Федеральное агентство по образованию
Рассмотрено:
«УТВЕРЖДАЮ»
На заседании
совета Директор ФГОУ СПО
ФГОУ СПО
«Кашинский «Кашинский аграрный техникум»
аграрный
техникум» ________________Е.С.Львова
Протокол №_______
КОНЦЕПЦИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»
на 2011-2015 годы
Составила: заместитель директора
по воспитательной работе Борисова М.С.
171640 РФ,
г.Кашин, Тверской области ,ул.И.Константиновой,1;
Тел/факс:
8(48234)2-15-47; e-mail: katedu@kashin.ru
www.агротехникум.рф
Содержание:
1.Концептуальная часть
1.1 Выбор, обоснование, актуальность
проблемы 3
1.2
Основные принципы патриотического воспитания студентов ФГОУ СПО « Кашинский
аграрный техникум » 5
2. Основные идеи, цели, задачи
концепции 7
3.
Основные направления патриотического воспитания 11
4. Реализация концепции патриотического воспитания и образования
студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» 15
5. Практическая реализация концепции «Патриотического воспитания и образования
студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на 2011 - 2015 годы»
16
6. Система внутритехникумовского управления по реализации концепции«Патриотического
воспитания и образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на
2011-2015 годы» 22
7. Реализация концепции патриотического воспитания и образования
студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»
24
7.1 Создание и совершенствование нормативно-правовой базы
патриотического воспитания
24
7.2 Совершенствование деятельности педагогического и студенческого коллективов
техникума в области патриотического образования и воспитания студентов
25
7.3 Создание системы мероприятий педагогического и студенческого коллективов
по совершенствованию процесса патриотического образования и воспитания
студентов 25
7.4. Осуществление деятельности студенческого коллектива с
общественными объединениями и организациями в интересах
патриотического образования и воспитания студентов:
26
8. Ожидаемые
результаты
27
9. Перспективы дальнейшего развития
28
1.Концептуальная часть.
1.1. Выбор, обоснование,
актуальность проблемы.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих
чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и
любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее,
готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием
личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее
активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет
собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его
жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования
всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм
жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому
не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современного воспитания
и является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в
себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются
понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего
развития студент постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу
группы, техникуму, народу.
Вершиной патриотического воспитания является осознание себя
гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами,
так невозможно воспитать гражданина из студента, изучавшего большую Родину
только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной
природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.
Именно поэтому в современного воспитания необходимо усилить
внимание к региональному компоненту как одному из методов патриотического
воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для
непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая,
деятельная частица великого мира.
Патриотическое воспитание имеет сложную динамичную структуру и
включает в себя следующие компоненты:
·
мотивационный
(ответственность за выполнение задач, чувство долга);
·
операционный (владение
способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями,
процессами анализа и синтеза, сравнения, обобщения и др.);
·
волевой (самоконтроль,
самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается
выполнение обязанностей);
·
оценочный (самооценка
своей подготовленности и соответствия процесса патриотического поведения).
В настоящий момент возникла насущная необходимость
педагогической практики в разработке новых моделей и программ патриотического
воспитания, объединяющих познание окружающего мира с воспитанием студентов в
целостный процесс формирования цивилизованной, нравственной личности
патриота-гражданина.
Рис 1. Компоненты динамичной структуры
патриотического воспитания
Концепция патриотического
воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых
ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в
техникуме; массовую патриотическую работу, организуемую не только техникумом,
но и общественными движениями и организациями, деятельность средств массовой
информации и т.п.
1.2 Основные принципы
патриотического воспитания студентов
ФГОУ СПО « Кашинский аграрный
техникум ».
Процесс патриотического воспитания, как и другие виды
деятельности, в ФГОУ СПО « Кашинский аграрный техникум » организуется и
функционирует на основе исходных положений идей, отражающих закономерные связи
и отношения между субъектами и объектами, включенных в данный процесс.
