ЗНАЧЕНИЕ ЭКСКУРСИИ В РАМКАХ
ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
Биологические
экскурсии – основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе,
а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни,
применяют полученные знания на практике.
Помимо умственного развития, это стимулирует интерес и
мотивацию школьников к обучению. У них развиваются творческие способности:
умение видеть и формулировать проблему, выдвигать гипотезы, выявлять закономерности
функционирования живых организмов. Все это пополняет жизненный опыт школьника,
формирует творческую личность и экологически грамотного специалиста (какую бы
профессию он в дальнейшем не выбрал).
Так
как реформирование общеобразовательной школы, привело к сокращению учебных
часов по предмету биология до 1 часа в неделю, а реализация стандартов второго
поколения предусматривает системно-деятельностный подход, то такие уроки как
экскурсии, по-моему мнению, не должны исчезнуть из методического арсенала
учителя. Так как же быть в данной ситуации? Я провожу комплексную экскурсию,
которая объединяет сразу несколько тем «Многообразие живого мира»,
«Весенние явления в природе», «Антропогенное влияние человека на окружающую
природу»
Такую экскурсию удобно проводить в конце учебного года, для
осуществления рефлексии у учащихся по изученным темам. Дети охотно справляются
с поставленными задачами и с интересом готовят фотоотчёты.
Данная экскурсия позволяет обучающимся
учиться распознавать представителей основных царств живой природы в окружающей
среде, замечать весенние изменения, происходящие в природе и обратить внимание
на влияние антропогенных факторов. Поэтому в данном случае назначение экскурсии
заключается в пополнении багажа знаний о четырех царствах, в умении выделять их
в природе и устанавливать видовую принадлежность. Наряду с закреплением
основных универсальных учебных действий, освоенных на предыдущих уроках,
необходимо развивать натуралистические качества, приобщать к планированию
наблюдений за живой природой, к отчётам о проделанной работе. Без
совершенствования указанных навыков и умений двигаться дальше в познании общих
закономерностей биологии неразумно. Установление связей между живыми
организмами служит мировоззренческим целям. Учащиеся должны уметь объяснять
назначение организмов в цепях питания, замечать изменения и нарушения в них,
намечать пути их восстановления.
КОМПЛЕКСНАЯ
ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО БИОЛОГИИ
для
учащихся 5-х классов
Время проведения
конец апреля начало мая, 40 мин.
по темам: «Многообразие
живого мира» , «Весенние явления в природе» «Антропогенное влияние человека на
окружающую природу»
Место проведения:
школьный двор
Задачи экскурсии:
·
систематизировать знания учащихся о
многообразии живых организмов;
·
развивать умение наблюдать и фиксировать
природные явления, делать выводы;
·
познакомить учащихся с методами полевых
исследований – наблюдением, измерением, описанием, объектов живой природы и
применением этих методов на практике;
·
продемонстрировать взаимосвязи живых
организмов между собой;
·
подчеркнуть особенности весенних проявлений
в жизни живых организмов;
·
обратить внимание на антропогенные
факторы;
·
ознакомить учащихся с правилами поведения
в природе;
·
выработать у школьников потребности обогащать свою духовную сферу
деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как
настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;
·
воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;
·
научить преодолевать трудности в работе.
Оборудование:
блокноты, карандаши, фотоаппараты, термометр, бинокль, лупа, алгоритм работы
для учащихся
Методические рекомендации:
1.
Учитель заранее предупреждает детей об экскурсии на природу, советует, как
нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей.
2.
В классе перед выходом на экскурсию
учитель проводит инструктаж учащихся по технике безопасности при проведении
экскурсии, знакомит с маршрутом экскурсии, озвучивает цели задачи экскурсии и
раздаёт учащимся алгоритм работы. Поясняет формы отчёта об экскурсии.
Предварительно класс делится на группы..
3. Задания выполняются на
каждой «остановке» учитель озвучивает время работы и основные аспекты задания.
