Дасова
Рамиля Зинатулловна,
учитель
русского языка и литературы
«Путешествие
в мир фразеологии»
(Внеклассное
мероприятие для параллели 8 классов)
1. Вступительное
слово учителя.
Дорогие ребята!
Начинаем наше
путешествие в мир устойчивых сочетаний, в мир фразеологии. Хочу напомнить вам
некоторые особенности фразеологизмов: 1)это выражения, которые используются в
языке в готовом виде, а не создаются в процессе речи; 2)лексическое значение
имеет весь фразеологизм в целом; 3)фразеологизм выполняет функцию одного члена
предложения.
Вам предстоит
работать в командах. Каждая команда получает одно и то же задание и время, за
которое должна справиться с данным заданием. А жюри, ученики 10 класса, будут
проверять правильность выполнения и подсчитывать полученные баллы.
1. «Найдите
пару»
Внимательно прочитайте
слова первой колонки и найдите к ним синонимы из второй колонки. Соответствия
обозначьте цифрами. (Например: 1-5, 2-12 и т.д.)
1.
Сломя голову
2. Запишите все
известные вам фразеологизмы со словом ЯЗЫК. (1 балл за каждый фразеологизм).
3.Продолжите, вставив названия
животных.
1.Голоден как…
2. Хитер как…
3.Труслив как…
4.Здоров как…
5. Изворотлив как….
6. Надут как…
7. Нем как…
8. Грязен как…
9. Упрям как…
10. Болтлив как….
4. «Почему мы так говорим?»
Объясните происхождение фразеологизмов.
1) Аника-воин.
2) Сизифов
труд.
3) Тянуть
канитель
5. Тест по фразеологии.
1. Назовите запретный плод:
А) картофель; б) груша; в) яблоко; г)
апельсин.
2. Что такое ахиллесова пята?
А) пятка с мозолью; б) слабое место; в)
сильный удар; г) крепкий нажим.
3. Какое место называют авгиевы конюшни?
А) конюшни олигарха; захламленное место;
в) аукцион лошадей; г) скотный двор.
4. Что означает оседлать своего
(любимого) конька?
А) Отдыхать на диване; б) распространяться
на излюбленную тему; в) гонять на мотоцикле; г) навалиться на мороженое.
5. Что означает кануть в Лету?
А) уехать в командировку; б) быть забытым;
в) погрузиться в мечты; г) зависнуть в Интернете.
6. Как понимать выражение бить баклуши?
А) выбивать ковры; б) играть в городки; в)
заниматься пустяками; г) забивать голы.
7. Какое блюдо бывает у некоторых людей в голове?
А) солянка сборная; б) винегрет; в) каша;
г) сосиски с капустой.
8. Восстановите фразеологизм. …. вода на
киселе.
А) первая; б) последняя; в) горячая; г)
седьмая.
6. Исправьте ошибки в употреблении
фразеологизмов.
1. Играть значение.
2. Дай пример.
3. Под первое число всыпать.
7. «Крылатые выражения»
Запишите, из каких произведений (автор,
название) вошли в язык эти крылатые выражения.
1. «А
воз и ныне там!»
2. «Свинцовые
мерзости жизни».
3. «Чему
смеетесь? Над собой смеетесь!»
9. Конкурс «Запомни»
Запишите фразеологизмы, начинающиеся со
следующих букв
З –
А-
П-
О-
М-
Н-
И –
Подведение итогов. Вручение грамот.
Ответы.
1. «Найдите
пару».
1-4, 2-1, 3-10,
4-2, 5-21, 6-12, 7-6, 8-8, 9-13, 10-11, 11-3, 12-9, 13-7, 14-14,
15-5, 17-18,
19-19, 20-16, 21-17.
2. Фразеологизмы
со словом ЯЗЫК.
Держать язык за зубами
Злой язык
Найти общий язык
Остер на язык
Прикусить язык
Развязать язык
Тянуть за язык
Язык проглотил
Язык без костей
3. 1.
Волк. 2. Лиса. 3. Заяц. 4.Бык. 5. Уж. 6. Индюк. 7. Рыба. 8. Свинья.
9. Осел. 10. Сорока.
4. «Почему мы так говорим».
Аника-воин.
Убив в единоборстве своего противника,
Аника начал хвастать, что никто на свете не сможет против него устоять. Даже
сама смерть испугается его. Услышала смерть речь хвастуна и предстала перед
ним. Куда только девались у Аники пыл и задор! Он сник и стал вымаливать
прощения за свою дерзость. Имя «Аника» по-гречески означает «непобедимый». Теперь
кличка «Аника-воин» прилагается ко всякому задире и хвастуну, боевому лишь на
словах.
Сизифов труд.
В древнегреческом мифе коварный обманщик
Сизиф был обречен на вечные муки: должен был вкатывать на высокую гору
громадный камень, который на вершине срывался из рук и скатывался вниз.
Выражение означает тяжелую, изнурительную и бесплодную работу.
Канитель тянуть.
В старину канителью называлась
металлическая нить для вышивания. Ее вытягивали клещами из раскаленной
проволоки. Это была крайне медленная и скучная работа. Выражение получило
значение «терять время, медленно и бестолково что-либо делать, затягивать
решение какого-либо вопроса».
5. «Кроссворд».
Философский камень
Рыцарь без страха и упрека
Ахиллесова пята
Заблудшая овечка
Единым росчерком пера
Облекаться в кровь и плоть
Лед тронулся
От аза до ижицы
Геркулесовы столпы
Иерихонская труба
Яблоко раздора
6. Тест
1) в
2) б 3) б 4) б 5) б 6) в 7) в 8) г
7. «Исправьте
ошибки»
1. Играть
роль (или иметь значение).
2. Приведи
пример.
3. По
первое число всыпать.
8. «Крылатые
выражения»
1. И.Ф.Крылов
«Лебедь, Рак и Щука»
2. М.Горький
«Детство».
3. Н.В.Гоголь
«Ревизор».
9. Конкурс
«Запомни»
З – заблудшая овца
А – Аника-воин
П – Перемывать косточки
О – Огнем и мечом
М – между молотом и
наковальней
Н – нашего полку прибыло
И – из мухи делать слона.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.