99 – тоже 101, 3 и 98 – тоже 101 и т.д. Таких сумм 50. следовательно 10150 = 5050.

hello_html_6b6e266c.png






СЛАЙД №8








Ведущий. Математические вычисления заменили этому ребёнку обычные детские игры.

Он делил 1 на все простые числа подряд и заметил, что десятичные знаки рано или поздно начинают повторяться. Как звали это юное дарование? Впоследствии его назвали «королём математики». Выберите верный вариант ответа.

1. К. Гаусс. 2. Ф. Виет. 3. Р. Декарт. 4. Б. Паскаль.

Ответ. Немецкий ученый Карл Фридрих Гаусс рано проявил свои математические способности. В 19 лет он решил задачу о построении правильного семиугольника и девятиугольника, над которой ученые бились 2 тысячи лет. Он доказал один из основных законов теории чисел, основные теоремы алгебры, внес большой вклад в астрономию (вычислил орбиту астероида Цицерона).


Ведущий. Многие из вас знают меру длины – милю (1000 двойных шагов). Ее использовали в Риме. В России была своя мера длины – верста. У каждого народа были свои меры длины. Более того, у каждого человека был свой «аршин».

На ярмарке (Россия XIX век) сценка.

(Маленький приказчик и высокая покупательница. На прилавке – ткани)

Приказчик. Подходи! Покупай ткани! На юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, из Англии. Китайский шёлк. Чего изволите?

Покупательница. Отмерь-ка мне четыре локтя шёлка.

(Приказчик отмеривает, покупательница примеривает на свой локоть.)

Покупательница. Я просила четыре локтя, а здесь только три.

(Затевается спор, затем возникает ссора.)

Учёный. Я разрешу ваш спор. Вот вам метр из палаты мер и весов. Измеряйте ткань с его помощью, и когда каждый не будет мерить на «свой аршин», не будет недоразумений.


hello_html_6ecc503f.png





СЛАЙД №10











Ведущий. Такие, а быть может и совсем другие истории часто случались с продавцами и покупателями, пока не была введена единая метрическая система мер СИ. Вместо фунтов – грамм, вместо футов, локтей, дюймов – сантиметры, вместо верст, миль – километры. В России система СИ была введена в 1899г. и долго не приживалась. Великий русский ученый, имя которого знает любой школьник, боролся за внедрение в России метрической системы, и его дело увенчалось успехом. Кто этот ученый? Выберите верный вариант ответа.

1. М.В. Ломоносов. 2. Д.И. Менделеев. 3. Н.И. Лобачевский. 4. И.П. Павлов.

Ответ: Метрическая система мер впервые была введена во Франции в 1795 г. Передовые русские ученые сразу оценили ее достоинства. В 1823 г. великий русский ученый Н.И. Лобачевский принял метр за основную единицу длины в своей геометрии.


СУПЕРИГРА.



Ведущий. Солнечный календарь создали в Египте. Юлий Цезарь переделал египетский календарь. В новом календаре было 12 месяцев по 31-му или 30 дней, они точно чередовались. Названия имели только первые шесть месяцев. Седьмой месяц Цезарь назвал в честь себя июлем. Следующий римский император «забрал» один день из февраля, «переставил» его в один из месяцев и увековечил в календаре своё имя, «испортив» таким образом его систематичность. Этим календарём мы пользуемся и по сей день. Как звали этого римского императора? Выберите верный вариант ответа.

hello_html_3658db07.png


  1. Папа Римский Григорий.

  2. Юлий Цезарь.

  3. Октавиан Август.




СЛАЙД № 12.








Ответ: Календарь «испортил» Август Октавиан, именно он забрал один день из февраля в август. Так, после июля, в котором 31 день, идет август, в котором тоже 31 день, а дальше в месяцах снова чередуются 30 и 31 день.


Ведущий. Для выявления победителей есть еще вопросы.

  1. Какой месяц в стром русском календаре назывался «студень»?

  2. От какого русского отрицательного глагола, относящегося к воскресенью, произошло «неделя»?

hello_html_m6df760e.pnghello_html_3fd310dc.png















Ответы: Студень – в древнерусском календаре это месяц декабрь.

Слово неделя произошло от глагола «не делай». По воскресеньям работать не разрешалось религией.


Завершение мероприятия, подведение итогов (членами жюри), награждение победителей…











Конкурс-игра по математике "Колесо истории" (7-9 классы) Скачать материал
  • Математика
Описание:

Конкурс-игра о математике "Колесо истории". Разработка внеклассного мероприятия по математике, 7-9-е классы. Развивает познавательный интерес, интеллект учащихся, расширяет кругозор знаний и воспитывает стремление к х непрерывному совершенствованию, формирует чувства солидарности и здорового соперничества. В игре участвуют несколько команд. Обыгрываются сценки, в которых используются костюмы и атрибуты, близкие данному веку. После каждой сценки задается вопрос, ответ на который в письменном виде отдается представителем команды членам жюри. Вопросы и правильные ответы оформлены в виде слайдов презентации.

Автор Заманова Ольга Гилаловна
Дата добавления 14.06.2017
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 118
Номер материала MA-071439
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