Комплексные занятия с детьми раннего
возраста
в детско-родительских группах.
Пояснительная записка.
Ранний
возраст – очень важный и богатый открытиями этап в жизни человека, когда
происходит закладка фундамента его личности.
Родители
– самые первые и самые лучшие воспитатели ребенка. Общение с родителями и
совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности
ребенка.
В
настоящее время ускоренный, напряженный ритм жизни, стремление построить
карьеру, загруженность родителей приводят к тому, что эмоциональные контакты с
детьми сводятся к минимуму. Вместе с тем, положительной тенденцией в
современном обществе стала возможность для родителей воспользоваться отпуском
по уходу за ребенком до 3 лет и посвятить это время домашнему воспитанию своего
малыша. Однако, многие родители считают, что их собственного опыта в воспитании
детей недостаточно для планомерного и гармоничного развития ребенка. Поэтому
они ищут наиболее приемлемые и удобные формы организации обучения и развития
ребенка раннего возраста.
Одна
из таких форм – занятия в детско-родительских группах. Каждая встреча подобной
группы обычно состоит из нескольких коротких коллективных занятий, которые
продолжаются не более 15 минут и включают игры, песенки различных типов, рисование,
лепку и другие виды деятельности. Отдельные фрагменты занятия регулярно
повторяются. В работе принимают участие мамы и, глядя на них, - дети.
Примерная
структура занятия в детско-родительской группе.
1.
Начальный «круг»:
А)
приветствие – это (также как и прощание) ритуальная часть занятия, остающаяся
неизменной на протяжении всего цикла занятий.
Б)
пальчиковые игры;
В)
дидактические игры.
2.
Музыкально-ритмическая часть:
-
тематические песенки с танцевальными движениями;
-
музыкальные игры с использованием инструментов;
-
коммуникативные игры;
-
телесно-ориентированные игры;
-
игры с подражанием;
-
упражнения на развитие общей моторики детей.
3.
Творческая мастерская:
-
рисование;
-
лепка;
-
аппликация.
4.
Театрализация (сказка).
5.
Прощальный «круг».
Далее
представлена разработка одного из комплексных занятий для детей 2-3-летнего
возраста. В основу положена психолого-педагогическая программа Е.В.Ларечиной
«Растем вместе», направленная на формирование позитивных эмоциональных
отношений между родителями и ребенком. Программа состоит из трех основных
блоков: «Осень», «Зима», «Весна». Каждый блок включает в себя 24 занятия,
которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия – 1 час. Число детей в
группе – не более 6 человек.
Комплексное
занятие
«Осень пришла»
Основные задачи:
1)
знакомство с детьми и родителями, помощь в
адаптации к новым условиям и ритму занятия;
2)
развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
3)
развитие зрительного и слухового внимания;
4)
формирование умения соблюдать правила коллективной
игры.
I. Начальный «круг».
1. Хоровод (начинает каждое занятие песенка «В круг» -
диск Е.Железновой «Топ-топ»); далее зажигаем свечу со словами:
Фонарик свой огонь зажег,
И собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим
И поздороваться хотим.
- Здравствуй… (с каждым ребенком здороваемся, называя его по
имени
и пожимая руку)
- Здравствуйте! – всем говорим!
2. Читаем рифмовку, совершая ритмические движения:
Раз, два, три, четыре, пять–
Это каждый должен знать. (Шаги на месте.)
Лето, осень и зима,
А потом придет весна. (Хлопки в ладоши.)
Мы теперь друг друга спросим:
Что настало нынче? (Разводим руки в стороны и смотрим друг на
друга.)
- Осень!
3. Рассказ об осени.
Показываем детям картинки об осени и помогаем составить
коллективный рассказ об этом времени года (на первом занятии педагог может
рассказать об осени сам, а на повторном занятии привлечь и детей).
Педагог предъявляет картинку и начинает фразу, а дети
заканчивают.
Педагог
Дети
Наступила…
осень.
Осенью редко светит…
солнце.
Осенью часто
идет… дождь.
Осенью
дует… ветер.
Осенью листья на деревьях… желтеют и
опадают.
Это время называется листопад.
4. Игра «Осенний домик».
Цель: формирование умения сопоставлять
предметы, выделять основные признаки; развитие внимания, памяти; закрепление
понятий «разные», «одинаковые».
Материалы: изображение домика, который поделен на
одинаковые квадраты – «комнаты», в каждом квадрате изображен осенний лист;
осенние листочки, разной формы и окраски, вырезанные из бумаги.
Игра по принципу «найди пару». В каждой комнате домика
живут листочки, которые осень раскрасила в свои любимые цвета. Объясняем, что в
домике живут листочки-мамы, которые потеряли своих деток (детки – это отдельные
листочки). Нужно помочь каждому малышу найти свою маму.
На последующих занятиях можно усложнить игру. Отдельный
листочек показываем ребенку, а затем прячем. Малышу нужно по памяти найти в
домике пару к показанному листочку.
5. Грибочки на полянке.
Цель: закрепление в активном словаре ребенка понятий
«большой», «средний», «маленький»; формирование представлений об основных
цветах.
Материалы: деревянные грибочки трех размеров и пяти
цветов, платформа зеленого цвета («полянка»).
Педагог раздает детям большие грибочки и просит найти на
«полянке» грибочки такого же цвета, а потом выстроить их по величине («по
росту») и назвать. Родители помогают детям выстраивать грибочки.
II. Музыкально-ритмическая часть.
*Упражнения повторяются в
течение 3-4 занятий, затем постепенно вводятся новые игры).
1. Игра с листочками («Листочки» - диск Е.Железновой
«Забавные уроки»).
Под музыку начинается листопад, педагог подбрасывает
листочки, дети ловят, бросают, сдувают листики с ладошки).
В конце игры можно предложить детям разложить листочки по
цветам (красные, желтые, зеленые).
2. Веселая гимнастика «Осенние листики» (музыкальное сопровождение – по выбору
педагога).
Для игры используем листики из предыдущего упражнения.
Мы – осенние листочки. (Повороты головы влево-вправо.)
Мы на веточках сидели. (Присесть.)
Дунул ветер – мы цепочкой (Взмах руками и медленно встать.)
Друг за другом полетели. (Бегаем по комнате.)
Полетели, полетели
И на землю тихо сели. (Присесть.)
Ветер снова набежал (Взмах руками, встать на носочки, руки тянем
вверх.)
И листочки все поднял.
Повертел их, покрутил (Покружиться.)
И на землю опустил. (Присесть.)
3. Инсценировка песенки «Дождик» (диск Е.Железновой
«Веселые уроки»).
Осень – время дождей и туч. А сколько луж остается после
дождя! (На полу раскладываются листы бумаги – «лужи».) Движения – по
тексту песенки.
«Дождик-дождик, понемножку,
капай-капай на ладошку» -
пальчики стучат по ладошке
как капельки дождя.
«Через лужи я скачу» -
перешагиваем «лужи», можно
учиться перепрыгивать через «лужи» одним прыжком.
«А теперь свои сапожки надеваем
мы на ножки» -
делаем движения, как будто
надеваем сапожки, ходим по «лужам» (стараемся шагать только по «лужам», не
наступая на пол).
4. Игра с музыкальными инструментами (песенка
«Дождик» - диск Е.Железновой «Гав и мяу»).
Педагог раздает детям металлофоны. Слушаем песенку и
предлагаем детям изобразить дождик, «будем стучать, как капельки в этой песенке».
С началом песни начинаем отбивать ритм «один удар на каждое слово» (родители
помогают малышам).
Дождик, дождик – кап, кап, кап.
Ты не капай долго так.
Хватит землю поли-вать,
Нам пора идти гулять.
Кап, кап, кап…
III. Творческая мастерская
«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО».
Материалы: для каждого ребенка – лист белого картона с
изображением дерева, пластилин желтого, оранжевого, красного цветов.
Предлагаем малышам подарить деревцу яркий осенний наряд,
украсить осенним листочками. Ребенок отщипывает кусочек пластилина и,
«размазывая», прикрепляет к ветке. Родители помогают малышам. Можно
представить, что налетел ветерок, и листочки начали облетать с веток, тогда и
под деревом лепим упавшие осенние листочки.
IV. ФизкультУРА!
Выстраивается полоса препятствий из спортивных снарядов.
1. Дети проходят по спортивной скамье.
2. Спускаются по наклонной доске.
3. Проходят по массажному коврику и проползают во
воротики.
4. Перешагивают через гимнастические палки, которые
педагог держит на расстоянии 15 см от пола.
V. Театрализация – сказка
«ЯБЛОКО РАЗДОРА» (В. Сутеев).
Звенит колокольчик, приглашая детей сесть на стульчики и
посмотреть сказку. Каждый раз театрализация начинается словами:
Диди-дон, дили-дон,
К нам приходит сказка в дом.
Облачко поднимается.
Сказочка
начинается. (открывается
занавес)
*Одна
сказка проигрывается в течение 2-3 занятий, затем меняется.
VI. Прощальный «круг».
Хоровод (завершает занятие песенка «Всем домой пора» -
диск Е.Железновой «Топ-топ»); далее малыши задувают свечу со словами:
Фонарик и огонь погас,
Пора прощаться нам сейчас.
Друг другу ручками помашем
И «до свиданья» скажем.
Литература:
1.Е.В. Ларечина. Развивающие занятия
для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш»
для детей (2-3 года). - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
2.О.А. Новиковская. Конспекты
комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. - Спб.: Паритет,
2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.