Инфоурок Литература Другие методич. материалыКонцепция любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова

Концепция любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова

Скачать материал

              Концепция любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова

Учитель русского языка и литературы

Чистовской средней школы

Овчинникова Ксения Николаевна

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться»,- это слова Апостола Павла в его послании к коринфянам. Отклики этого мотива любви мы находим и в лирике Некрасова.

Любовь-ненависть у Н. Некрасова содержит ряд констант.

1. Определение любви

В первой главе мы привели примеры множества определений любви из различных источников. Все эти определения соответствуют нашему типу любви. На их основе мы можем вывести такую трактовку термина любовь-ненависть: любовь-ненависть- глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство, символ единства космоса, силы, объединяющей разнородные и нередко противоположные его элементы. Но так как речь идёт не просто о любви, а о любви-ненависти, необходимо в вышеуказанное определение добавить следующее: любовь-ненависть- любовь, постепенно потухшая, прошедшая через все фазисы равнодушия и превратившаяся в ненависть.

2. Любовь как вершина души

                 Вершина души манит и притягивает, результат слияния человека с природой. Мы не можем утверждать то, что любовь-ненависть соответствует этой характеристике. Да, любовь-ненависть также манит и притягивает, однако, слияние человека с природой несёт положительные моменты. Любовь-ненависть это, скорее, не вершина души, а её трансформация, смятение.

3. Любовь к Богу и любовь между людьми

Любовь-ненависть, безусловно, возникает между людьми. И люди при этом порой сами не замечают, как их любовь-страсть постепенно перерастает в любовь-ненависть. Это земное чувство
Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: "Мы с тобой  бестолковые люди...", "Я не люблю иронии твоей...", "Да, наша  жизнь  текла  мятежно..." Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы.
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
4. Смысл любви
Смысл любви-ненависти заключается в том, что за любящими признается право на свободу  чувства,  на  самостоятельное  решение судьбы. Однако в тот же момент авторская мысль снова обращается к  признанию диалектики жизни и чувства:
            Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...[1;с.78]
5. Этапы любви
Чтобы определить этапы любви-ненависти, необходимо вспомнить  стихотворение  «Да,  наша  жизнь  текла  мятежно...» (1850). Оно увлекает и силой выраженного в нем  чувства  и  видением  этапов любви,  и  найденной  художником   формой   выражения   этого   чувства,   и взаимодействием (в  самих  формах  выражения)  психологического,  социально- реального, автобиографического начал. Самые   первые  строки — своеобразный   конспект  повести  или романа, открывающий напряженность, динамизм отношений любви, их  зависимость от воздействия мира: «Да, наша жизнь  текла  мятежно,  Полна  тревог,  полна утрат». Любящие расстались на время  —  и  вот  в  каком  обилии  конкретных признаков  быта,  с  какими  верными  указаниями  на  терпеливость  ожидания изображается жизнь:
Но с той поры, как все кругом меня пустынно,
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.[1;с.83]
Психологически   оправданное   чувство   ожидания   уводит   героя   к воспоминаниям о начале любви. Там, в воспоминаниях — несомненные признаки  и роста любви, и роста сомнений:
...переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова...[1;с.94]
При таком понимании  изменчивости  форм  бытия  человек,  естественно, хочет обнаружить в нем надежные, незыблемые ценности. Одна из них —  любовь, творящая, возводящая свои вершины:
Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей![1;с.96]
По-своему значительна и  последняя  строфа  стихотворения:  в  ней  за женщиной признается право на свободу  чувства,  на  самостоятельное  решение судьбы. Однако в той же строфе авторская мысль снова обращается к  признанию диалектики жизни и чувства:
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...[1;с. 62]
Подводя итог вышесказанному, можем выделить такие этапы любви-ненависти, как расставание, ностальгия, признание права на свободу, признание диалектики жизни и чувства.
6. Ценность любви
Ценность любви- ненависти в том, что её невозможно подделать. Можно изображать любовь, прикидываться любящим, но вот ненавидеть фальшиво как-то не очень получается.
Также ценность заключается в том, что главенствующая роль в этом  еще  не  созданном,  но  созидаемом  союзе сердец принадлежала вере:
Как ты хотела верить мне,
И, как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне![1;с.86]
Мы можем выделить такие этапы любви-ненависти, как расставание, ностальгия, признание права на свободу, признание диалектики жизни и чувства.
Смысл любви-ненависти заключается в том, что за любящими признается право на свободу  чувства,  на  самостоятельное  решение судьбы.
Ценность любви- ненависти в том, что её невозможно подделать. Можно изображать любовь, прикидываться любящим, но вот ненавидеть фальшиво как-то не очень получается.

В исследуемом нами мотиве любви-ненависти мы находим отклики  апостольской концепции любви:

1. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться»;

2. «Обязанность без любви делает человека раздражительным»;

3. «Правда без любви делает человека критиком»;

4. «Воспитание без любви делает человека двуликим».

Апостол Павел не выделяет типы любви. У него любовь это прежде всего божественное чувство. Некрасов же выделяет такие типы любви, как любовь- страдание («Я посетил твоё кладбище»), любовь- ностальгия («Да, наша жизнь текла мятежно»), любовь- вера, любовь- свобода, любовь- дружба (« Ты меня отослала далёко»). Но самый частовстречающийся тип- это тип любви- ненависти.

По результатам нашего исследования мы можем вывести формулу любви-ненависти.

Любовь-ненависть = ревность + гнев + раздражение + потребность контролировать + уход в себя + ссора + критика + агрессия + страсть + потеря близкого.

Список используемой литературы

1. Некрасов Н.А. Стихотворения.- М.: Худож. лит., 1988.- 382 с.;

 
 
 
 
 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Концепция любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная статья раскрывает наполняемость мотива любви-ненависти в лирике Н.А. Некрасова. Речь идет о "Панаевском цикле". Итогом является построение формулы любви-ненависти.«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордиться»,- это слова Апостола Павла в его послании к коринфянам. Отклики этого мотива любви мы находим и в лирике Некрасова.Любовь-ненависть у Н. Некрасова содержит ряд констант.Любовь-ненависть = ревность + гнев + раздражение + потребность контролировать + уход в себя + ссора + критика + агрессия + страсть + потеря близкого.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2020 680
    • DOCX 20.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цицар Жанна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цицар Жанна Александровна
    Цицар Жанна Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89771
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе