Комплексный
анализ текста на уроках русского языка.
Методическая
система.
Начиная с 90-ых гг. ХХв.
русский язык в школьном обучении из курса грамматико- орфографической
направленности превратился в курс с ярко выраженной речевой направленностью.
Это нашло отражение в школьных программах и учебниках по предмету, в КИМах
экзаменов в 9 и 11 классах, когда проверяется умение учащихся работать с
текстом.
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая
грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Комплексная работа с
текстом – главный способ интеграции и совершенствования ведущих компетенций:
языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой. При подготовке к
ЕГЭ КАТ позволяет повторять, углублять полученные ранее знания и на их основе
совершенствовать практические умения.
В течение нескольких лет эту возможность я реализую через тематическое поурочное
планирование, обеспечивающее целевую подготовку школьников к ЕГЭ (на основе
учебника для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений «Русский язык.
Грамматика. Текст. Стили речи» авторов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, составители
Н.А.Нефедова, Ю.А.Чадина), и через специальный курс «Комплексный анализ
текста», планирование курса составлено с учетом Программы по русскому языку для 10-11
классов общеобразовательных учреждений (сост. Власенков А. И.), программ для
10-11 классов «Основы русской словесности (От слова к словесности)» (сост. А.
И. Горшков) и «Основы редактирования» (сост. Пахнова Т. М.).
Система работы включает в
себя практические занятия по комплексному анализу текста.
Каждая тема сопровождается
дидактическими материалами – текстами и заданиями к ним.
Принципы
подбора и использования текстов.
ü При
становлении
лингвистической
компетенции текст используется как контекст для иллюстрации, наблюдения, осмысления
и анализа языковых единиц;
языковой
компетенции текст является источником обогащения
словаря и грамматического строя речи учащихся;
коммуникативной
компетенции главную роль играют задания, направленные на анализ свойств и
структуры текста, его типа и стиля, на создание сочинений и изложений;
культуроведческой
компетенции важно осознание национально-культурной специфики русского языка и
русской речи.
ü Для
полноценного развития всех компетенций надо использовать тексты разной стилевой
принадлежности, но отдавать предпочтение художественным (из произведений
русской классики 19-20 вв.) и публицистическим текстам.
ü
Тексты должны быть образцовыми с точки
зрения языка и реализации авторского замысла.
ü
Текстовой материал структурируется вокруг
понятий, с которыми связано много текстов, предлагаемых выпускникам на ЕГЭ
(нравственность, духовность, личность, ценности…)
ü
Сначала тексты подбирает учитель, затем
подключаются и учащиеся.
ü
Работа с деформированным текстом (слово
писателя в художественном тексте должно оставаться неприкосновенным!) *
ü
К небольшим текстам – на каждом уроке (тексты
малого объёма дают возможность каждому ученику констатировать и оперативно
реагировать на собственные пробелы).
ü
К большим текстам – при повторении и
обобщении на уроках-практикумах.
ü
Самостоятельная работа с текстом дома – при
обязательном доступе к ответам на задания для самопроверки и самооценивания.
ü
Выстраивать систему заданий можно
¾
с учётом лингвистического, художественного
и стилистического своеобразия (что позволяет интегрировать лингвистику и
литературоведение);
¾
с учётом проблем, интересов и возможностей
учеников;
¾
блоками, ориентируясь на разделы школьного
курса русского языка (фонетика, лексика, орфография и пунктуация, морфемика и
словообразование, морфология, синтаксис, культура речи);
¾
по аналогии с заданиями КИМов ЕГЭ;
¾
с учётом подготовки учащихся к олимпиадам
и творческим конкурсам в системе работы с одарёнными детьми.
Ход
работы на уроке:
ü Осуществление
целеполагания (в чём заключается задачи сегодняшней работы, что будет предметом
особого внимания на уроке и дома, какими умениями и навыками пополнится
субъектный опыт ученика).
ü
Общее знакомство с текстом – его
проблематикой.
ü
Для самостоятельного исследования –
задания из разных блоков (количество и их выбор зависит от целей работы, от
уровня подготовки учащихся и наличия времени). Особое внимание – заданиям,
направленным на осознание логики текста, которые способствуют формированию у
старшеклассников умения рассуждать.
