Конкурс
загадок о зиме.
Загадка-
вид устного народного творчества. Это замысловатый вопрос или иносказание,
требующий ответа. Загадка не называет предмет прямо и обязательно имеет
отгадку.
Учитель
или ведущий поочередно загадывает загадки. Один ученик из команды пишет отгадку
на доске, выделяя орфограммы, другой рассказывает, как он догадался, о чём идет
речь в загадке.
У
ч и т е л ь
Ежегодно
приходят к нам в гости:
Один
седой, другой молодой,
Третий
скачет, а четвертый плачет.
У
ч е н и к
Времена
года.
У
ч и т е л ь
Почему
зима названа седой?
У
ч и т е л ь
Тройка-тройка
прилетела.
Скакуны
в той тройке белы.
А
в сенах сидит царица,
Белокоса,
белолица.
Как
махнула рукавом,
Всё
покрылось серебром.
У
ч е н и к
Зима.
У
ч и т е л ь
Назовите-ка,
ребятки,
Месяц
в этой вот загадке:
Дни
его – всех дней короче,
Всех
длиннее ночи.
На
поля и на луга
До
весны легли снега.
Только
месяц наш пройдёт,
Мы
встречаем Новый год.
У
ч е н и к
Декабрь.
У
ч и т е л ь
По
каким признакам вы догадались, что это декабрь?
У
ч и т е л ь
Щиплет
уши, щиплет нос,
Лезет
в валенки мороз.
Брызнешь
воду – упадёт
Не
вода уже, а лёд.
Даже
птице не ленится,
От
мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету.
Что,
скажи, за месяц это?
У
ч е н и к
Январь.
У
ч и т е л ь
Висит
за окошком кулёк ледяной.
Он
полон капели и пахнет весной.
У
ч е н и к
Сосулька
У
ч и т е л ь
Когда
появляются сосульки?
У
ч и т е л ь
Дали
братьям тёплый дом,
Чтобы
жили впятером,
Брат
большой не согласился
И
отдельно поселился.
У
ч е н и к
Варежки.
Задание 2. Отгадать загадки, предложенные
командам друг другу . Команды поочередно загадывают друг другу загадки о зиме,
отгадки записывают на доске, называют признаки зимних явлений.
Зимой греет, летом тлеет,
Летом пропадает, осенью оживает. (Снег.)
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед.)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода.)
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.)
Задание 3. На листочках написать отгадки,
приписать родственные слова, выделить корень.
Лежал, лежал, а весной в речку побежал.
(Снег
– снежок, снежинки, снеговик, снегирь, снежный, снегурочка, подснежник.)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз
– морозец, заморозки, мороженое, морозить, морозный.)
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки?
(Зима
– зимушка, зимний, зимовать, зимующие, озимый.)
Задание 4. Разгадать кроссворд «Зима»
Ученик,
отгадавший загадку, вписывает слово в клетки кроссворда, другой ученик отвечает
на вопросы ведущего по загадке.
По горизонтали:
Он слетает белой стает
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)
С чем сравнивается снег?
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
Почему
вы решили, что это февраль?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
Какую
радость подарила детям зима?
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней.)
Приходилось
ли вам видеть иней?
По вертикали:
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки.)
Какой
формы бывают снежинки?
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи.)
Почему
автор загадки о лыжах говорит
Две курносые подружки?
Задание 5. Назвать
загадки о животных и птицах зимой. (Отгадки записывают на доске.)
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (Заяц.)
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый,
Летом есть малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу? (Медведь.)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь.)
Жёлтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса.)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
Бела, как снег,
Черна, как уголь.
Вертится, поёт, как бес,
И дорога – в лес. (Сорока.)
Задание 6. Сочинить загадку о зиме, о зимних
явлениях, о животных и птицах зимой.
Белый по белому бежит. Где пробежит, там и напишет. (Заяц
в лесу.) Зимой спит, летом ходит. (Медведь.) Хитрая,
рыжая, быстро бежит, по следам догоняет зайчишку. (Лиса.)
В
заключение конкурса подведение итогов, награждение команды-победительницы: кто
в команде был самым сообразительным, смог объяснить, как он отгадал загадку?
Кто оказался самым грамотным, правильно написал слова и выделил орфограммы?
Какие правила вы вспомнили, записывая слова-отгадки? (Правописание проверяемых
безударных гласных в корне слова.) Какие слова с непроверяемым написанием вы
повторили? (Февраль, декабрь, сосулька, январь,
месяц, сорока.)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.