МАОУ СОШ №59 «Перспектива»
Урок изобразительного искусства
1 класс
Программа «Перспектива»
Т.Я Шпикалова. Изобразительное искусство
Провела учитель 1В класса
Буровова Виктория Владимировна
Тип урока:
открытие новых знаний.
Цели:
1. Предметные: содействовать
совершенствованию приемов декоративной росписи, познакомить с особенностями
дымковской игрушки, развивать атмосферу увлекательного эстетического познания
игрушки, в частности «Дымковской игрушки», продолжить знакомить с народными
промыслами.
2. Метапредметные: формирование
универсальных учебных действий
3. Регулятивные: определять цель
деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, составлять алгоритм,
работать по алгоритму.
4. Личностные: развивать умение создавать
новые орнаменты, умение выражать своё мнение и свою точку зрения.
5. Коммуникативные: умение работать в
группе, овладение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование:
Дымковская и Романовская игрушка
ИД
карточки (задания для работы в группах)
заготовки для росписи.
Форма проведения: урок в 1 классе
Место проведения: МАОУ СОШ №59
Количество учащихся-30 человек
Автор урока:
учитель высшей категории Буровова Виктория Владимировна
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную
деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализация требований к учащимся со
стороны учебной деятельности.
У: - Ребята, вы отправляетесь в
увлекательное путешествие за новыми знаниями. Расскажите, как происходит
открытие новых знаний?
Д: - Чтобы открыть новое знание, мы делаем
2 шага: находим то, что не знаем, а потом пробуем сами найти решение. Но
сначала мы повторим то, что уже знаем.
Слайд 1
У.: - Ребята, что для нас принесла Марья-Искусница?
Д.: - Игрушки.
У.: - Чем, по вашему мнению, мы будем
сегодня заниматься?
Д.: - Узнаем новое об игрушках.
У.: - Я желаю вам удачи! С чего начнём работу?
Д.: - С повторения.
2. Актуализация знаний и фиксация
индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать способности к сравнению;
2) актуализировать знания о народной
игрушке;
3) актуализировать мыслительные операции
анализ, синтез, сравнение, аналогия;
4) мотивировать к пробному действию и его
самостоятельному выполнению и обоснованию;
5) организовать фиксацию образовательной
цели и темы урока;
6) организовать выполнение пробного
действия и фиксацию затруднения;
7) организовать анализ полученных ответов и
зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его
обосновании.
1). Актуализация способности к сравнению.
Слайд 2.
У.: - Марья Искусница привела нас в чудесный
магазин. Но в магазине злой волшебник перемешал товар из двух отделов.
Помогите разделить игрушки. (Дети делят игрушки на народные и детские).
Какие игрушки вы отложили в первый отдел?
Какие во второй отдел?
У.: - Что вы повторили, выполняя эти
задания?
Д.: - Что игрушки бывают народные и
современные.
У.: - Почему мы выполняли именно эти
задания?
Д.: - Повторение этих заданий поможет
открыть нам новый материал.
У.:- С самого детства нас окружают игрушки,
если мы посмотрим на современные игрушки, то увидим, что на полке можно найти
одинаковые игрушки, потому что их делают на фабриках. А если вы попытаетесь
найти две одинаковые игрушки в отделе народных игрушек, то поймете, что
одинаковых игрушек тут нет.
У.: - Хотите узнать, почему так происходит?
Это вам интересно?
Д.: - Да.
2) Задание для пробного действия.
У.: - Посмотрите на отдел народных
игрушек. Какие игрушки самые яркие?
Дети выбирают из всех игрушек Дымковские.
У.: Эти игрушки называются Дымковские. Как
вы думаете, откуда пришло такое название?
Д.: От слова дым… от слова Дымка… от
названия города Дымково…
У.: Вы предложили столько разных ответов,
какой же из них правильный?
3. Выявление места и причины
затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
У.: - Какое задание я предложила?
Д.: - Мы должны были объяснить, почему
Дымковская игрушка так называется.
У.: - Разве вы выполняли похожие задания?
Д.: Нет.
У.: - Значит, почему у вас возникло
затруднение?
Д.: - Мы пока не знаем, что такое
Дымковская игрушка, как она произошла, скорее всего, в истории игрушки и
кроется правильный ответ.
4. Построение проекта выхода из
затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему
урока;
2) построить план и определить средства
достижения цели.
У.: - Какую цель вы поставили перед собой
на уроке?
