Проверочная
работа по БИОЛОГИИ
6
КЛАСС
Образец
Инструкция
по выполнению работы
На выполнение работы по биологии отводится
45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в
тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом
новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться
учебником, рабочими тетрадями и другим справочным материалом.
При необходимости можно пользоваться черновиком.
Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в
котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся
выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у
Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Рассмотрите фотографии с изображением
представителей различных объектов природы.
1.1. Подпишите их названия, используя
слова из предложенного списка: бактерии, вирусы, растения, животные.
А. _____________________________ Б.
_____________________________
В. _____________________________ Г.
_____________________________
1.2. Три из изображённых на фотографиях
объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из
общего ряда. Объясните свой выбор.
Ответ.
__________________________________________________________________________
2.1. Рассмотрите изображение микроскопа (рис. 1). Что обозначено
на рисунке буквой А?
Ответ:
_______________________________________
2.2. Какую роль играет эта часть микроскопа
при работе с ним?
A
Ответ:
_______________________________________
_____________________________________________
Рис.
1
2.3. Ольга рассмотрела кожицу листа одуванчика под микроскопом
и сделала рисунок (рис. 2). Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
Ответ:
_________________________________________
2.4. Рисунок 2 был выполнен при работе
с микроскопом, на котором указано:
– увеличение окуляра –
10; Рис. 2
– увеличение объектива
– 40.
Какое общее увеличение даёт данный
микроскоп?
Ответ: _________________________________________
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные
слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов
на места пропусков в тексте.
Строение
клетки
Клетка имеет две обязательные части: клеточную мембрану,
_______(А) и генетический аппарат. В клетках растений, животных и грибов генетический
аппарат окружён мембраной и называется _______(Б). Для растительных клеток важнейшее
значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, − _______(В).
Список
слов:
1) хлоропласт
2) цитоплазма
3) жгутик
4) ядро
5) митохондрия
6) вакуоль
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
В изображённом на рисунке опыте экспериментатор
прикасается острым предметом к телу гидры – кишечнополостного животного.
4.1. Какое изменение произошло
с телом гидры?
Ответ:
__________________________________________________________________________
4.2. Какое свойство организмов
иллюстрирует этот опыт?
Ответ:
__________________________________________________________________________
4.3. Какие клетки животного
обеспечивают данное свойство?
Ответ:
__________________________________________________________________________
Рассмотрите изображение цветка и выполните
задания.
5.1. Покажите стрелками и подпишите
на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
5.2. Какую функцию в цветке
выполняет завязь?
Ответ:
__________________________________________________________________________
5.3. Назовите клетку, которая
образуется в завязи.
Ответ:
__________________________________________________________________________ Анна
и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений. Для каждого растения
им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого растения в общей
классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу слова
из предложенного списка в такой последовательности,
чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список
слов:
1) Покрытосеменные (цветковые)
2) Ромашка аптечная Ромашка
аптечная
3) Ромашки
4) Растения
На графике показан рост древесного
растения умеренного климата в течение нескольких лет.
Время,годы
7.1. Определите максимальную
высоту растения на третий год жизни.
Ответ:
__________________________________________________________________________
7.2. Как
можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда его рост в высоту резко
замедлялся?
Ответ:
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Известно, что для прорастания семян необходимы определённые условия. Сергей решил
выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял два одинаковых
стакана, в которых было немного воды, положил в каждый по 15 семян гороха, причём
в один он насыпал немного земли (рис. 1). Оба стакана он поставил на столе в комнате.
Через несколько дней Сергей наблюдал следующую картину (рис. 2).
На момент
начала опыта Через несколько дней после начала опыта
Рис.
1 Рис. 2
8.1. Влияние какого условия
на прорастание семян изучал Сергей?
Ответ:
__________________________________________________________________________
8.2. Используя рисунки, сформулируйте
вывод о влиянии этого условия на прорастание семян.
Ответ:
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
8.3. Какое
из условий опыта, проведённого Сергеем, является необходимым для прорастания семян?
Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Растения по-разному относятся к свету, теплу и влаге, и это учитывается цветоводами
при разведении различных растений.
9.1. Опишите особенности растений агавы и фиалки, которые необходимо
учитывать при их разведении в домашних условиях, используя для этого таблицу условных
обозначений.
