МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Характерной
особенностью соревнований по баскетболу учащихся начальных классов школы (1-4
классы) является то, что дети этого возраста соревнуются в выполнении
физических упражнений, подвижных играх, в содержание которых входят элементы
баскетбола.
Соревновательные упражнения включают: бег с
изменением направления; движения, челночный бег, бег с остановками и
поворотами, с прыжками, метанием теннисных мячей и передачи облегченных мячей в
цель, жонглирование облегченными мячами в ходьбе и беге, перебрасывание мячей
заданным способом на определенной высоте при заданном расстоянии, броски мяча в свободно подвешенные или
закрепленные на стойке обручи, ведение мяча и т.д.
Примерные комплексы
соревновательных упражнений:
Первый комплекс:
Занимающиеся построены в колонну по одному за лицевой линией.
По сигналу направляющий добегает до средней линии, обегают мяч и возвращается в
конец колонны. Усложнение задачи: по сигналу направляющий добегает до линии
штрафного броска, обегает мяч, бежит к колонне, обегает ее и бежит к средней
линии, обегает мяч и возвращается в колонну. Или: направляющий бежит до дуги
штрафного броска, толкаясь левой ногой, перепрыгивает коридор шириной один
метр и продолжает бег де средней линии, обегает мяч и возвращается в конец
своей колонны.
Второй
комплекс: Занимающиеся построены в колонну по одному
лицом к стене на расстоянии 4-6 метров. У каждого из игроков теннисный мяч.
Метание мяча в цель на высоте 2,5 метров.
Метание теннисного
мяча на дальность.
Метание мяча в
обруч, подвешенный на высоте трех метров.
Третий
комплекс: Занимающиеся
построены в колонну по одному перед кругом диаметром 60-70 см, в руках каждого
направляющего мяч (волейбольный, футбольный). По сигналу первый игрок ударяет
мяч о пол в круг обусловленным способом и становится в конец колонны, а мяч
ловит следующий игрок, который повторяет задание:
1 - бросить мяч
о пол и поймать его правой рукой; бросить мяч о пол
правой рукой,
поймать, а затем опять ударить левой.
2 - то же, что и в первом, но повторить два раза
подряд. Усложнение
задания: команды
построены в колонну по одному лицом к стене на расстоянии 3-4 метров, в руках
направляющих мячи. По сигналу первый игрок бросает мяч в стену обусловленным
способом и встает, в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который
повторяет задание.
Варианты заданий:
I.
Броски двумя руками снизу: бросить мяч в стену, дать ему удариться от стены о
пол и поймать двумя руками, поймать мяч от стены сразу после отскока.
2. То же, что и первое, но броски выполняются
двумя руками сверху из-за головы.
3. То же, что и 1,2 задания, но броски
выполняются одной рукой.
Варианты:
I. Команды поделены на две группы, которые
построены в колонну по одному, лицом друг к другу. По сигналу выполняется
встречная переброска мяча;
2. Каждая команда построена в две шеренги,
лицом друг к другу на расстоянии 4-5 метров с интервалом 1-2 метра. Мяч
перебрасывается от одной команды к другой;
3. Занимающиеся
поделены на две группы, которые построены в колонны по одному, лицом друг к
другу на расстоянии 5-7 метров; в руках у направляющего баскетбольный мяч.
Между игроками находится стойка с вертикально направленным обручем диаметром
80-100 см на высоте 2-2,5 метров.
По сигналу
направляющий бросает мяч через обруч направляющему находящейся напротив группы,
а сам перебегает в конец своей колонны. Игрок, поймавший мяч, бросает его
обратно и также становится сзади.
Четвертый
комплекс. Занимающиеся
построены в колонну по одному, дистанция между игроками 1-2 шага, стойка
участников - ноги врозь. Мяч в руках у направляющего. По сигналу мяч передается
из рук в руки обусловленным способом, последний игрок, получив мяч, передает
его направляющему между ног участников.
Варианты:
1. Обратно мяч передается из рук в руки внизу
между ногами;
2. Мяч передается двумя руками сбоку справа,
слева с поворотом туловища;
3. То же, что и предыдущее упражнение, но
последний игрок получивший мяч, быстро перебегает вперед, и став впереди
колонны продолжает передачу мяча;
4. По сигналу направляющие двигаются шагом на
расстоянии 5 метров с подбрасыванием мяча вверх не менее трех раз, обходят мяч,
лежащий на линии и возвращаются назад бегом, держа мяч двумя руками перед
грудью.
Усложнение
задачи: выполнение бросков
мяча вверх правой или левой руками; то же в движении быстрым шагом и бегом.
Для учащихся первых классов используются соревновательные упражнения в
метании теннисных мячей и передачах облегченных мячей в цель, перебрасывание
мячей на определенной высоте.
Учащиеся вторых классов соревнуются в беге на
коротких отрезках с изменением направления движения, метаниях и передачах мяча,
ведении мяча.
В
третьих классах, соревновательные упражнения включают в себя жонглирование
облегченными мячами в ходьбе и беге, броски в свободно подвешенный или
закрепленный на
стойке обруч, ведение мяча с
изменением направления движения и обводкой препятствий.
Метание проводится с
расстояния шести метров одной рукой правой, левой.
Передача мяча
выполняется двумя руками от груди, от головы, снизу облегченным (волейбольным,
резиновым) мячом,
в квадрат или круг диаметром 1
метр с расстояния двух метров.
Жонглирование
облегченными мячами производится одной или двумя руками снизу, с последующей
ловлей двумя руками на уровне груди, с акцентированной ходьбой. Бег, с
подбрасыванием мяча, выполняется на определенное расстояние с заданным
количеством бросков мяча, вверх.
Ведение мяча выполняется попеременно правой,
левой рукой, змейкой между стойками, на определенном расстоянии.
Броски
мяча в свободно подвешенный или закрепленный на стойках обруч, на высоте 2-3
метра, выполняется двумя руками от головы, от груди и снизу, с расстояния 4
метров. Перебрасывание мячей, с последующей ловлей и обратной передачей,
производится во встречных колоннах, через сетку, натянутую на высоте 2-2,5
метра.
Содержание соревновательных упражнений, используемых в начальных
классах, должно усложняться постепенно, за счет введения в них более сложных элементов техники
игры в баскетбол.
Это,
в конечном итоге положительно сказывается на овладении техникой игры.
Значительное
внимание при овладении учащимися техникой игры в баскетбол отводится
соревнованиям по подвижным играм. Их отличает большая эмоциональность,
активность и инициативность действий играющих, их физическому развитию и
двигательной подготовленности, оказывают воздействие на развитие необходимых
баскетболисту психомоторных способностей. В связи с этим, постепенное
усложнение игр, за счет введения в них более сложных технических приемов и их
сочетаний, будет способствовать более быстрому и качественному овладению
баскетболом.
Подвижные
игры, рекомендуемые для проведения соревнований в начальных классах: "Гонка мячей по кругу", "Мяч среднему",
"Охотники и утки", "Вызов номеров", "Пятнашки по
номерам", "Не давай мяча водящему", “Борьба за мяч",
"Четыре мяча", "Передача мяча с ведением”, "Десять
передач”.
Соревнования
по мини-баскетболу целесообразно проводить с учащимися младших классов после
овладения ими основами техники упражнений, составляющих двигательное содержание
игры в баскетбол и правилами, знаниями которых доступно и необходимо для
младших школьников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.