5. Заключение экскурсии
Ход
экскурсии:
УЧИТЕЛЬ: для того,
чтобы ваши отчёты были сделаны на пять, необходимо быть внимательными и
наблюдательными. Давайте вспомним качества внимательного человека.
Дети - Умение
полно подмечать особенности объектов,
явлений и
малозаметные детали
- Умение вести
длительные наблюдения по плану,
фиксировать
изменения.
- Умение делать
выводы из наблюдений.
- Умение вести записи по
результатам наблюдений.
1. В
начале учащиеся фиксировали температуру воздуха по термометру, сопоставляли с
данными сводки погоды. Наблюдали цвет неба, облаков. Сделали заключение, что
погода солнечная, ветрено, холодно и пахнет весной.
УЧИТЕЛЬ: читает
стихи Е.А. Баратынского
Весна, весна! Как
воздух чист!
Как ясен
небосклон!
Своей лазурию
живой
Слепит мне очи он!
Весна, весна!
Как высоко на
крыльях ветерка,
Ласкаясь к
солнечным лучам,
Летают облака!
2.При выполнении второго
задания у школьной клумбы, напоминаю о том, что растения не рвать и не топтать.
Фото делать аккуратно, работать осторожно.
3.
Для того чтобы сделать яркими представления о цветущей поре весны, в ходе
экскурсии для создания поэтического настроения и красоты природных явлений
можно прочитать стихотворения о весне… Можно использовать игровые приёмы,
загадки, пословицы.
Например:
По
весне набухли почки
По
весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена:
Сколько носиков зеленых!
Т . Дмитриев
“Если
снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна”.(Е. Карганова).
ЗАГАДКИ о живых организмах, которые встретились на экскурсии:
1.Вроде
сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок (Лиственница)
Есть
у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
|
|
2.
Она весну встречает –
Серёжки
надевает.
Накинута
на спинку
Зелёная
косынка.
А
платьице- в полоску.
Ты
узнаешь – это….(Берёзка)
3.
Не сучок, не листок, а на дереве растёт (Трутовик)
4.
Мягок, а не пух зелён, а не трава (Мох)
5.
Почки – липучие, листья – пахучие, плоды – летучие. (Тополь)
6.
Горел в траве росистой
Фонарик
золотистый,
Потом
померк, потух,
И
превратился в пух (Одуванчик)
7.
Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик — как у чеснока,
А корона — как у принца! (Нарцисс)
8.
Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож. (Тюльпан)
9.
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
|
(воробей)
|
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок -
Получается прыжок.
|
(воробей)
|
10.Весной прилетает птица.
Поле вспашут - там любит кормиться.
|
(грач)
|
ПОСЛОВИЦЫ О ВЕСНЕ:
Апрель
с водою, а май с травою.
Весной
сверху печёт, а снизу морозит.
Март
с водой, апрель с травой, а май с цветами.
4. В конце экскурсии
напоминаю школьникам тему экскурсии. Подводим итоги, констатирую, что все
провели достаточно интересные наблюдения, сделали много открытий, обогатили
свои знания. Предлагаю также желающим по памяти сделать фактические записи,
рисунки и фотографии по экскурсии.
Алгоритм
работы на экскурсии для учащихся:
Задание №1 Фенологические
наблюдения экскурсионного дня по форме:
Дата
|
Температура воздуха
|
Облачность
|
Ясность
|
Ветер
|
|
|
|
|
|
Задание №2 Какие
живые организмы вы заметили на школьной клумбе?
К какому царству
они относятся? Какие особенности имеют?
Что происходит с
ними в весеннее время года?
Задание №3
Каких представителей царства животных вы увидели во время экскурсии? Что
меняется в их жизни с приходом весны?
Задание №4 Какие
ещё живые организмы были вами замечены на экскурсии? К какому царству их
относят? Какое значение они имеют?
Задание №5
Наблюдали ли вы следы деятельности человека на обследуемом участке природы?
Как можно охарактеризовать данную деятельность?
Основные выводы об экскурсии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.