Инфоурок Биология Другие методич. материалыКомплекты заданий школьного этапа олимпиады по биологии 6 -11 классы

комплекты заданий школьного этапа олимпиады по биологии 6 -11 классы

Скачать материал

Школьный тур Всероссийской олимпиады по биологии.

6 класс.

Задание № 1.

Задание включает 25 тестов. К каждому из них предложено по 3 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Сезонные изменения жизни растений в природе изучает:

а) биология

б) фенология

в) экология

2. Какое из утверждений можно считать наиболее точным:

а) осенью листья всех растений желтеют и опадают

б) осенью листья большинства растений желтеют и опадают

в) осенью листья деревьев желтеют и опадают

3. Чего не изучает ботаника:

а) строения растений

б) взаимосвязи растений с животными

в) строение почв

4. Функцию проведению воды и минеральных солей выполняет:

а) только стебель

б) только корень

в) корень, стебель, лист

5. В результате, какого процесса в клубнях картофеля в теплом помещении уменьшатся содержание воды и крахмала и они становятся вялыми?

а) передвижения веществ и питания

б) питания и роста клеток

в) дыхания и испарения воды

6. Сигналом к началу листопада в сентябре является, скорее всего:

а) недостаток влаги осенью

б) понижение температуры

в) укорочение светового дня

7. Оболочка растительной клетки:

а) осуществляет связь между ядром и органоидами клетки

б) защищает и отграничивает от окружающей среды содержимое клетки

в) обеспечивает расщепление органических веществ до минеральных

8. Какой из органоидов клетки содержит запас питательных веществ:

а) ядро

б) хлоропласт

в) вакуоль

9. Белые грибы надо искать вблизи дубов, елей, сосен, так как:

а) эти деревья создают тень

б) эти деревья укрывают грибы от дождя

в) грибница вступает в симбиоз с корнями этих деревьев

10. Укажите, какие признаки более высокой организации появились у мхов по сравнению с водорослями в процессе эволюции:

а) появление хлорофилла, возникновение фотосинтеза

б) появление листьев и стебля, тканей, обеспечивающих возможность жизни в наземной среде

в) сильное развитие проводящей системы, обеспечивающей быстрое передвижение веществ в растении

11. Основная функция столбчатой ткани листа:

а) газообмен

б) транспирация

в) фотосинтез

12. Какое из слов в переводе означает ткань:

а) «Логос»

б) «Гисто»

в) «Цито»

13. По какой части жилки транспортируются органические вещества:

а) по ситовидным трубкам

б) по сосудам

в) по волокнам

14. Надземная часть белого гриба называется:

а) грибницей

б) пеньком

в) плодовое тело

15. С какими из грибов растения не образуют микоризу:

а) с лисичками

б) с трутовиками

в) с подосиновиками

16. Главное отличие грибов от растений состоит в том, что они:

а) имеют клеточное строение

б) поглощают воду и минеральные вещества из почвы

в) не содержат в клетках хлоропластов и хлорофилла

17. Клетки гриба в отличие от клеток животных имеют:

а) плотную оболочку

б) ядро

в) митохондрии

18. При рассматривании под микроскопом растительной клетки ее можно узнать по наличию в ней:

а) вакуоли с клеточным соком

б) оболочки

в) включений

19. Процесс, способствующий неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы, называется:

а) фотосинтез

б) саморегуляция

в) круговорот веществ

20. Дрожжи, развиваясь на сахаристых средах без доступа кислорода, осуществляют:

а) спиртовое брожение

б) молочнокислое брожение

в) гнилостное брожение

21. Устьица представляют собой:

а) отверстия в эпидермисе, образованные двумя замыкающими клетками с хлоропластами

б) отверстия в покровной ткани, образующиеся в результате отмирания клеток

в) мертвые клетки покровной ткани, через которые испаряется вода из листа

22. Рост стебля в толщину у разных растений осуществляется за счет деления клеток:

а) пробки

б) камбия

в) сердцевины

23. Антибиотики готовят из:

а) мукора

б) дрожжей

в) пеницилла

24. Ягель – это лишайник, живущий:

а) в еловом лесу

б) на скалах

в) в тундре

25. Споры гриба, в отличие от спор бактерий:

а) состоят из одной клетки

б) покрыты плотной оболочкой

в) выполняют функцию размножения

 

Задание № 2

Выберите три верных ответа из шести.

1. Водная среда обитания отличается от наземной:

1) плотностью

2) большими перепадами температур

3) высокой концентрацией кислорода

4) вязкостью

5) подвижностью

6) низким давлением, оказываемым на организмы

2. Почвенная среда обитания имеет сходные характеристики с водной по следующим показателям:

1) подвижность

2) относительно большая плотность

3) большие перепады температуры

4) интенсивное поглощение света

5) пониженное содержание кислорода

6) вязкость

 

Задание № 3

Установите соответствие между организмами и средой обитания:

1) Дрозд                                                       А. живой организм

2) Крот                                                         Б. наземно-воздушная

3) Личинка стрекозы                                   В. водная

4) Аскарида                                                 Г. почвенная

 

Задание № 4

Установите последовательность пищевых связей.

1) сова

2) мокрица

3) землеройка

4) кора дерева

5) паук

 

Задание № 5

Выберите номера правильных суждений.

1. Бактерии и простейшие – это многоклеточные организмы.

2. Клетки бактерий состоят из оболочки, цитоплазмы и ядра.

3. Водоросли и мхи сами производят питательные вещества.

4. Водоросли относятся к царству растений.

5. Змеи относятся к позвоночным животным.

6. Большинство насекомых занимает водную среду обитания.

7. Пиявки занимают водную среду обитания.

8. На растения оказывают влияние только факторы неживой природы.

9. У крота плоские передние лапы с большими когтями, так как он живет в почве.

10. Листья папоротников называются вайи.

 

Школьный тур Всероссийской олимпиады по биологии.

7 класс.

Задание № 1.