Эффективность взаимодействия субъектов и объектов воспитания зависит от умелого
использования педагогических технологий в воспитательной работе.
Основными принципами патриотического воспитания в ФГОУ
СПО « Кашинский аграрный техникум » являются:
·
единство сознательного и
бессознательного, естественного и целенаправленного воспитания -
патриотического воспитания в широком и специальном смысле слова. Патриотические
чувства закладываются в самом процессе жизни и бытия человека осуществляющегося
в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно,
естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе и культуре
своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма как
устойчивой личностной подструктуры являются бессознательные глубинные
переживания человеком любви, и привязанности к своей культуре и своему народу,
своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды
его обитания. Это - патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Естественно развивающиеся, бессознательные чувства привязанности к отеческим
ценностям становятся предметом сознательной рефлексии и осмысления в процессе
целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются
убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это -
патриотическое воспитание в специальном смысле слова как система
целенаправленного воздействия;
·
системный характер
патриотического воспитания. Системность как принцип патриотического воспитания
включает: во-первых, системное понимание структуры патриотизма как высшей
духовной подструктуры личности, во-вторых, системный подход в организации
воспитательного процесса. Патриотизм не исчерпывается отождествлением себя с
одним из компонентов естественной для человека среды его обитания,
рассматриваемым как самостоятельный, в отрыве от его духовного смысла, будь то
территория, климатические условия, язык или привычный хозяйственно-бытовой
уклад. Родина предполагает наличие определенной территории, климата, языка, но
взятые сами по себе они еще не составляют Родину. Не определяется патриотизм и
формальным гражданством человека. Можно числиться гражданином страны, но не
любить ее, не быть ее патриотом. Все указанное - лишь предпосылка для
формирования патриотических чувств, но еще не они сами. Патриотизм возникает
там и тогда, когда человек усваивает указанные предпосылки, превращая их из
внешних условий своего бытия во внутренние, глубинные побудители своего
поведения и мировосприятия, в высшие, базовые личностные ценности. Любовь к
Родине становится в этом случае одним из смысл о образующих факторов
жизнедеятельности человека, побуждает человека к соответствующему поведению.
Таким образом, речь идет именно о высшем типе любви - любви духовной,
включающей не только смутные ощущения комфорта, связанные с пребыванием в
естественной для человека среде, но и осознание, прежде всего, ценностей и
достоинств объекта своей любви, ориентирующего человека на их защиту и
преумножение. Патриотизм составляет связанную, системно организованную
совокупность качеств и психических состояний человека;
·
необходимость сохранения
принципа разнообразия. Россия многонациональная и многоконфессиональная страна,
характеризующаяся, в отличие от западных развитых стран, коллективистическим
типом культуры. В силу объективно сложившихся особенностей исторического бытия
нашей страны возрождение упрощенного "унифицированного" патриотизма
обречено, по меньшей мере, на неэффективность со всеми вытекающими от этого
отрицательными последствиями как духовно-нравственного, так и
социально-политического характера. В этой связи, говоря о патриотизме в
современных условиях, иметь ввиду под этим понятием, с одной стороны - любовь и
преданность своему многонациональному Отечеству, олицетворяемому в федеративном
государстве, которое на общегосударственном уровне отстаивает и защищает
национальные интересы (экономические, политические, безопасности) и культурную
самобытность всех народов нашей страны как целостного российского суперэтноса;
с другой - сохранение культурной самобытности каждого этноса, входящего в
состав Российского государства;
·
адресность воздействия в
систем патриотического воспитания. Эффективность патриотического воспитания в
значительной степени определяется его целевой, адресной направленностью,
учитывающей реальное состояние объекта воздействия, его место и позицию в
обществе и в соответствии с этим осуществляющей отбор и использование
адекватных объекту методов и средств воздействия;
·
необходимость
управленческих преобразований, как механизма решения проблемы патриотического
воспитания.
2. Основные идеи, цели, задачи
концепции
«Патриотического воспитания и
образования студентов
ФГОУ СПО «Кашинский аграрный
техникум» на 2007-2010 годы»
Основная идея концепции патриотического воспитания и
обучения студентов заключается в формировании готовности их служения Отечеству
с учётом опыта и достижений прошлых поколений, современных реалий и проблем,
тенденций развития нашего общества.
Целью программы является развитие системы патриотического
воспитания и обучения студентов, способной на основе формирования
патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации
общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению
единства и дружбы народов РФ.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1)
создание механизма, обеспечивающего
становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания.
2)
формирование
патриотических чувств и сознания студентов на основе исторических ценностей и
роли России в судьбах мира, роли г. Кашина в судьбах России, сохранение и
развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свой техникум.
3)
воспитание личности
гражданина-патриота России, г.Кашина, способного встать на защиту интересов
страны, города.
4)
формирование комплекса
нормативного, правового и организационно-методического обеспечения
функционирования системы патриотического воспитания.
Программой определена
последовательность решения
комплекса поставленных задач.
Патриотическое воспитание как
целостная, но, в то же время, весьма сложная социально-психологическая система
включает три основных аспекта:
- когнитивный (знания,
представления);
- эмотивный (отношение, чувства);
-поведенческий (готовность к действию, установка и
непосредственные действия):
В
соответствии с этим определяются три группы основных задач патриотического
воспитания:
þв области когнитивной - ориентация системы образования и воспитания,
средств массовой информации, пропагандистского аппарата государства на
формирование у российских граждан знаний о героических страницах истории и
богатейших культурных традициях России, о самоотверженной борьбе русского
народа за сохранение суверенитета и государственной независимости страны, о
подвигах наших патриотов-соотечественников, как в прошлом, так и в настоящее
время. Учитывая особую роль подросткового возраста в создании устойчивых
представлений и установок, необходимо включать студента в процесс
патриотического воспитания с момента его поступления в техникум, используя для
этого доступный, наглядный материал.
Техникум, опираясь на отечественные учебные пособия,
классическую литературу и искусство призван формировать у студентов глубокие
знания об истории и культуре России, их значительной роли в мировой истории,
науке, военном деле, культуре и др.
В связи с этим необходимо проведение тщательной
экспертизы учебников на предмет их соответствия задачам патриотического
воспитания, использование разнообразных методов воздействия - информирования,
убеждения, внушения, применение наиболее эффективных психолого-педагогических
воспитательно-образовательных технологий.
Целесообразно
пресекать откровенно "антироссийские" программы, унижающие чувства и
достоинство народа. Учитывая чрезвычайно высокую популярность телевещания и его
огромное влияние на умы и сердца людей, а также принимая в расчет новые тенденции,
появившиеся в последние годы в этой области, в техникуме создана специальная
телевизионная студия патриотического воспитания «Сту@день» и регулярно
выпускается студенческая газета «Техникум - CITI »
þв области эмотивной - формирование у студентов патриотические чувства -
любовь к Родине, гордость за ее богатейшую, высоко духовную культуру и
историческое прошлое, оптимистические настроения относительно перспектив
развития России и творческих созидательных возможностей российского народа.
Необходимо противодействовать, в равной степени, как идеям национальной
исключительности, мессионизма России, особого пути ее развития в отрыве от
общецивилизационного движения, так и попыткам сформировать у наших людей
чувство виноватости за свое историческое прошлое, за, якобы, имперский характер
политики страны; внушать им мысль о, будто бы, культурной отсталости русского
народа от "передовых" стран. Всемерно и объективно показывать
позитивный вклад России во все времена в мировую историю, науку, культуру и
другие сферы жизни мировой цивилизации. Важно восстановить связи духовного
развития современного общества с историческим бытием страны. В результате в
настоящий период в подавляющей массе граждане страны дезориентированы в
духовно-ценностном аспекте: имеет место размытость и неопределенность
национального самосознания и национальной самоидентификации; распространены
настроения и мнения о "ненормальности",
"нецивилизованности" и "некультурности" России, о
необходимости, "учиться и жить, и мыслить" у западных стран,
внушается идея о связи исторических перспектив развития России с ее вступлением
в "цивилизованный мир". Важно помочь людям осознать единство и,
одновременно, многообразие исторического прошлого России, преемственность
культурных традиций, их безусловную ценность как основания развития современной
культурной и общественно-государственной жизни.
Большую роль в духовном возрождении России, в
утверждении в общественном сознании идей государственности и патриотизма играют
традиционные религиозные конфессии, способствующие развитию в обществе
нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей, рассматривающие служение
Родине как высший духовный долг и предназначение человека. Современная ситуация
с состоянием национального самосознания народа характеризуется глубоким
разрывом с многовековой историей страны: около четырех поколений граждан жили в
условиях воинствующего атеизма и отрицания духовно-нравственных, в том числе и
религиозных ценностей, связанных с тысячелетним бытием и самосознанием своего
Отечества. Восстановить церковь в ее исконной функции - как важного
воспитательного ресурса общества, его консолидации - значит, сделать важные
шаги по развитию патриотических начал в самосознании народа. С этой с целью в
нашем техникуме разработана и введена в образовательные программы дисциплина, «
Религиоведение», направленная на выполнение двух основных функций в
патриотическом воспитании подрастающего поколения: с одной стороны - на
восстановление связи с тысячелетним духовно-историческим бытием страны и
культуры, преодоление разрыва в исторической памяти и национальном самосознании
народа, с другой - на защиту личности от влияния тоталитарных сект и культов,
наводнивших нашу страну и оказывающих разрушительное влияние на духовное
развитие и физическое здоровье человека;
þв поведенческой сфере - формирование у людей общественно-ориентированных
форм поведения, установки, готовности при выборе образа действия
ориентироваться не только; на свои личные интересы, но и учитывать интересы
общества, государства, отстаивать и защищать их, как свои собственные.
Способность действовать, руководствуясь надличностными, общественно значимыми
целями и ценностями - критерий сформированности патриотизма как устойчивой
подструктуры личности - мировоззрения и морального регулятор, поведения. Этому
предшествует переход от знания о достоинствах и ценности объекта патриотических
чувств и развития глубоко личностного, позитивного отношения к нему, к
формированию патриотических убеждении как основы мировоззрения, привычки через призму
этого мировоззрения воспринимать, оценивать все социальные события и
реагировать на них, и, наконец - к возникновению установки, детерминирующей
общественно-ориентированное, патриотичное поведение, как естественное и
единственно возможное для человека. Для успешной реализации данного аспекта
необходимо максимально вовлекать студентов в общественную жизнь техникума через
работу в различных структурах Совета студенческого самоуправления и других
общественных подразделений Воспитательно-образовательного центра «София» ФГОУ
СПО «Кашинский аграрный техникум»
Формирование в процессе патриотического
воспитания взаимосвязанной системы качеств: знания -
отношения - убеждения - привычка действовать в соответствии с убеждениями -
установка, готовность к деятельности и поведению, ориентированному на интересы
Родины, государства - основные задачи патриотического воспитания.
3. Основные направления патриотического воспитания
Цели и задачи патриотического воспитания студентов достигаются
путем системной деятельности педагогического коллектива, профсоюзной
организации студентов, совета студенческого самоуправления и других
общественных организаций по целому ряду взаимосвязанных направлений через
работу Воспитательно - образовательного центра «София» :
ü Духовно-нравственное целеустремленно на достижение осознания личностью
высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений
реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает:
развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой
проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование
высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской
чести, ответственности и коллективизма.
ü Историческое сосредотачивает усилия на познании исторических
корней и осознании неповторимости Отечества и его судьбы, неразрывности с ним,
гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и их
исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно
предполагает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в
мировом историческом процессе, в развитии и укреплении общества, в его защите от
возможной агрессии, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев,
верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений.
üПолитико-правовое предусматривает формирование глубокого понимания
гражданского и конституционного долга, политических и правовых событий и
процессов в обществе и государстве, основных положений концепции безопасности
страны, в том числе военной, места и роли Вооруженных Сил Российский Федерации,
других воинских формирований и органов в политической системе общества и
государства. Оно включает ознакомление с законами государства, особенно с
правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами
деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги,
воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
ü Социокультурное целеустремленно на формирование у личности
социально-ориентированных и культурно-эстетических отношений как важнейшего
компонента ее общего развития на основе достижений мировой и отечественной
цивилизации. Оно включает: воспитание высокой духовной культуры, удовлетворение
культурных потребностей, обогащение профессиональной деятельности, условий
жизни и быта элементами культуры и этикета, развитие культуры общения и взаимоотношений
между различными категориями граждан, создание условий для самодеятельного
художественного творчества.
ü Идейно-патриотическое предполагает усвоение важнейших
духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику
формирования и развития нашего общества и государства, национального
самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает
воспитание беззаветной любви и преданность своему Отечеству, гордости за
принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам,
почитания национальных святынь и символов, готовности к достойному и
самоотверженному служению обществу и государству.
ü Профессионально-деятельностное сосредотачивает усилия на формирование
добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением
Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в
интересах качественного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.
Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной
самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на
достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с
высокой эффективностью выполнять служебные обязанности, умение прогнозировать и
реализовывать планы своего профессионального роста.
ü
Военно-социальное целеустремленно на развитие у граждан
положительного отношения к органам военного управления и органам
государственной власти на основе осознания им результатов создания в воинских и
иных коллективах социальных условий и гарантий, обеспечивающих их нормальную
жизнедеятельность, реализации установленных законами и иными правовыми актами
прав и льгот, стимулирующих стремление к более ответственному и добросовестному
выполнению конституционных обязанностей. Это направление включает:
своевременное разъяснение законов и других нормативных актов по социальной
защите различных категорий населения, изучение и прогнозирование складывающихся
социальных процессов в трудовых и иных коллективах, осуществление конкретных
мер по социальной защите, соблюдению социальной справедливости в трудовых
отношениях и разрешению социально-бытовых вопросов.
ü Психологическое направление предусматривает формирование у граждан
высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и
ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать
тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, иных
психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в
коллективе. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов
в коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного
поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса,
формирование важнейших психологических качеств с учетом психологических
особенностей различных категорий граждан, каждой личности,
индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на
основе его результатов.
ü Направление воспитания на воинских традициях представляет собой устойчивые, исторически
сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы
отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм
поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с
выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной
службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее
воспитательное воздействие, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени
и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа; самоотверженность и
самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и
мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская
доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм
взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к
поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным. Воспитание на
традициях включает: активное использование героического пути, боевых традиций
отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и
героизма воинов; участие ветеранов войны, участников боевых действий в
вооружённых конфликтах в основных мероприятиях военно-патриотического
воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке
образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики
Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и
органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости
за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду, роду
войск, соединению, части.
Все эти направления органически взаимосвязаны между
собой в работе Воспитательно-образовательного центра «София», объединены в
процессе практической деятельности целью, задачами,
мировоззренческо-идеологическими основами, принципами, формами и методами
воспитания.
Рис 2. Воспитательно-образовательный центр «София»
Основные направления патриотического воспитания
4. Реализация концепции патриотического
воспитания и образования студентов
ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»
Реализация концепции будет
осуществляться в два этапа:
На первом этапе предусматривается:
ü проработка организационных основ реализации концепции;
ü создание и совершенствование нормативно-правовой базы
патриотического воспитания;
ü разработка классными руководителями,
учителями-предметниками подпрограмм, планов;
ü проведение групповых и общетехникумовских мероприятий,
а также активное участие в районных мероприятиях патриотической
направленности.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий.
6.
Система внутритехникумовского управления по реализации
концепции «Патриотического воспитания и образования студентов ФГОУ СПО
«Кашинский аграрный техникум»
на 2011-2012 годы»
6.1.Задачи внутритехникумовского управления:
ü Создание системы управления, способной на основе
формирования чувств и сознания, обеспечить решение задач воспитания личности
гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов
страны.
ü Формирование и развитие социально-значимых ценностей,
гражданственности и патриотизма в процессе обучения
ü Поддержка творческих инициатив и различных форм
организаций в коллективе.
ü Гибкая организация учебно-воспитательного процесса
через учебные предметы, интегрированные с военно-патриотической тематикой
(интегрированные уроки, уроки творчества, защита проекта, исследовательские и
творческие работы и т.д.).
ü Разработка и реализация авторских программ.
ü Создание условий, обеспечивающих возможность
непрерывной и стабильной работы техникума в период развития, при использовании
внутренних и внешних консультаций.
6.2. Управление процессом воспитания:
ü Считать, что воспитывающая деятельность техникума -
часть процесса развития системы патриотического воспитания.
ü Создать условия для развития у студентов
патриотических чувств и сознания, включая его разнообразную деятельность в
систему отношений, способствующих воспитанию личности гражданина-патриота
Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны.
ü Осуществлять педагогическую поддержку при формировании
патриотических чувств и сознания студентов на основе исторических ценностей и
роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою
страну.
ü Ориентировать студентов на общечеловеческие, вечные
ценности; овладением знаниями о международном гуманитарном праве, переводом их
в личные ценности каждого воспитанника.
6.3. Использовать следующие формы работы,
соединяющие обучение и воспитание:
ü Интегрированные уроки.
ü Исследовательские и творческие работы.
ü Уроки мужества с участием ветеранов армии и флота.
ü Участие в научно – исследовательских конференциях,
конкурсах.
ü Экскурсии, поездки, походы.
ü Военно-спортивные, спортивные игры, военно-полевые
сборы.
ü Создание цикла презентаций, видеороликов, посвящённых
65-летию Великой Победы:
§ Уроки мужества в музее техникума.
§ Хронограф. Исторический календарь знаменательных дат
России.
7. Реализация концепции патриотического воспитания
и образования студентов
ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум»
7.1 Создание и совершенствование
нормативно-правовой базы патриотического воспитания:
ü Картотека федеральных законов, включающих вопросы патриотического
воспитания граждан РФ;
ü Календарь Победных дней России;
ü Музей Боевой и трудовой славы техникума:
ü совместный план работы со школами и учреждениями
дополнительного образования города по использованию композиций музея Боевой
славы;
ü совместный план с советом ветеранов Великой Отечественной
войны г.Кашина, комитетом по молодёжной политике, Кашинским краеведческим музеем
в целях использования композиций музея Боевой и трудовой славы техникума для
увековечения памяти воинов-земляков;
ü сбор материалов по созданию новых экспозиций музея;
ü разработка и апробация системы уроков, связанных с
использованием материалов музея;
ü разработка плана подготовки студентов к участию в военно-спортивной
игре «Зарница»;
ü План подготовки студентов к участию в областных мероприятиях:
ü Акция «Тверская земля – гордость моя!»;
ü Акция «Обелиск»;
ü Акция « Вперёд к Победе»;
ü Акция « Георгиевская ленточка»;
ü Акция « Боевой листок»;
ü Пост №1;
ü Изменения и дополнения в нормативно-правовую базу на
основе Всероссийского сборника нормативно-правовых актов по вопросам патриотического
воспитания студентов.
7.2. Совершенствование деятельности
педагогического и студенческого коллективов техникума в области патриотического
образования и воспитания студентов:
ü Разработка форм и методов работы по вопросам
патриотического образования и воспитания студентов.
ü Разработка и апробирование преподавателями-предметниками,
классными руководителями подпрограмм, планов.
ü Проведение тематических семинаров-практикумов с
патриотической направленностью:
ü «Военно-патриотическое воспитание студентов»;
ü «Система краеведческой работы в техникуме»;
ü Проведение тематических педагогических советов по
проблемам патриотического образования и воспитания студентов.
ü Регулярные встречи студентов техникума с воинами:
круглый стол «Служба в армии – долг, честь или обязанность»;
7.3 Создание системы мероприятий педагогического и студенческого
коллективов по совершенствованию процесса патриотического образования и
воспитания студентов:
ü Организация и проведение мероприятий, посвящённых 65
– летию Победы в Великой Отечественной войне:
ü Разгром немецко-фашистских войск под Москвой,
г.Калинином , уроки мужества, классные часы;
ü Сталинградская битва: встреча с участниками
названного сражения;
ü Традиционное проведение Дня памяти Героев Советского
Союза
ü Участие в районных краеведческих чтениях
(конференции) военно-патриотического клуба «Память»;
ü Организация книжной выставки «Наша слава и наша
память»
ü Проведение тематических классных часов по
военно-тематической тематике.
ü Создание фотовыставки «Вокруг тебя - мир».
ü Организация экскурсий в цикле «Святыни Русской земли».
ü Акция «Пусть хранит Вас святая…»
ü Акция «Открытка ветерану»
ü Акция « Вспомним всех поимённо..»
ü Участие в конкурсе патриотической песни «И песня тоже
воевала!».
7.4.
Осуществление
деятельности студенческого коллектива с общественными объединениями и
организациями в интересах патриотического образования и воспитания студентов:
ü Разработка перспективного планирования работы
военно-патриотических клубов;
ü Участие в мероприятиях , посвящённых Героям
Советского Союза , кашинцев ;
ü Участие в Районном и Областном Дне призывника;
ü Участие в мероприятиях Центра патриотического
воспитания г.Тверь;
8. Ожидаемые результаты.
В результате реализации концепции «Патриотического воспитания и
образования студентов ФГОУ СПО
«Кашинский аграрный техникум» на 2011-2015 годы» мы предполагаем следующие результаты:
ü
создание системы
патриотического воспитания в техникуме;
ü
внедрение передовых форм и
методов патриотического воспитания;
ü
сохранение и развитие у
студентов чувства гордости, любви к Родине, родному краю, техникуму;
ü
активизация творческого
потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;
ü
формирование у студентов готовности
к вооружённой защите Родины;
ü
активизация интереса к
углублённому изучению истории Отечества;
ü
повышение интереса студентов
к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
ü
расширения участия студентов
в военно-прикладных и технических видах спорта;
ü
воспитание у студентов уважения
к подвигу отцов;
ü
формирование готовности
студентов к действиям в экстремальных ситуациях;
ü
привлечение широкой
общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию студентов;
ü
расширение и
совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в
техникуме;
ü
повышение роли и
авторитета поисковых ученических объединений в техникуме;
ü
оценка эффективности мер
по охране здоровья студентов;
ü
оценка эффективности
воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного
здоровья студентов;
ü
расширение
методологической базы патриотического воспитания в системе образования
ü
активизация творческого
потенциала педагогов в деле патриотического воспитания.
Вышеизложенная концепция техникума позволит сформировать
патриотические чувства и сознание студентов на основе исторических ценностей и
роли России в судьбах мира, сохранить и развить чувство гордости за свою
страну.
Воспитать личность студентов-патриотов Родины, способных к
дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов
страны.
9. Перспективы дальнейшего развития.
ü Дальнейшее совершенствование работы по созданию
системы патриотического воспитания.
ü Дальнейшее развитие творческого, психологически
грамотного педагогического коллектива.
ü Совершенствование и расширение деятельности Воспитательно-образовательного
центра «София» ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум».
Реализация концепции «Патриотического воспитания и
образования студентов ФГОУ СПО «Кашинский аграрный техникум» на 2011-2012 годы»
обеспечит формирование и развитие социальнозначимых ценностей,
гражданственности, патриотизма в процессе обучения и воспитания в техникуме;
массовую патриотическую работу организованную не только техникумом, но и
общественными движениями и молодёжными организациями.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.