ü
Предварительное обсуждение действий,
необходимых для решения конкретной задачи.
ü
Выполнение заданий требует работы со
словарями, справочной и дополнительной литературой.
ü
Обязательно обсуждение результатов
исследований.
ü
Контроль осуществляется не только
учителем, но и самими учащимися по оговорённым заранее критериям (учитывается
правильность решения задачи, форма презентации ответа, умение ответить
на возникшие при обсуждении вопросы).
(Итог творческой работы подводится в
доброжелательной обстановке.)
ü Открываются
ключи к заданиям.
Ожидаемый результат:
ü пробуждение
интереса к родному языку;
ü желание
делиться своими открытиями с другими;
ü умение
излагать результаты своего исследования в доступной и стилистически правильной
форме.
*Работа
со связным текстом необходима учащимся в процессе овладения орфографическими,
пунктуационными, грамматическими нормами, поскольку текст является эталоном
использования той или иной нормы. Коррекция правописных умений и навыков
– одно из направлений работы над ошибками. В рамках занятий по коррекции
художественный текст может быть использован как материал для организации самостоятельной
работы учащихся:
¾
исследование текста, предполагающее
самостоятельную поисковую деятельность;
¾
решение разных орфографических и
пунктуационных задач.
Задания
такого типа служат формированию навыка поиска ошибочных написаний, развитию
орфографической зоркости, а также воспитанию познавательной самостоятельности.
Коррекционные упражнения должны быть разнообразны в стилевом отношении, т.к.
задача словесника – научить пользоваться языковыми средствами разных стилей и
жанров. Работа с деформированным текстом, например, может осуществляться через
анализ сочинения ученика (слово писателя в художественном тексте должно
оставаться неприкосновенным!).
* В системе работы над комплексным анализом текста особый акцент делаю на
упражнениях на основе текста школьного сочинения. Уже на одном из первых
уроков в 10 классе довожу до учащихся, что главную трудность для
выпускников при сдаче ЕГЭ представляет задание С1 – написание сочинения по
предложенному тексту.
По
определению членов экзаменационной комиссии, основные недостатки значительного
количества работ - это
¾
непонимание исходного текста и
поставленных автором проблем;
¾
неумение сформулировать и выразить
собственные мысли по поводу прочитанного, чрезмерная шаблонизация работ.
Сразу
актуализирую один из аспектов: для понимания исходного и продуцирования
собственного текста важна роль лексики (уяснив для себя значение всех ключевых
слов текста, ученик сможет понять позицию автора и сформулировать своё
собственное отношение к проблеме), особенно важно работать над лексикой,
включающей оценочный компонент значения. Не «чувствуя» оценочной составляющей
слова, невозможно понять авторскую позицию в тех случаях, когда она выражена
неявно. Очень сложно, например, старшеклассникам понять авторскую иронию, при
которой значение слов нельзя принимать буквально. В этой связи важно обратить
особое внимание на ироническое использование тех слов, которые в языке
употребляются обычно с положительной оценкой: усердствовать (работать с большим
старанием), осчастливить, украшать. В авторском тексте ирония выявляется в
сочетании этих глаголов с существительными: осчастливить курильщиков, украшать
мусорные баки.
Таким образом, сочинение ученика в формате ЕГЭ – важный текстовой материал для
решения методических проблем.
Один из последних уроков-практикумов в 11 классе – корректирование и
редактирование на основе текста школьного сочинения в формате ЕГЭ, которые
носят самостоятельный характер: исправление ошибок в работах товарищей при
осуществлении взаимопроверки или саморецензирования выполненного задания С1
после проверки учителя.
Вывод:
работа с текстом в форме исследования
позволяет повторять необходимый материал и усваивать новый на творческом
уровне.
Использованная
литература:
1.Дейкина
А.Д., Малявина Т.П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по
коррекции правописных умений и навыков в 10-11 классах. // Русский язык в
школе.- 2011.- №5.- с.11.
2.
Малявина Т.П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и
навыков. // Русский язык в школе.- 2010.- №11.- с.10.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.