Задание включает 25 тестов. К каждому из них предложено 4 варианта ответов. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство – это основной признак:

а) рода

б) отдела

в) класса

г) вида

2. Лишайник – комплексный симбиотический организм, тело которого состоит из:

а) бактерий и растений

б) простейших и растений

в) водоросли и гриба

г) простейших и гриба

3. Фитофтора, вызывающая заболевания томатов, картофеля, которое проявляется в потемнении листьев и плодов, - это:

а) бактерия

б) вирус

в) гриб

г) лишайник

4. Растения отдела Голосеменные в отличие от отдела Покрытосеменные не имеют:

а) семян

б) листьев

в) проводящей ткани

г) цветка и плода

5. К одноклеточным водорослям относится:

а) саргассова водоросль

б) макроцистис

в) хлорелла

г) фукус

6. Двойное оплодотворение характерно для:

а) голосеменных

б) покрытосеменных

в) хвощей

г) папоротников

7. К пластинчатым грибам относят:

а) сыроежки

б) маслята

в) моховики

г) подосиновики

8. Спасти человека, отравившегося смертельно ядовитыми грибами, трудно, так как:

а) токсины, выделяемые грибами, крайне ядовиты

б) в грибах содержится очень много ядовитых веществ

в) яды грибов очень быстро растворяются и всасываются

г) симптомы отравления появляются через 12-24 часа, когда действие токсинов необратимо

9. Корнеплоды – это:

а) подземные стебли

б) видоизмененные главные корни, содержащие запас питательных веществ

в) видоизмененные побеги, выполняющие функцию размножения

г) подземные плоды

10. Оплодотворение у мхов возможно при наличии:

а) питательных веществ

б) капельной воды

в) ветра

г) насекомых

11. У малины формируется плод:

а) боб

б) стручок

в) многокостянка

г) орех

12. Плод у картофеля называется:

а) зерновка

б) семянка

в) орешек

г) ягода

13. Плод у пшеницы носит название:

а) зерно

б) зерновка

в) колос

г) метелка

14. Околоцветник образуют:

а) пестик и тычинки

б) лепестки и тычинки

в) чашечка и венчик

г) чашечка и пестик

15. К вегетативному размножению растений относится размножение с помощью:

а) спор

б) деления клеток митозом

в) двойного оплодотворения и развития плода на месте цветка

г) листьев и побегов

16. Воду и минеральные вещества из почвы мхи поглощают с помощью:

а) корней

б) ризоидов

в) стеблей

г) листьев

17. Рост стебля в толщину у разных растений осуществляется за счет деления клеток:

а) коры

б) пробки

в) камбия

г) сердцевины

18. К высшим растениям относятся:

а) багрянковые водоросли

б) многоклеточные зеленые водоросли

в) мхи

г) цианеи

19. С некоторыми растениями грибы сближает:

а) размножение спорами

б) автотрофный способ питания

в) гетеротрофный способ питания

г) наличие проводящих сосудов

20. Микозы – это заболевания, вызванные:

а) вирусами

б) бактериями

в) простейшими

г) грибами

21. Хвойные деревья используются в медицине, потому что их:

а) хвоя содержит витамины и выделяет фитонциды

б) шишки употребляются в пищу

в) древесина богата органическими веществами

г) смола содержит лекарственные вещества

22. Характерной особенностью всех кишечнополостных является:

а) наличие подвижных конечностей

б) радиальная симметрия тела

в) билатеральная симметрия тела

г) бесполое размножение

23. Промежуточным хозяином в цикле развития бычьего цепня является:

а) свинья

б) человек

в) кошка

г) крупный рогатый скот

24. Средняя длина бычьего цепня:

а) 3 — 5 м

б) 8 — 10 м

в) 3 — 5 см

г) 8 — 10 см

25. У плоских червей отсутствует:

а) дыхательная система

б) пищеварительная система

в) половая система

г) выделительная система

 

Задание № 2

Выберите три верных утверждения из шести.

1. К признакам кольчатых червей относят:

1) окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями

2) щетинки на члениках тела

3) окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка

4) слабое развитие или отсутствие органов чувств

5) наличие замкнутой кровеносной системы

6) питание тканями органов тела человека

2. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1) питаются готовыми органическими веществами,

2) имеют клеточное строение,

3) растут в течение всей жизни,

4) имеют тело, состоящее из гифов,

5) всасывают питательные вещества поверхностью тела,

6) имеют ограниченный рост.

 

Задание № 3

Запишите правильную последовательность.

1. Расположите группы растений в порядке их появления на земле:

1) мхи

2) голосеменные

3) папоротникообразные

4) покрытосеменные

5) водоросли

2. Установите последовательность развития мхов, начиная с зиготы:

а) предросток

б) зигота

в) оплодотворение

г) гаметофит

д) спорофит

3. Установите последовательность фаз развития шляпочного гриба, начиная с попадания спор в почву:

1)  созревание плодового тела

2) образование грибницы

3) прорастание спор

4) образование спор

5) распространение спор

 

 

 

Задание 4.

 

Допишите предложения:

1.      Организмы, усваивающие энергию солнечного света и производящие органические вещества, называются …………………... или …………………………….

2.      Те, кто потребляет произведенное, называют ………………….. или ………………...

3.      Организмы, разрушающие мертвые останки животных организмов, называют ……………………. или …………………

4.      Организмы, существующие совместно и помогающие друг другу добывать и усваивать питательные вещества, называют ……………………….

5.      Растительноядных животных иначе называют ………………………….

6.      Организмов, питающихся соками, тканями или переваренной пищей своего хозяина, называют …………………………

 

Задание № 5

Выберите номера правильных суждений.

1. Зеленые пластиды называют хромопластами.

2. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

3. Каждая клетка растения имеет плотную прозрачную оболочку.

4. Растение имеет органы: корень и побег.

5. Хвойные растения вечнозеленые, так как листья их никогда не опадают

6. Хвоя — видоизмененные листья.

7. Лишайник — это симбиотический организм, состоящий из гриба и хемотрофных бактерий.

8. Палочковидные бактерии называются бациллы.

9. Грибы — это самостоятельная группа низших бесхлорофильных растений.