Д.: - Узнать об истории и особенностях
Дымковской игрушки. Попробовать расписать какую-нибудь игрушку, как мастера в
Дымково.
У.: - Как бы вы назвали наш урок?
Д.: - «Дымковская игрушка».
Слайд 3.
У.: - Давайте вспомним, как мы раньше
изучали народные промыслы и составим план работы на уроке.
Д.: - Сначала узнаем, как произошла
Дымковская игрушка, потом сравним ее с другими народными игрушками, и найдем
особенности росписи Дымковской игрушки.
Слайд 4.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в
соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи и состав
числа 8 на эталоне.
Просмотр фрагмента мультфильма о Дымковской
игрушке.
Слайд 5. Шишкина школа.
(Обсуждение увиденного организуется в
группах.
У каждой группы листок с заданием.)
1 группа. В каком городе изготавливают
Дымковскую игрушку?
2 группа. Какие игрушки стали первыми
делать в Дымковской слободе?
3 группа. Какие цвета используют для
росписи игрушек мастера из Дымково?
4 группа. Нарисуйте элементы, которые нужны
для того, чтобы расписать Дымковскую игрушку. Что они обозначают?
5 группа. Мастерская Дымково. Распишите
Барыню.
Проверка групповой работы
У.: В каком городе изготавливают Дымковскую игрушку?
Слайд 6.
Предлагает свой вариант первая группа.
( На доске вывешивается листок с
выполненным заданием).
Слайд
У.: - Сравните свой вариант с образцом.
Молодцы.
У.: - Вторая группа, расскажите, какие
первые игрушки стали изготавливать в Дымково.
Ответ детей – рассказ про свистульки
У.: - Какое задание было у третьей группы?
Д.: - Узнать какие цвета используют в
росписи Дымковские мастера. Они использовали желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон),
черный цвета
У.: - Над чем работала четвертая группа?
Д.: Мы должны были нарисовать элементы,
которые использовали мастера для росписи.
У.: Сравните с образцом. Молодцы
У.: - Давайте посмотрим, получилось ли у
пятой группы расписать Дымковскую барышню.
Слайд 6.
У.: - Какой вывод вы можете сделать?
Д.: - Мы сделали правильное «открытие».
У.: - Какой следующий шаг на уроке надо
сделать?
Д.: - Будем закреплять полученные знания.
Физкультминутка.
( Музыкальная физкульминутка «Танцы на
ярмарке ».)
Слайд 10.
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи отличия
Дымковской игрушки от других народных игрушек, сравнить Дымковскую игрушку с
Романовской
У.: Ребята, можно ли спутать Дымковскую
игрушку с любой другой народной игрушкой?
Слайд 11.
Выполните задание на доске. Какие признаки
помогли вам выполнить это задание:
У.: Сравните Дымковскую и Романовскую
игрушку. Чем похожи? Чем различаются?
Учитель выставляет на стол образцы
Дымковской и Романовской игрушки со сходным сюжетом (у нас это была городская
семья)
У.: - Мне надо убедиться в том, что вы
хорошо усвоили материал. Как я могу это проверить?
Д.: - Нужно выполнить самостоятельную
работу.
7. Самостоятельная работа.
Цель:
1) учить выполнять роспись Дымковской
игрушки, подбирать цветовые решения и использовать элементы
У.: - – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в
классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у
вас на столах силуэты дымковской лошадки, но прежде чем расписывать
внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки,
которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
Во время самостоятельной работы звучит
музыка.
8. Рефлексия учебной деятельности на
уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание,
изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на
уроке;
4) наметить направления будущей учебной
деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Выставка работ учащихся, исполнение песни
«Чем знаменито Дымково?».
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
У.: - Какова цель
нашего урока?
Д.: -Узнать историю Дымковской игрушки и
ее особенности.
У.: - Вам удалось достичь цель?
Д.: Да.
У.:-Еще какую цель мы ставили с вами?
Д.: Попробовать расписать игрушку, как
дымковские мастера.
У.: Достигли вы эту цель.
Д.: Да.
У.: Молодцы ребята,
славно потрудились. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
А вы знаете, что мы познакомились только с
одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими
народными промыслами, с которыми вы познакомитесь на других уроках
изобразительного искусства.
Домашнее задание по желанию.
Если вы хотите рассказать о какой-нибудь
другой народной игрушке, вы можете подготовить свой рассказ к следующему
уроку.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.