Условные
обозначения:
сухая земля
|
увлажнённая земля
|
постоянно влажная земля
|
вода в
поддоне
|
выносливое
|
капризное
|
1)
Выносливость 3)
Требуемый
режим полива
прямые лучи
|
рассеянный свет
|
полутень
|
тень
|
комнатная
температура
|
регулярное
опрыскивание
|
2)
Требуемая 4) Отношение
влажность к свету воздуха
и температура
Характеристики:
1)
2) 3) 4) 1) 2) 3) 4)
|
|
|
|
Агава:
1)
____________________________________
______________________________________
2)
____________________________________
______________________________________
3)
____________________________________
______________________________________
4)
____________________________________
__________________________________________
|
Фиалка:
1) ____________________________________
______________________________________
2) ____________________________________
______________________________________
3) ____________________________________
______________________________________
4) ____________________________________
______________________________________
|
|
|
|
|
|
9.2. По каким из приведённых в описании позиций эти растения имеют
одинаковые характеристики?
Ответ.
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10.1. Рассмотрите изображения животных: майский жук, крот,
гребешок. Подпишите их названия под изображениями.
Под каждым названием подпишите название
среды обитания взрослой формы животного:
наземно-воздушная,
водная, почвенная.
10.2. Рассмотрите схему, отражающую
развитие животного мира Земли.
1 – Простейшие
2 – Кишечнополостные
3 – Плоские черви
4 – Кольчатые черви
5 – Моллюски
6 – Ракообразные
7 – Насекомые 8 – Иглокожие
9 –
Рыбы
10 – Земноводные
11 – Пресмыкающиеся
12 – Птицы
13 – Млекопитающие
Какими цифрами на схеме обозначены
группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите
в таблицу номера соответствующих групп.
Майский жук
|
Крот
|
Гребешок
|
|
|
|
10.3. Какое из этих животных относят к позвоночным?
Ответ:
_______________________________________
Система оценивания проверочной работы
Правильный ответ на каждое из заданий 2.1, 2.2, 2.3, 2.4,
4.1, 4.2, 4.3, 5.3, 7.1, 7.2, 8.1, 10.3 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий
1.1, 3, 6, 10.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка
(в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется
1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Номер задания
|
Правильный ответ
|
1.1
|
А – вирусы
Б – растения
В – животные
Г – бактерии
|
2.1
|
зеркало
|
2.2
|
регулирование освещённости
|
2.3
|
устьице / замыкающие клетки
|
2.4
|
400
|
3
|
241
|
4.1
|
сжалось
|
4.2
|
раздражимость ИЛИ рефлекс
|
4.3
|
нервные клетки ИЛИ нейроны
|
5.3
|
яйцеклетка
|
6
|
царство – Растения
отдел – Покрытосеменные (цветковые) род – Ромашки
вид – Ромашка аптечная
ИЛИ 4132
|
7.1
|
2,5 метра
|
8.1
|
наличие почвы
|
10.2
|
майский жук – 7 крот – 13 гребешок – 5
|
10.3
|
крот
|
1.2. Три из изображённых на фотографиях
объекта объединены общим признаком. Выпишите название объекта, «выпадающего» из
общего ряда. Объясните свой выбор.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)
объект: вирус;
2)
объяснение, например: это неклеточная форма жизни
|
|
Правильно определён объект и дано объяснение
|
1
|
Правильно определён объект, объяснение отсутствует.
ИЛИ Объект определён неправильно / не определён, независимо
от наличия объяснения.
ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Максимальный балл
|
1
|
5.1. Покажите стрелками и подпишите
на рисунке чашелистик, пыльник, завязь.
Содержание верного ответа и указания по
оцениванию
|
Баллы
|
Верно подписаны три части цветка
|
2
|
Верно подписаны только две части цветка
|
1
|
Верно подписана только одна часть цветка. ИЛИ Ответ неправильный
|
0
|
Максимальный балл
|
2
|
5.2. Какую функцию в цветке выполняет
завязь?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются
иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Баллы
|
Правильный ответ должен содержать указание функции,
например:
защита
семязачатка от высыхания ИЛИ защита от низких температур ИЛИ защита от поедания
насекомыми
|
|
Правильно указана функция
|
1
|
Ответ неправильный
|
0
|
Максимальный балл
|
1
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.