10. Эвглена зеленая может питаться и как растительный, и как животный организм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьный тур Всероссийской олимпиады по биологии.

8 класс.

Задание № 1.

Задание включает 25 тестов. К каждому из них предложено по 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Эвглену зеленую относят к:

1. жгутиковым

2. споровикам

3. инфузориям

4. бактериям

2.Характерной особенностью всех кишечнополостных является:

1. наличие подвижных конечностей

2. радиальная симметрия тела

3. билатеральная симметрия тела

4. бесполое размножение

3. Мерами профилактики для предотвращения заражения печеночным сосальщиком является:

1. хорошо прожаривать мясо

2. мыть руки перед едой

3. не употреблять воду из водоемов

4. избегать контакта с больными

4. Термическая обработка говяжьего мяса предотвращает заражение:

1. печеночным сосальщиком

2. свиным цепнем

3. бычьим цепнем

4. аскаридой

5. У плоских червей отсутствует:

1. дыхательная система

2. пищеварительная система

3. половая система

4. выделительная система

6. Бычий цепень наносит вред человеку, так как:

1. отравляет организм ядовитыми веществами

2. является гермафродитом

3. его яйца разрушают клетки печени

4. вызывает диарею

7. Отличительная особенность членистоногих:

1. наличие замкнутой кровеносной системы

2. наружное оплодотворение

3. хитиновый покров

4. отсутствие нервной системы

8. Партеногенез характерен для:

1. бабочек

2. пчел

3. тараканов

4. клопов

9. Мухи наносят вред человеку тем, что:

1. садятся на пищу

2. неприятно бегают по телу

3. переносят яйца возбудителей гельминтозов

4. вызывают педикулез

10. Укажите насекомых с полным метаморфозом:

1. кузнечики

2. бабочки

3. тараканы

4. стрекозы

11. Представители класса Рыбы имеют

1. однокамерное сердце

2. двухкамерное сердце

3. трехкамерное сердце

4. четырехкамерное сердце

12. Травяная лягушка имеет ……круга кровообращения

1. один

2. два

3. три

4. система имеет один незамкнутый круг кровообращения

13. Развитие земноводных характеризуется:

1. внутренним оплодотворением и наружным развитием

2. наружным оплодотворением и наружным развитием

3. наружным оплодотворением и внутренним развитием

4. внутренним оплодотворением и внутренним развитием

14. Птицы имеют ….. отдела головного мозга:

1. два

2. три

3. четыре

4. пять

15. К бескилевым относят:

1. голубя

2. синицу

3. павлина

4. страуса

16. Клоака имеется у:

1. одногорбый верблюд

2. мышь полевая

3. утконос

4. красный сумчатый волк

17.У всех млекопитающих лучше остальных развит:

1.продолговатый мозг

2.мозжечок

3.большие полушария

4.средний мозг

18. Человек относится к типу:

1. кишечнополостные

2. членистоногие

3. хордовые

4. моллюски

19. Системой, впервые появившейся у кольчатых червей в процессе эволюции, была:

1. пищеварительная

2. кровеносная

3. дыхательная

4. нервная

20. Сжимая плавательный пузырь, окунь:

1. опускается вниз

2. поднимается вверх

3. поворачивается вбок

4. засыпает

21. Способность к бесполому размножению сохранили:

1. земноводные

2. кишечнополостные

3. насекомые

4. ракообразные

22. Клетки животных в отличие от клеток растений:

1. безъядерные

2. не имеют клеточной стенки

3. имеют другой генетический код

4. не имеют митохондрий

23. Физиология – наука, изучающая:

1. жизнедеятельность организма, органов и их систем

2. строение тканей

3. условия сохранения здоровья

4. химический состав клеток

24. Свойства мышечной ткани:

1. возбудимость и сократимость

2. только сократимость

3. возбудимость и проведение возбуждения

4. только проведение возбуждения

25. Способность растений скрещиваться и давать плодовитое потомство – это основной признак:

1. рода

2. отдела

3. класса

4. вида

 

Задание № 2

Выберите три верных утверждения из шести.

1. Внутренняя среда организма образована:

1) органами брюшной полости

2) кровью

3) лимфой

4) содержимым желудка

5) межклеточной (тканевой) жидкостью

6) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки

2. Приспособления к жизни в воде, сформировавшие в процессе эволюции у китов:

1)превращение передних конечностей в ласты

2)дыхание кислородом, растворенном в воде

3)дыхание кислородом воздуха

4)обтекаемая форма тела

5)толстый подкожный слой жира

6)постоянная температура тела

 

Задание № 3.

Запишите правильную последовательность.

1. Установите последовательность действий при оказании первой помощи утопающему.

1) ритмично надавливать на спину пострадавшему, чтобы вызвать удаление воды из лёгких;

2) сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

3) положить пострадавшего вниз лицом;

4) поднять пострадавшего на бедро согнутой в колене ноги спасающего;

5) очистить полости носа и рта от песка и других инородных тел.

2. Расположите животных в порядке повышения у них интенсивности обмена веществ в процессе эволюции:

1) Млекопитающие;

2) Хрящевые рыбы;

3) Земноводные;

4) Костные рыбы;

5) Пресмыкающиеся.

3. Установите, в какой последовательности располагаются у человека органы, образующие воздухоносные пути, начиная с поступления воздушных масс:

1) носовая полость;

2) трахея;

3) гортань;

4) носоглотка;

5) бронхи.

 

 

Задание № 4

Вставьте пропущенные слова:

1.      Реакция организма, обладающей повышенной чувствительностью к чужеродным белкам называется _____________________________

2.      Полезное сожительство организмов называется ___________________

3.      ___________________ -  это введение в организм ослабленных или убитых возбудителей инфекционного заболевания для выработки иммунитета.

4.      Нитевидные выросты у мхов и водорослей в грунте называются _________________

5.      Перед делением в ядре образуются тельца цилиндрической формы - ____________, они передают ____________________ признаки.

 

Задание № 5

Выберите номера правильных суждений.

 

1.Дриопитеки – общие предки человека и человекообразных обезьян.

