Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКомплексный анализ текста на уроках русского языка в 10-11 классах. Методическая система.

Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 10-11 классах. Методическая система.

Скачать материал

Комплексный анализ текста на уроках русского языка.

Методическая система.

    Начиная с 90-ых гг. ХХв. русский язык в школьном обучении из курса грамматико- орфографической направленности превратился в курс с ярко выраженной речевой направленностью. Это нашло отражение в школьных программах и учебниках по предмету, в КИМах экзаменов в 9 и 11 классах, когда проверяется умение учащихся работать с текстом.

    Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Комплексная работа с текстом – главный способ интеграции и совершенствования ведущих компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой. При подготовке к ЕГЭ КАТ позволяет повторять, углублять полученные ранее знания и на их основе совершенствовать практические умения.

    В течение нескольких лет эту возможность я реализую через тематическое поурочное планирование, обеспечивающее целевую подготовку школьников к ЕГЭ (на основе учебника для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» авторов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, составители Н.А.Нефедова, Ю.А.Чадина), и через специальный курс «Комплексный анализ текста», планирование курса  составлено с учетом  Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (сост. Власенков А. И.), программ  для 10-11 классов «Основы русской словесности (От слова к словесности)» (сост. А. И. Горшков) и  «Основы редактирования» (сост. Пахнова Т. М.).    

 Система работы включает в себя  практические занятия по комплексному анализу текста.

Каждая тема сопровождается дидактическими материалами – текстами и заданиями к ним.

Принципы подбора и использования текстов.

ü  При становлении

лингвистической компетенции текст используется как контекст для иллюстрации, наблюдения, осмысления и анализа языковых единиц;

языковой компетенции текст является источником обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся;

коммуникативной компетенции главную роль играют задания, направленные на анализ свойств и структуры текста, его типа и стиля, на создание сочинений и изложений;

культуроведческой компетенции важно осознание национально-культурной специфики русского языка и русской речи.

ü  Для полноценного развития всех компетенций надо использовать тексты разной стилевой принадлежности, но отдавать предпочтение художественным (из произведений русской классики 19-20 вв.) и публицистическим текстам.

ü  Тексты должны быть образцовыми с точки зрения языка и реализации авторского замысла.

ü  Текстовой материал структурируется вокруг понятий, с которыми связано много текстов, предлагаемых выпускникам на ЕГЭ (нравственность, духовность, личность, ценности…)

ü  Сначала тексты подбирает учитель, затем подключаются и учащиеся.

ü  Работа с деформированным текстом (слово писателя в художественном тексте должно оставаться неприкосновенным!) *

ü  К небольшим текстам – на каждом уроке (тексты малого объёма дают возможность каждому ученику констатировать и оперативно реагировать на собственные пробелы).

ü  К большим текстам – при повторении и обобщении на уроках-практикумах.

ü  Самостоятельная работа с текстом дома – при обязательном доступе к ответам на задания для самопроверки и самооценивания.

ü  Выстраивать систему заданий можно

¾    с учётом лингвистического, художественного и стилистического своеобразия (что позволяет интегрировать лингвистику и литературоведение);

¾    с учётом проблем, интересов и возможностей учеников;

¾    блоками, ориентируясь на разделы школьного курса русского языка (фонетика, лексика, орфография и пунктуация, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, культура речи);

¾    по аналогии с заданиями  КИМов ЕГЭ;

¾    с учётом подготовки учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам в системе работы с одарёнными детьми.

Ход  работы на уроке:

ü  Осуществление целеполагания (в чём заключается задачи сегодняшней работы, что будет предметом особого внимания на уроке и дома, какими умениями и навыками пополнится субъектный опыт ученика).

ü  Общее знакомство с текстом – его проблематикой.

ü  Для самостоятельного исследования –  задания из разных блоков (количество и их выбор зависит от целей работы, от уровня подготовки учащихся и наличия времени). Особое внимание – заданиям, направленным на осознание логики текста, которые способствуют формированию у старшеклассников умения рассуждать.

ü  Предварительное обсуждение действий, необходимых для решения конкретной задачи.

ü  Выполнение заданий требует работы со словарями, справочной и дополнительной литературой.

ü  Обязательно обсуждение результатов исследований.

ü  Контроль осуществляется не только учителем, но и самими учащимися по оговорённым заранее критериям (учитывается правильность решения задачи, форма презентации ответа, умение ответить на возникшие при обсуждении вопросы).

(Итог творческой работы подводится в доброжелательной обстановке.)

ü  Открываются ключи к заданиям.

Ожидаемый результат:

ü  пробуждение интереса к родному языку;

ü  желание делиться своими открытиями с другими;

ü  умение излагать результаты своего исследования в доступной и стилистически правильной форме.

 

*Работа со связным текстом необходима учащимся в процессе овладения орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами, поскольку текст является эталоном использования той или иной нормы. Коррекция правописных умений и навыков – одно из направлений работы над ошибками. В рамках занятий по коррекции художественный текст может быть использован как материал для организации самостоятельной работы учащихся:

¾    исследование текста, предполагающее самостоятельную поисковую деятельность;

¾    решение разных орфографических и пунктуационных задач.

Задания такого типа служат формированию навыка поиска ошибочных написаний, развитию орфографической зоркости, а также воспитанию познавательной самостоятельности.

     Коррекционные упражнения должны быть разнообразны в стилевом отношении, т.к. задача словесника – научить пользоваться языковыми средствами разных стилей и жанров. Работа с деформированным текстом, например, может осуществляться через анализ сочинения ученика (слово писателя в художественном тексте должно оставаться неприкосновенным!).

   * В системе работы над комплексным анализом текста особый акцент делаю на  упражнениях на основе текста школьного сочинения. Уже на одном из первых уроков в 10 классе довожу до учащихся, что главную трудность для выпускников при сдаче ЕГЭ представляет задание С1 – написание сочинения по предложенному тексту.

По определению членов экзаменационной комиссии, основные недостатки значительного количества работ - это

¾    непонимание исходного текста и поставленных автором проблем;

¾    неумение сформулировать и выразить собственные мысли по поводу прочитанного, чрезмерная шаблонизация работ.

Сразу актуализирую один из аспектов: для понимания исходного и продуцирования собственного текста важна роль лексики (уяснив для себя значение всех ключевых слов текста, ученик сможет понять  позицию автора и сформулировать своё собственное отношение к проблеме), особенно важно работать над лексикой, включающей оценочный компонент значения. Не «чувствуя» оценочной составляющей слова, невозможно понять авторскую позицию в тех случаях, когда она выражена неявно. Очень сложно, например, старшеклассникам понять авторскую иронию, при которой значение слов нельзя принимать буквально. В этой связи важно обратить особое внимание на ироническое использование тех слов, которые в языке употребляются обычно с положительной оценкой: усердствовать (работать с большим старанием), осчастливить, украшать. В авторском тексте ирония выявляется в сочетании  этих глаголов с существительными: осчастливить курильщиков, украшать мусорные баки.

    Таким образом, сочинение ученика в формате ЕГЭ – важный текстовой материал для решения методических проблем.

    Один из последних уроков-практикумов в 11 классе – корректирование и редактирование на основе текста школьного сочинения в формате ЕГЭ, которые носят самостоятельный характер: исправление ошибок в работах товарищей при осуществлении взаимопроверки или саморецензирования выполненного задания С1 после проверки учителя.

 

Вывод: работа с текстом в форме исследования позволяет повторять необходимый материал и усваивать новый на творческом уровне.

                

Использованная литература:

1.Дейкина А.Д., Малявина Т.П. Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в 10-11 классах. // Русский язык в школе.- 2011.- №5.- с.11.

2. Малявина Т.П. Работа с текстом на занятиях по коррекции правописных умений и навыков. // Русский язык в школе.- 2010.- №11.- с.10.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Комплексный анализ текста на уроках русского языка в 10-11 классах. Методическая система."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Хранитель музейных предметов

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Работа с текстом - обязательный элемент контрольных измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Готовя старшеклассников в этом направлении, использую возможности текста для отработки их орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков.

Сначала тексты подбираю сама и сопровождаю их заданиями, затем это делают ученики. Важно, что при этом есть возможность развивать эстетический вкус старшеклассников, чтобы в последующем они могли создавать свои оригинальные тексты по образцу, соблюдая требования литературной нормы.

На заключительном этапе работы в качестве исходного текста уже используются лучшие сочинения одиннадцатиклассников.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 756 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Статья Реализация регионального компонента на уроках русского языка на примере изучения учащимися темы «Диалектизмы»
  • Учебник: «Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.
  • Тема: § 14. Диалектизмы
  • 03.10.2020
  • 212
  • 0
«Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 672
    • DOCX 32.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Синикова Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Синикова Валентина Ивановна
    Синикова Валентина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6195
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 309 человек из 63 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1503 человека из 84 регионов

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 15 регионов

Мини-курс

Самосовершенствование: шаги к личному росту и эмоциональному благополучию

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 114 человек из 39 регионов