Прочитай текст. Выполни задания.
Кто без крыльев летает?
Разве бывают такие летуны? Оказывается, бывают, и немало
их. Кто бродил
по нашим лесам, наверно, видел белку-летягу. Зверюшка взбирается на дерево
повыше, растопыривает лапки: между лапками «парус» натянут –
складка кожи. И вот прыгает вниз с головокружительной высоты. Но не разбивается, а скользит по воздуху на кожистом парашюте. Чем
выше старт, тем дальше будет финиш. Стартуя с верхушки большой сосны,
белка-летяга может пролететь пятьдесят метров. В конце пути зверек летит со скоростью поезда. Кажется, вот-вот
заденет он за дерево и разобьется. Но «пилот» вытягивает вперед задние лапки, становится в воздухе
почти вертикально и резко тормозит, «приземляется» на стволе дерева – острые
коготки цепляются за кору.
Кто еще
летает без крыльев? О летучих рыбах слышали? Разгоняясь в море,
они выпрыгивают из воды и парят в воздухе на широких грудных плавниках.
Есть и лягушки-«пилоты». Водятся они в Индонезии. На
каждой лапке у лягушки по парашюту: пальцы у нее длинные, перепонки между ними широкие, много шире, чем у
других лягушек. На этих перепонках лягушка и летает. Правда, лишь сверху вниз,
но все-таки летает. Пролетает метров двадцать – в сто раз больше, чем может прыгнуть обычная лягушка.
По соседству с лягушкой-парашютистом в лесах Явы*
парит между деревьями летающий дракон. Ящерица такая: пять-шесть ребер у нее,
будто на шарнирах, могут раздвигаться в стороны, растягивая кожу, – планер**
готов к полету! Ящерица благополучно приземлилась, крылья «автоматически»
складываются.
Змея-«пилот»
живет тоже в Южной Азии на тропических деревьях. Змея прыгает с дерева, иногда
и с двадцатиметрового,
и, пролетев косо вниз, мягко приземляется. Перед стартом она вытягивается, как
палка, сильно растопыривает ребра. Кожа, натянутая между ними, превращается в
небольшой «парашют».
*Ява –
остров в Малайском архипелаге, в группе Больших Зондских островов; главный
экономический район Индонезии.
**Планер (франц.
planeur, от planer –
парить) –
безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Движется поступательно под
действием собственного веса.
При выполнении заданий не
забывай пользоваться прочитанным текстом.
1. К какому
жанру относится это произведение? Обведи правильный ответ.
а) Сказка;
б) научно-познавательный
рассказ;
в) фантастический
рассказ;
г) инструкция.
2. Найди в
тексте предложение, содержащее ответ на вопрос: «Какое животное можно встретить
в лесах Явы?». Спиши его.
Подчеркни грамматическую
основу этого предложения. Укажи, какими частями речи выражены главные члены
предложения.
3. Почему
многие слова в этом тексте написаны в кавычках?
4. Что
означает слово парит?
Какие особенности
строения тела помогают животным «летать»? Соедини линиями животное и его
«приспособление». Обрати внимание: среди
«приспособлений» есть одно лишнее.
а) лягушка-«пилот»
|
|
плавники
|
б) летучие рыбы
|
|
складка кожи между лапками
|
в) змея-«пилот»
|
|
перепонки между пальцами
|
г) белка-летяга
|
|
складка кожи между ребрами
|
д) летающий
дракон
|
|
крылья
|
5. В каждом абзаце рассказывается о каком-то животном.
Например, в первом абзаце упоминается белка. Соответствующая ей
буква г) уже записана в Таблице.
Запиши пункты а)–д)
в нужной последовательности.
Таблица
6. В тексте тебе встретились однокоренные слова:
летяга, летун, летает,
полет, летучие, пролететь.
Подчеркни слово, которое
является проверочным для всех остальных. Выдели орфограммы в остальных словах.
Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
7. Разбери
по составу слово кожистом. Отметь, в какой группе все слова имеют такой
же состав:
выходной, переменка,
подружка
переход, молчит, раскаты
холодок, морской, тигрята
8. Дополни
условие задачи данными из текста и реши ее.
Лягушка-«пилот» может
пролететь 20 метров, а белка-летяга – ... метров. Кто пролетит большее расстояние и на сколько?
Решение: ____________
Ответ: ____________
9. Ты
прочитал, что лягушка-«пилот» может пролететь 20 метров. Вырази это число в сантиметрах.
20 м = см
Вычисли длину прыжка обычной
лягушки, используя данные текста.
Решение: ____________
Ответ: ____________
10. Соотнеси
название и возможную скорость транспортного средства, соединив их линиями.
велосипед 600
км/ч
поезд 15
км/ч
самолет 60
км/ч
Отметь в какую из этих
скоростей может развивать белка-летяга при перелете с одного дерева на другое.
11. Допиши в
каждую группу название животного, встречающегося в тексте. Напиши в верхней строке название каждой группы животных.
Название группы
____________
|
Название группы
____________
|
Название группы
____________
|
окунь
карась
акула
____________
|
медведь
рысь
лисица
____________
|
уж
варан
гадюка
____________
|
12. Кто из перечисленных в тексте животных водится в нашей
стране?
В какой природной зоне
обитает это животное:
а) в
арктической зоне; б) в зоне тундры; в) в зоне лесов; г) в зоне степей?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.