Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Концепция любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова

Концепция любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Концепция любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова

Учитель русского языка и литературы

Чистовской средней школы

Овчинникова Ксения Николаевна

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться»,- это слова Апостола Павла в его послании к коринфянам. Отклики этого мотива любви мы находим и в лирике Некрасова.

Любовь-ненависть у Н. Некрасова содержит ряд констант.

1. Определение любви

В первой главе мы привели примеры множества определений любви из различных источников. Все эти определения соответствуют нашему типу любви. На их основе мы можем вывести такую трактовку термина любовь-ненависть: любовь-ненависть- глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство, символ единства космоса, силы, объединяющей разнородные и нередко противоположные его элементы. Но так как речь идёт не просто о любви, а о любви-ненависти, необходимо в вышеуказанное определение добавить следующее: любовь-ненависть- любовь, постепенно потухшая, прошедшая через все фазисы равнодушия и превратившаяся в ненависть.

2. Любовь как вершина души

Вершина души манит и притягивает, результат слияния человека с природой. Мы не можем утверждать то, что любовь-ненависть соответствует этой характеристике. Да, любовь-ненависть также манит и притягивает, однако, слияние человека с природой несёт положительные моменты. Любовь-ненависть это, скорее, не вершина души, а её трансформация, смятение.

3. Любовь к Богу и любовь между людьми

Любовь-ненависть, безусловно, возникает между людьми. И люди при этом порой сами не замечают, как их любовь-страсть постепенно перерастает в любовь-ненависть. Это земное чувство

Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с тобой бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей...", "Да, наша жизнь текла мятежно..." Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

4. Смысл любви

Смысл любви-ненависти заключается в том, что за любящими признается право на свободу чувства, на самостоятельное решение судьбы. Однако в тот же момент авторская мысль снова обращается к признанию диалектики жизни и чувства:

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...[1;с.78]

5. Этапы любви

Чтобы определить этапы любви-ненависти, необходимо вспомнить стихотворение «Да, наша жизнь текла мятежно...» (1850). Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства, и взаимодействием (в самих формах выражения) психологического, социально- реального, автобиографического начал. Самые первые строки — своеобразный конспект повести или романа, открывающий напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: «Да, наша жизнь текла мятежно, Полна тревог, полна утрат». Любящие расстались на время — и вот в каком обилии конкретных признаков быта, с какими верными указаниями на терпеливость ожидания изображается жизнь:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно,

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.[1;с.83]

Психологически оправданное чувство ожидания уводит героя к воспоминаниям о начале любви. Там, в воспоминаниях — несомненные признаки и роста любви, и роста сомнений:

...переживаю вновь

И первое движенье страсти,

Так бурно взволновавшей кровь,

И долгую борьбу с самим собою,

И не убитую борьбою,

Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.

Как долго ты была сурова...[1;с.94]

При таком понимании изменчивости форм бытия человек, естественно, хочет обнаружить в нем надежные, незыблемые ценности. Одна из них — любовь, творящая, возводящая свои вершины:

Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю,

Я праздную его в душе моей![1;с.96]

По-своему значительна и последняя строфа стихотворения: в ней за женщиной признается право на свободу чувства, на самостоятельное решение судьбы. Однако в той же строфе авторская мысль снова обращается к признанию диалектики жизни и чувства:

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...[1;с. 62]

Подводя итог вышесказанному, можем выделить такие этапы любви-ненависти, как расставание, ностальгия, признание права на свободу, признание диалектики жизни и чувства.

6. Ценность любви

Ценность любви- ненависти в том, что её невозможно подделать. Можно изображать любовь, прикидываться любящим, но вот ненавидеть фальшиво как-то не очень получается.

Также ценность заключается в том, что главенствующая роль в этом еще не созданном, но созидаемом союзе сердец принадлежала вере:

Как ты хотела верить мне,

И, как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне![1;с.86]

Мы можем выделить такие этапы любви-ненависти, как расставание, ностальгия, признание права на свободу, признание диалектики жизни и чувства.

Смысл любви-ненависти заключается в том, что за любящими признается право на свободу чувства, на самостоятельное решение судьбы.

Ценность любви- ненависти в том, что её невозможно подделать. Можно изображать любовь, прикидываться любящим, но вот ненавидеть фальшиво как-то не очень получается.

В исследуемом нами мотиве любви-ненависти мы находим отклики апостольской концепции любви:

1. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться»;

2. «Обязанность без любви делает человека раздражительным»;

3. «Правда без любви делает человека критиком»;

4. «Воспитание без любви делает человека двуликим».

Апостол Павел не выделяет типы любви. У него любовь это прежде всего божественное чувство. Некрасов же выделяет такие типы любви, как любовь- страдание («Я посетил твоё кладбище»), любовь- ностальгия («Да, наша жизнь текла мятежно»), любовь- вера, любовь- свобода, любовь- дружба (« Ты меня отослала далёко»). Но самый частовстречающийся тип- это тип любви- ненависти.

По результатам нашего исследования мы можем вывести формулу любви-ненависти.

Любовь-ненависть = ревность + гнев + раздражение + потребность контролировать + уход в себя + ссора + критика + агрессия + страсть + потеря близкого.

Список используемой литературы

1. Некрасов Н.А. Стихотворения.- М.: Худож. лит., 1988.- 382 с.;







  • Русский язык и литература
Описание:

Данная статья раскрывает наполняемость мотива любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова. Речь идет о "Панаевском цикле". Итогом является построение формулы любви-ненависти.«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться»,- это слова Апостола Павла в его послании к коринфянам. Отклики этого мотива любви мы находим и в лирике Некрасова.

Любовь-ненависть у Н. Некрасова содержит ряд констант.

Любовь-ненависть = ревность + гнев + раздражение + потребность контролировать + уход в себя + ссора + критика + агрессия + страсть + потеря близкого.


Автор Овчинникова Ксения Николаевна
Дата добавления 28.02.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 446
Номер материала MA-070432
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»