2.Неандертальцы относились к виду – человек умелый.

3. В вымирании динозавров человек не виноват.

4.Озоновый слой не пропускает губительные для живого ультрафиолетовые лучи.

5. Ядохимикаты – это вещества, испускающие вредные лучи.

6. Защитную, секреторную и покровную функции выполняет эпителиальная ткань.

7. У людей с IV группой крови присутствуют только антиген А и антитело бета

8.При гуморальной регуляции сигнал распространяется быстро и его действие кратковременно.

9. Если в момент действия условного сигнала начинает действовать посторонний раздражитель, то возникает внутреннее торможение условного рефлекса.

10. Прочность клеточной стенке грибов придает углевод хитин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьный тур Всероссийской олимпиады по биологии.

9 класс.

Задание № 1.

Задание включает 30 тестов. К каждому из них предложено по 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Причиной полиомиелита является:

а. бактерии

б. вирусы

в. ядовитые вещества

г. органические вещества

2. Вторую группу крови можно перелить:

а. людям с 1 и 2 группами

б. людям со 2 и 3 группами

в. людям со 2 и 4 группами

г. только людям с 1 группой

3. Скорость крови минимальна в:

а. нижней полой вене

б. верхней полой вене

в. капиллярах

г. легочной артерии

4 .Одним из признаков успеха при проведении искусственного дыхания является:

а. повышение температуры тела

б. снижение кровяного давления

в. сужение зрачков

г. расширение зрачков

5. Начальный этап обмена веществ происходят в:

а. тонком кишечнике

б. желудке

в. пищеводе

г. ротовой полости

6. К жирорастворимым витаминам относятся витамины:

а. А и D

б. C и B

в. А и С

г. С и D

7. Центр, регулирующий пищеварение находится в:

а. среднем мозге

б. спином мозге

в. промежуточном мозге

г. продолговатом мозге

8. Анализатором называют:

а) рецепторы, воспринимающие раздражение

б) зону коры головного мозга, анализирующую полученную информацию

в) нервы, передающие нервные импульсы от рецептора к зоне коры больших полушарий

г) функциональную систему, включающую ответы А, Б, и В

9. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин:

а) С

б) D

в) В

г) А

10. Инстинкт – это совокупность:

а) запечатлений

б) условных рефлексов

в) безусловных рефлексов

г) навыков

11. Гиподинамия – это:

а) активный образ жизни

б) пониженная активность

в) нарушение осанки

г) повышение работоспособности

12. Рост костей в толщину обеспечивает:

а) плотное вещество

б) надкостница

в) хрящевая ткань на концах кости

г) губчатое вещество

13. Шейный отдел позвоночника состоит из:

а) 9 позвонков

б) 8 позвонков

в) 7 позвонков

г) 6 позвонков

14. Антигенами называют:

а) белки, нейтрализующие вредное действие чужеродных тел и веществ

б) чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию

в) форменные элементы крови

г) особый белок, называемый резус-фактором

15. Лимфатические протоки впадают в:

а) аорту

б) полые вены

в) воротную вену печени

г) воротную вену почек

16. Реципиентом называют человека:

а) отдающего свою кровь

б) принимающего чужую кровь

в) выделяющего с мокротой болезнетворных микробов

г) носящего в себе возбудителей болезни в состоянии цисты

17. Введение вакцины в организм человека способствует у него выработки иммунитета:

а) искусственного пассивного

б) искусственного активного

в) естественного врожденного

г) естественного приобретенного

18. Возбудителем туберкулеза является:

а) ВИЧ

б) палочка Коха

в) сенная палочка

г) канцерогенные вещества

19. Мягкая часть зуба называется:

а) дентин

б) эмаль

в) пульпа

г) надкостница

20. Вещества, на которые действует желудочный сок:

а) витамины

б) жиры

в) углеводы

г) белки

21. При охлаждении:

а) кровеносные сосуды рефлекторно суживаются

б) кровеносные сосуды рефлекторно расширяются

в) просвет сосудов остается неизменным

г) сосуды могут расширяться, а могут суживаться

22. Гнойные заболевания кожи бактериального происхождения вызываются:

а) механическими раздражителями

б) ожогами

в) стрептококками и стафилококками

г) химическими раздражителями

23. Железа внутренней секреции, которая управляет всеми гормональными процессами организма:

а) гипофиз

б) щитовидная

в) надпочечники

г) поджелудочная

24. Катализаторами химических реакций в организме являются:

а. витамины

б. гормоны

в. гликоген

г. ферменты

25. Хромосомы человека в световом микроскопе хорошо различимы в:

а. анафазе

б. интерфазе

в. метафазе

г. профазе

26. При формировании яйцеклеток в мейозе из одного овоцита образуются:

а. 4 яйцеклетки и направительные тельца

б. 2 яйцеклетки и направительные тельца

в. 1 яйцеклетка и направительные тельца

г. 1 яйцеклетка

27. Примером атавизма у человека является:

а. наличие волос в подмышечных впадинах

б. наличие ногтей

в. наличие копчика

г. волосяной покров на лице

28. Денатурации подвергается наиболее легко структура белка:

а. первичная

б. вторичная

в. третичная

г. все структуры

29. К дисахаридам относится:

а. сахароза

б. глюкоза

в. рибоза

г. Целлюлоза

30. Триплет и – РНК, соответствующий триплету ТГА В молекуле ДНК:

 а. АЦГ

б. АТЦ

в. АЦУ

г. УЦТ

Задание № 2

Выберите три верных утверждения из шести.

1. Какие функции в живых организмах выполняют липиды?

1) структурную

2) гормональную

3) транспортную

4) рецепторную

5) каталитическую

6) энергетическую

2. Какие из перечисленных веществ являются углеводами?

1) лактоза

2) углекислый газ

3) глицин

4) хитин

5) дезоксирибоза

6) холестерин

3. Какие функции в живых организмах выполняет вода?

1) структурную

2) гормональную

3) транспортную

4) термостабилизирующую и терморегулирующую

5) каталитическую

6) энергетическую

 

Задание № 3

Задание 3 включает 3 вопроса на последовательность.

1. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Человек разумный в классификации животных, начиная с наименьшей категории:

1) класс Млекопитающие

2) семейство Люди

3) отряд Приматы

4) тип Хордовые

5) вид Человек разумный

6) род Человек

2. Установите, в какой последовательности проходит звуковая волна по органу слуха:

1) ушная раковина

2) наковальня и стремечко

3) барабанная перепонка

4) овальное оконце

5) перепончатый лабиринт улитки

6) молоточек

3. Расположите в правильной последовательности фазы клеточного (митотического) цикла, начиная с интерфазы

1) анафаза

2) метафаза

3) профаза

4) телофаза

5) интерфаза

 

 

 

 

 

Задание № 4

К терминам подберите соответствующее определение.

1.      Соотнесите ткань и ее свойства:

 

1. эпителиальная ткань                    А. возбудимость и сократимость

2. соединительная ткань                  Б. возбудимость и проводимость

3. нервная ткань                               В. хорошо развито межклеточное вещество

4. мышечная ткань                    Г. клетки расположены плотно друг к другу

2. Соотнесите  клетки и присущие им функции.

 

1) эритроциты                                   А. свертываемость крови

2) лейкоциты                                Б. фагоцитоз

3) тромбоциты                                   В. транспорт газов

 

Задание № 5

Выберите номера правильных суждений.

1. Благодаря деятельности денитрифицирующих бактерий молекулярный азот поступает в атмосферу.

2. Мертвые органические остатки разрушаются продуцентами, и при этом в атмосферу выделяется углекислый газ.

3.Необходимая для мышечных сокращений энергия освобождается в результате расщепления органических соединений в пищеварительном тракте.

4.Если в кровь добавить дистиллированную воду, то эритроциты не изменятся.

5.Слезная жидкость и слюна содержат бактерицидное вещество лизоцим.

6. Все живые организмы – животные, растения, бактерии, вирусы – состоят из клеток.

7. Любые клетки имеют внешнюю плазматическую мембрану.

8. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка

9. Во всех клетках имеются рибосомы.

10. В клеточном ядре находится генетический материал клетки – молекулы ДНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьный тур Всероссийской олимпиады по биологии.

10 класс.

Задание № 1.

Задание включает 30 тестов. К каждому из них предложено по 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1.Концентрация хлорида натрия в физиологическом растворе равна:

а. 0,2%

б. 0,9%

в. 0,6%

г. 0,7%

2.Резус конфликт наиболее вероятен в случае:

а. плод-резус отрицателен, а мать – резус - положительна

б. плод-резус положителен, а мать-резус отрицательна

в. плод и мать резус - отрицательны

г. плод и мать резус - положительны

3. Правильно указан путь крови по малому кругу кровообращения:

а. левый желудочек – легочная вена – легкие – правое предсердие

б. правый желудочек – легочные артерии – легкие – левое предсердие

в. левый желудочек – аорта – легкие – правое предсердие

г. аорта – легкие – левый желудочек

4. Орган, не входящий в дыхательную систему:

а. пищевод

б. трахея

в. бронхи

г. легкие

5. Аминокислоты – это структурные единицы:

а. жира

б. гемоглобина

в. ДНК

г. крахмала

6. Энергетический обмен глюкозы правильно отражает реакция:

а. глюкоза + кислород = углекислый газ + вода

б. глюкоза + кислород + АДФ = углекислый газ + вода + АТФ

в. глюкоза + кислород = углекислый + вода – АТФ

г. глюкоза + СО = О + НО + АТФ

7. К непарным костям черепа относится:

а. лобная

б. теменная

в. скуловая

г. височная

8. Количество хромосом, содержащихся в яйцеклетке человека равно:

а. 42

б. 46

в. 21

г. 23

9. Нервы, вызывающие учащение сердцебиения и сужение кровеносных сосудов, называются:

а) спинномозговые

б) черепно-мозговые

в) симпатические

г) парасимпатические

10. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается:

а) слуховой трубой

б) ушной раковиной

в) перепонкой овального окна

г) слуховыми косточками

11. От головного мозга отходит следующее количество пар черепно-мозговых нервов:

а) 8

б) 10

в) 12

г) 2

12. Кости образованы:

а) только межклеточным веществом

б) эпителиальной тканью

в) соединительной тканью

г) разными тканями

13. Часть кости, являющаяся кроветворным органом:

а) надкостница

б) костная ткань

в) красный костный мозг

г) желтый костный мозг

14. С возрастом содержание неорганических веществ в костной ткани:

а) возрастает

б) уменьшается

в) не изменяется

г) сначала увеличивается, а затем уменьшается

15. Артерии – это сосуды, несущие:

а) только артериальную кровь

б) только венозную кровь

в) кровь от органов к сердцу

г) кровь от сердца к органам

16. Кровь не может попасть из желудочка в предсердие, так как:

а) предсердие находится выше желудочка

б) между предсердием и желудочком расположены полулунные клапаны

в) створчатые клапаны открываются только в сторону желудочка

г) предсердие сокращается с большей силой, чем желудочек

17. Плазма от объема крови составляет:

а) 50%

б) 60%

в) 70%

г) 80%

18. При отсутствии фибриногена не произойдёт:

а) расщепление углеводов

б) фагоцитоз

в) выделение пота

г) образование тромба

19. При вдохе:

а) диафрагма не изменяется

б) мышцы диафрагмы расслабляются

в) сокращаются мышцы брюшной стенки и туловища

г) сокращаются межреберные мышцы и мышцы диафрагмы

20. Основная масса воды всасывается в:

а) желудке

б) прямой кишке

в) тонкой кишке

г) толстой кишке

21. Больные зубы – одна из причин заболевания других органов, т.к. они могут:

а) служить источником инфекции для других органов

б) привести к нарушению нервной регуляции

в) вызывать нарушение деятельности эндокринных желёз

г) вызывать нарушение деятельности слюнных желёз

22. Фильтрация крови происходит в:

а) пирамидке

б) лоханке

в) нефроне

г) мочеточнике

23. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в организме человека образуется:

а) витамин D

б) подкожная жировая клетчатка

в) пот

г) органические вещества для питания

24. Химический элемент, являющийся действующим началом в гормоне щитовидной железы тироксине:

а) бром

Б) калий

в) йод

г) железо

25. Обнаружение в крови человека повышенного содержания сахара свидетельствует о нарушении функции:

а) поджелудочной железы

б) щитовидной железы

в) надпочечников

г) гипофиза

26. Дж. Уотсон и Ф. Крик создали:

а. клеточную теорию

б. законы наследственности

в. модель ДНК

г. теорию мутагенеза

27. Результатом митоза не является:

а. сохранение наследственных признаков в дочерних клетках

б. рост организма

в. генетическое разнообразие организмов

г. заживление ран

28. Значение кроссинговера заключается в:

а. независимом распределении генов по гаметам

б. сохранении диплоидного набора хромосом

в. создании новых наследственных комбинаций

г. поддержании постоянства генотипов организма

29. Примером конвергенции можно считать:

а. крыло бабочки и летучей мыши

б. крыло кукушки и крыло пингвина

в. крыло бабочки и крыло мухи

г. крыло летучей мыши и кукушки

30. Важнейший ароморфоз в биологической эволюции человека:

а. первая сигнальная система

б. вторая сигнальная система

в. охрана потомства

г. дифференциация зубов

31. Сократительная вакуоль используется простейшими для:

А) удаления продуктов обмена веществ                   

Б) энергетических процессов

В) защиты от врагов                                           

Г) выброса не переваренных остатков пищи.

32. Симпатический и парасимпатический отделы принадлежат к:

А) центральной нервной системе                                  

Б) автономной нервной системе

В) соматической нервной системе                                 

Г) ни один из ответов не верен.

33. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:

А) быстрому росту численности вида               

Б) возникновению изменений у особей вида

В) появлению внешней изменчивости                

Г) приспособлению организмов к неблагополучным условиям.

34. Основоположником учения об иммунитете был:

А) Л.Пастер                  

Б) И.И.Мечников              

В) А.О.Ковалевский              

Г) Т.Шванн.

35. При близорукости:

А) фокус находится за сетчаткой                               

Б) кривизна хрусталика уменьшается

В) применяются очки с двояковыпуклыми линзами    

Г) фокус находится перед сетчаткой.

36. Сколько спермия участвует в процессе оплодотворения у цветковых растений:

А) 1                                              

Б) 2                                        

В) 3                                     

Г) 4

37. Грибная клетка, как и животная клетка, не имеет:

А) ядра                       

Б) митохондрии                      

В) рибосом                       

Г) пластид.

38. Какие организмы относят к гетеротрофам:

А) водоросли                     

Б) мхи                        

В) папоротники                   

Г) животные.

39. Пептидная связь – это связь в молекулах между:

А) белками         

Б) аминокислотами         

В) глюкозой         

Г) нуклеиновыми кислотами.

40. В процессе фотосинтеза синтез НАДФ* 2Н идет параллельно с:

А) синтезом глюкозы                                              

Б) синтезом АТФ 

В) распадом АТФ                                                     

Г) фиксацией углекислого газа.

Задание № 2

 Выберите три верных утверждения из шести.

1. К биополимерам относятся…

1) белки

2) жиры

3) полисахариды

4) АТФ

5) нуклеиновые кислоты

6) полиэтилен

2. Кроме ядра, ДНК содержится в…

1) аппарате Гольджи

2) рибосомах

3) цитоплазме (плазмидах)

4)вакуолях

5) митохондриях

6) хлоропластах

3. Чем характеризуется растительная клетка?

1) способ питания гетеротрофный

2) отсутствует гликокаликс

3) вакуоли обычно мелкие

4) способ питания автотрофный

5) клеточная стенка отсутствует

6) вакуоли крупные с клеточным соком

 

Задание № 3

Задание включает 3 вопроса на последовательность.

1. Установите последовательность отделов пищеварительного канала у человека:

1) тонкая кишка

2) ротовая полость

3) толстая кишка

4) глотка

5) желудок

6) пищевод

2. Установите последовательность прохождения светового луча по оптической системе глаза человека:

1) сетчатка

2) хрусталик

3) роговица

4) стекловидное тело

5) передняя камера с водянистой влагой

6) зрачок

3. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе мейоза:

1) расхождение хроматид

2) конъюгация гомологичных хромосом

3) образование 4 гаплоидных клеток

4) спирализация хромосом делящейся диплоидной клетки

5) расхождение гомологичных хромосом

6) обмен участками между гомологичными хромосомами

 

 

 

 

Задание № 4

1.      К терминам подберите соответствующее определение:

1) Немембранный                                                        А. Ядро

2) Одномембранный                                              Б. Рибосома

3) Двумембранный                                                  В. Аппарат Гольджи

2. Установите соответствие между характеристикой полового размножения и процессом, которому она свойственна:

Характеристика процесса                                                                     Процессы

1) Первичные половые клетки делятся митозом                 А) Оплодотворение

2) Происходит объединение ядер и органоидов гамет          Б) Гаметогенез

3) Восстанавливается диплоидный набор хромосом (образование гамет)

4) Образующаяся клетка имеет гаплоидный набор хромосом

5) Результатом служит образование зиготы.

3. Соотнесите клетки и присущие им функции.

1) эритроциты                                                       А. свертываемость крови

2) лейкоциты                                             Б. фагоцитоз

3) тромбоциты                                                В. транспорт газов

 

Задание № 5

Выберите номера правильных суждений.

1. Защитную, секреторную и покровную функции выполняет эпителиальная ткань.

2.У людей с IV группой крови присутствуют только антиген А и антитело бета

3.При гуморальной регуляции сигнал распространяется быстро и его действие кратковременно.

4.Если в момент действия условного сигнала начинает действовать посторонний раздражитель, то возникает внутреннее торможение условного рефлекса.

5. Прочность клеточной стенке грибов придает углевод хитин.

6. Все живые организмы – животные, растения, бактерии, вирусы – состоят из клеток.

7. Любые клетки имеют внешнюю плазматическую мембрану.

8. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка

9. Во всех клетках имеются рибосомы.

10. В клеточном ядре находится генетический материал клетки – молекулы ДНК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школьный тур Всероссийской олимпиады по биологии.

11 класс.

Задание № 1.

Задание включает 50 тестов. К каждому из них предложено по 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Промежуток между двумя клеточными делениями называется:

а. метафаза

б. анафаза

в. профаза

г. интерфаза

2. Основным источником энергии в организме является:

а. глюкоза

б. глицерин

в. гликоген

г. глицин

3. Наиболее чувствительны к алкоголю:

а. нервные клетки

б. клетки эпителия желудка

в. клетки почек

г. клетки эпидермиса

4. К белкам не относится:

а. гемоглобин

б. инсулин

в. миозин

г. крахмал

5. Обмен веществ и превращение энергии- это признак:

а. характерный для тел живой и неживой природы

б. по которому живое можно отличить от неживого

в. по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных

г. по которому животные отличаются от человека

6. На кристах митохондрий происходит:

а. синтез митохондриальной ДНК

б. окисление органических соединений

в. синтез митохондриальных белков

г. синтез рибосом

7. Спирали ДНК удерживаются:

а. водородными связями

б. ковалентными связями

в. ионными связями

г. пептидными связями

8. У прокариот по сравнению с эукариотами:

а. отсутствуют митохондрии

б. отсутствуют хромосомы

в. отсутствуют рибосомы

г. отсутствует мембрана

9. Выведение веществ из клетки называется:

а. экзоцитозом

б. осмосом

в. эндоцитозом

г. пиноцитозом

10. 50% гетерозиготных особей поучится при скрещивании особей с генотипами:

а. Аа x аа

б. АА х а а

в. рр х рр

г. АА х АА

11. События отсутствующие в митозе по сравнению с мейозом:

а. удвоение ДНК

б. расхождение хромосом к полюсам клетки

в. конъюгация и кроссинговер

г. образование диплоидных клеток

12. Нервная система млекопитающих развивается из:

а. энтодермы

б. эктодермы

в. мезодермы

г. гаструлы

13. Полиплоидия относится к:

а. геномным мутациям

б. хромосомным мутациям

в. генным мутациям

г. соматическим мутации

14. Гомологом руки человека является:

а. ласт кита

б. крыло бабочки

в. клешня рака

г. крыло мухи

15. Живые системы считаются открытыми потому, что они:

а. построены их тех же химических элементов, что и неживые системы

б. обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой

в. обладают способностью к адаптациям

г. способны размножаться

16. Сходство в строении растительных и животных клеток обнаружили:

а. Р. Гук и А. Левенгук

б. Р. Броун

в. М. Шлейден и Т. Шванн

г. Р. Вирхов

17. Одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот:

а. калий

б. фосфор

в. кальций

г. цинк

18. Гликокаликс выполняет функцию:

а. транспортную

б. сигнальную

в. пищеварительную

г. каталитическую

19. Полярностью воды определяет ее:

а. теплопроводность

б. теплоемкость

в. способность растворять неполярные соединения

г. способность растворять полярные соединения

20. Расщепление по фено- и генотипу при неполном доминировании:

а. 3:1

б. 1:1

в. 1:2:1

г. 1:1:1:1

21. Из названных пар организмов к фотосинтезу способны:

а. трутовик и бактериофаг

б. ольха и хламидомонада

в. печеночная лямблия и аскарида

г. амеба и инфузория

22. Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл:

а. Н.И. Вавилов

б. И.В. Мичурин

в. С.Г. Навашин

г. Т.Д. Лысенко

23. Сочетание генотипов, при которых возможно появление ребенка страдающего гемофилией:

а. XHXH и XHY

б. XHXhи XHY

в. XHXH и XhY

г. XhXh и XHY

24. Примером маскировки может служить:

а. окраска кузнечика б. желтые пятна на голове ужа

в. пятна на крыльях божьих коровок

г. окраска домашней кошки

25. Предметом изучения экологии является:

а. многообразие организмов, их объединения в группы

б. закономерности наследственности и изменчивости организмов

в. взаимоотношения живых организмов и среды их обитания

г. строение и особенности функционирования организмов

26. Денатурации подвергается наиболее легко структура белка:

а. первичная

б. вторичная

в. третичная

г. все структуры

27. К дисахаридам относится:

а. сахароза

б. глюкоза

в. рибоза

г. Целлюлоза

28. Триплет и – РНК, соответствующий триплету ТГА В молекуле ДНК:

 а. АЦГ

б. АТЦ

в. АЦУ

г. УЦТ

29. Код ДНК считается вырожденным (избыточным) потому, что:

а. каждая аминокислота кодируется одним триплетом

б. каждая аминокислота кодируется несколькими триплетами

в. между каждыми триплетом есть знаки препинания

г. кодируется двумя триплетами

30. Прохождение через мембрану ионов Nа и К происходит путем:

а. диффузии

б. осмоса

в. активного транспорта

г. облегченной диффузии

31. В образовании лизосом клетки участвует:

а. рибосома

б. аппарат Гольджи

в. митохондрия

г. ЭПС

32. Анаэробный гликолиз происходит в:

а. ядре

б. митохондриях

в. цитоплазме

г. мембранах ЭПС

33. При образовании бластулы ее клетки:

а. делятся и растут

б. не делятся, но растут

в. делятся и не растут

г. не растут и не делятся

34. Если мать - носитель гена дальтонизма, а отец здоров, то ребенок неизбежно будет дальтоником в:

а. 100% случаев

б. 25% случаев

в. 50% случаев

г. 75% случаев

35. Первую эволюционную теорию создал:

а. Ч. Дарвин

б. Ж. – Б. Ламарк

в. А. Уоллес

г. К. Линней

36. Высшим уровнем организации жизни является:

а. биосферный

б. биогеоценотический

в. популяционно-видовой

г. организменный

37. В клетке возбудителя чумы нет:

а. рибосом

б. цитоплазмы

в. мембраны

г. ядра

38. Клеточное строение всех организмов свидетельствует о:

а. единстве живой и неживой природы

б. единстве химического состава клеток

в. единстве происхождения живых систем

г. сложности строения живых систем

39. Основной формой взаимоотношений между организмами являются:

а. половые отношения

б. энергетические отношения

в. территориальные отношения

г. пищевые отношения

40. Из перечисленных химических элементов в клетках в наименьшем количестве содержится:

а. азот

б. кислород

в. углерод

г. водород

41. Закономерность, отражающая уменьшение массы в каждом последующем звене цепи питания носит название:

а. правило экологической трапеции

б. правило египетской пирамиды

в. правило экологической пирамиды

г. правило эволюционного развития

42. Дж. Уотсон и Ф. Крик создали:

а. клеточную теорию

б. законы наследственности

в. модель ДНК

г. теорию мутагенеза

43. Результатом митоза не является:

а. сохранение наследственных признаков в дочерних клетках

б. рост организма

в. генетическое разнообразие организмов

г. заживление ран

44. Значение кроссинговера заключается в:

а. независимом распределении генов по гаметам

б. сохранении диплоидного набора хромосом

в. создании новых наследственных комбинаций

г. поддержании постоянства генотипов организма

45. Примером конвергенции можно считать:

а. крыло бабочки и летучей мыши

б. крыло кукушки и крыло пингвина

в. крыло бабочки и крыло мухи

г. крыло летучей мыши и кукушки

46. Важнейший ароморфоз в биологической эволюции человека:

а. первая сигнальная система

б. вторая сигнальная система

в. охрана потомства

г. дифференциация зубов

47. Катализаторами химических реакций в организме являются:

а. витамины

б. гормоны

в. гликоген

г. ферменты

48. Хромосомы человека в световом микроскопе хорошо различимы в:

а. анафазе

б. интерфазе

в. метафазе

г. профазе

49. При формировании яйцеклеток в мейозе из одного овоцита образуются:

а. 4 яйцеклетки и направительные тельца

б. 2 яйцеклетки и направительные тельца

в. 1 яйцеклетка и направительные тельца

г. 1 яйцеклетка

50. Примером атавизма у человека является:

а. наличие волос в подмышечных впадинах

б. наличие ногтей

в. наличие копчика

г. волосяной покров на лице

 

Задание № 2.

Запишите правильную последовательность.

1. Определите последовательность процессов при фагоцитозе твердой частицы эукариотической клеткой:

1) Вакуоль погружается в цитоплазму и отшнуровывается

2) Мембрана клетки образует выросты, охватывающие частицу

3) Мембрана пищеварительной вакуоли разрушается

4) Края выпячиваний смыкаются, захватывают твердую частицу

5) твердая частица оказывается внутри клетки

2. Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих при подготовке к митозу и во время его:

1) расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки

2) спирализация хромосом

3) деспирализация хромосом

4) удвоение клеточной ДНК

5) формирование интерфазных ядер дочерних клеток

6) присоединение хромосом к нитям веретена деления

3. Расположите группы растений в порядке их возникновения:

1) покрытосеменные

2) псилофиты

3) папоротники

4) голосеменные

5) водоросли

 

Задание № 3

К терминам подберите соответствующие определения:

1.

1) Ароморфоз          А.Упрощение нервной системы у печеночного сосальщика

2) Идиоадаптация     Б.Появление кровеносной системы у кольчатых червей

3) Общая дегенерация              В. Приспособления к опылению ветром у растений

2.

1) Немембранный                                                        А. Ядро

2) Одномембранный                                              Б. Рибосома

3) Двумембранный                                                  В. Аппарат Гольджи

 

Задание № 4

 Выберите три верных утверждения из шести.

1. Хлоропласты имеют следующее строение:

1) двумембранные структуры

2) одномембранные структуры

3) кристы

4) 80S рибосомы

5) ДНК

6) граны тилакоидов

2. Для клетки бактерий характерно наличие:

1) рибосом

2) оформленного ядра

3) центриолей

4) лизосом

5) кольцевой молекулы ДНК

 

Задание № 5

Выберите номера правильных суждений.

1. Фагоцитозом является процесс повышения температуры тела

2. Этапы зародышевого развития позвоночных животных: зигота - дробление - бластула - гаструла - закладка органов.

3. Онтогенез существует как у многоклеточных, так и одноклеточных организмов

4. Онтогенез – это период развития организма от оплодотворения до рождения

5. В процессе дробления зиготы образуется бластула – многоклеточный зародыш сферической формы

2. У свинохвостого лапундера пугливость наследуется как доминантный аутосомный признак, а смышленость – как доминантный признак, локализованный в Х-хромосоме. Самки гетерогаметны по полу. Самец и самка имели фенотипические проявление этих признаков, а у двух потомков они отсутствовали. Каковы генотипы родителей и потомков, а также пол потомков.

1) потомки по фенотипу – 100% самки

2) генотипы родителей – АаХСУ, АаХСХс

3) потомки по фенотипу – 50% самцы и 50% самки

4) генотипы потомков – ааХсУ

5) генотипы потомков – ааХСХ С, ааХсУ

6) генотипы родителей – ААХсУ, АаХсХс

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплекты заданий школьного этапа олимпиады по биологии 6 -11 классы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Маркетолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка содержит тестовые задания в форме ЕГЭ: задания с выбором одного правильного ответа, несколько правильных ответов, задания на соответствие, последовательность, выбор  правильных суждений, задания по терминологии, вставить пропущенные слова,  решение биологических задач... Данный материал можно использовать в проведении школьного этапа олимпиады по биологии для 6 -11 классов, контрольных и зачетных работ, в обобщении итогового раздела "Что мы узнали из курса биологии", в проведении внеклассных мероприятий, в подготовке к различного уровня олимпиадам и конкурсах знатоков...

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 882
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 851
    • DOCX 63.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Черкашина Лариса Анемподистовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 103910
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 138 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек