Концепция любви-ненависти в лирике Н.А.
Некрасова
Учитель русского языка и
литературы
Чистовской средней школы
Овчинникова Ксения Николаевна
«Любовь
долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не
гордиться»,- это слова Апостола Павла в его послании к коринфянам. Отклики
этого мотива любви мы находим и в лирике Некрасова.
Любовь-ненависть
у Н. Некрасова содержит ряд констант.
1. Определение любви
В первой главе мы
привели примеры множества определений любви из различных источников. Все эти
определения соответствуют нашему типу любви. На их основе мы можем вывести
такую трактовку термина любовь-ненависть: любовь-ненависть- глубокое эмоциональное
влечение, сильное сердечное чувство, символ единства космоса, силы,
объединяющей разнородные и нередко противоположные его элементы. Но так как
речь идёт не просто о любви, а о любви-ненависти, необходимо в вышеуказанное
определение добавить следующее: любовь-ненависть- любовь, постепенно
потухшая, прошедшая через все фазисы равнодушия и превратившаяся в ненависть.
2. Любовь как вершина души
Вершина души манит и притягивает,
результат слияния человека с природой. Мы не можем утверждать то, что любовь-ненависть
соответствует этой характеристике. Да, любовь-ненависть также манит и
притягивает, однако, слияние человека с природой несёт положительные моменты.
Любовь-ненависть это, скорее, не вершина души, а её трансформация, смятение.
3. Любовь к Богу и любовь между людьми
Любовь-ненависть, безусловно, возникает между людьми. И люди при этом порой сами не замечают, как их любовь-страсть постепенно перерастает в любовь-ненависть. Это земное чувство
Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей...", "Да, наша жизнь текла мятежно..." Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы.
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
4. Смысл любви
Смысл любви-ненависти заключается в том, что за любящими признается право на свободу чувства, на самостоятельное решение судьбы. Однако в тот же момент авторская мысль снова обращается к признанию диалектики жизни и чувства:
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...[1;с.78]
5. Этапы любви
Чтобы определить этапы любви-ненависти, необходимо вспомнить стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...» (1850). Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства, и взаимодействием (в самих формах выражения) психологического, социально- реального, автобиографического начал. Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающий напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: «Да, наша жизнь текла мятежно, Полна тревог, полна утрат». Любящие расстались на время — и вот в каком обилии конкретных признаков быта, с какими верными указаниями на терпеливость ожидания изображается жизнь:
Но с той поры, как все кругом меня пустынно,
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.[1;с.83]
Психологически оправданное чувство ожидания уводит героя к воспоминаниям о начале любви. Там, в воспоминаниях — несомненные признаки и роста любви, и роста сомнений:
...переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова...[1;с.94]
При таком понимании изменчивости форм бытия человек, естественно, хочет обнаружить в нем надежные, незыблемые ценности. Одна из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины:
Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей![1;с.96]
По-своему значительна и последняя строфа стихотворения: в ней за женщиной признается право на свободу чувства, на самостоятельное решение судьбы. Однако в той же строфе авторская мысль снова обращается к признанию диалектики жизни и чувства:
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...[1;с. 62]
Подводя итог вышесказанному, можем выделить такие этапы любви-ненависти, как расставание, ностальгия, признание права на свободу, признание диалектики жизни и чувства.
6. Ценность любви
Ценность любви- ненависти в том, что её невозможно подделать. Можно изображать любовь, прикидываться любящим, но вот ненавидеть фальшиво как-то не очень получается.
Также ценность заключается в том, что главенствующая роль в этом еще не созданном, но созидаемом союзе сердец принадлежала вере:
Как ты хотела верить мне,
И, как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне![1;с.86]
Мы можем выделить такие этапы любви-ненависти, как расставание, ностальгия, признание права на свободу, признание диалектики жизни и чувства.
Смысл любви-ненависти заключается в том, что за любящими признается право на свободу чувства, на самостоятельное решение судьбы.
Ценность любви- ненависти в том, что её невозможно подделать. Можно изображать любовь, прикидываться любящим, но вот ненавидеть фальшиво как-то не очень получается.
В исследуемом нами мотиве любви-ненависти мы находим отклики
апостольской концепции любви:
1. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь
не превозносится, не гордиться»;
2. «Обязанность без любви делает человека раздражительным»;
3. «Правда без любви делает человека критиком»;
4. «Воспитание без любви делает человека двуликим».
Апостол Павел не выделяет типы любви. У него любовь это прежде
всего божественное чувство. Некрасов же выделяет такие типы любви, как любовь-
страдание («Я посетил твоё кладбище»), любовь- ностальгия («Да, наша жизнь
текла мятежно»), любовь- вера, любовь- свобода, любовь- дружба (« Ты меня
отослала далёко»). Но самый частовстречающийся тип- это тип любви- ненависти.
По результатам нашего исследования мы можем вывести формулу
любви-ненависти.
Любовь-ненависть = ревность + гнев + раздражение + потребность
контролировать + уход в себя + ссора + критика + агрессия + страсть + потеря
близкого.
Список используемой
литературы
1. Некрасов Н.А.
Стихотворения.- М.: Худож. лит., 1988.- 382 с.;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.