Комплексная
итоговая работа для учащихся 4 класса
Прочти текст.
Сухостойное дерево.
Когда
дождик прошел и все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих,
вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево,
перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее,
было, как говорят лесники, «сухостойное».
Оглядев
это дерево, я сказал детям:
-
Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево
и на топор повесил свой тяжелый мешок. Дерево после того заболело и стало
залечивать ранку смолой. А может быть, спасаясь от охотника, в густой кроне
этого дерева затаилась белка, и охотник, чтобы выгнать ее из убежища, принялся
тяжелым поленом стучать по стволу. Бывает довольно одного только удара, чтобы
дерево заболело.
И
много, много с деревом, как и с человеком и со всяким живым существом, может
случиться такого, от чего возьмется болезнь. Или, может быть, молния стукнула?
С
чего-то началось, и дерево стало заливать свою рану смолой. Когда же дерево
стало хворать, об этом, конечно, узнал червяк. Закорыш забрался под кору и стал
там точить. По-своему как-то о червяке узнал дятел и в поисках закорыша стал
долбить там и тут дерево. Скоро ли найдешь? А то, может быть, и так, что, пока
дятел долбит и раздолбит так, что можно ему и схватить, закорыш в это время
продвинется, и лесному плотнику надо снова долбить. И не один же закорыш, и не
один тоже дятел. Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, все заливает
смолой.
Теперь
поглядите вокруг дерева на следы костров и понимайте: по этой тропе люди ходят,
тут останавливаются на отдых и, несмотря на запрет в лесу костры разводить,
собирают дрова и поджигают. А чтобы скорей разжигалось, стесывают с дерева
смолистую корку. Так мало-помалу от стесывания образовалось вокруг дерева белое
кольцо, движение соков вверх прекратилось, и дерево засохло. Теперь скажите,
кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего не меньше двух
столетий на месте: болезнь, молния, закорыш, дятлы?
( М.Пришвин «Лесной хозяин»)
Ответь
на вопросы и выполни задания.
1. Начни
читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого
дочитал. Дочитай текст до конца.
2. К
какому из перечисленных ниже текстов ты бы отнес прочитанный текст? Обведи
правильную, по твоему мнению, букву ответа.
1)
Рассказ
3)Легенда
2)
Научно-популярный
текст 4) Повесть
3. Определи
количество абзацев в тексте.
1) 4
3) 6
2) 5
4) 7
4. Сколько
лет, возможно, было дереву, если сказано, что оно простояло не меньше двух
столетий?
Ответ: не
менее___________________________________________________
5. *Сколько
поколений людей увидело это дерево, если известно, что в среднем человек живет
65 лет, а первый ребенок, в среднем, у него появляется в 23 года?
Ответ:
___________________________________________________________
6. Каким
словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Когда дождик прошел и
все вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих,
вышли из леса». Обведи нужную цифру:
1) утоптанной
2) нахоженной
3) примятой
4) заезженной
7. Автор
называет червяка разными словами, слово червяк уже записано.
Найди в тексте еще слово и запиши его.
Червяк,
____________________________________________________________
8. *Расскажи
о правилах розжига костра в лесу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Человек
вырастил дерево. Дерево это часть природы или изделие?
Ответ:_____________________________________________________________
10. Определи
растения леса.
1) береза
3) дуб
2) ель
4) камыш
11. Какие
типы лесов встречаются в зоне лесов?
1) лиственные
3) тропические
2) хвойные
4) смешанные
Обведи ответ: 1) АБВ
2) БВГ 3) АВГ 4) АБГ
12. *С
помощью какой системы органов человек получает большинство сведений об окружающем
мире?
1) с
помощью системы органов пищеварения
2) с
помощью скелета человека
3) с
помощью системы органов чувств
4) с
помощью системы органов кровообращения
13. На
какой стороне горизонта ветви у деревьев длиннее и гуще?
1) на
южной 3) на восточной
2) на
северной 4) на западной
14. Какое
занятие характерно для жителей лесной зоны?
1) земледелие
3) сбор ягод и грибов
2) лесозаготовки
4) сбор моха
15. *Составь
и запиши план текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
16. *Подберите
синонимы к слову «хворать». _____________________________________________________________________
17. Укажи
объект живой природы.
1) человек
3) солнце
2) дождь
4) лес
18. Какую
часть Земного шара занимает суша?
1) ¼
3) 1/3
2) ½
4) 2/4
19. *Укажи
части тела человека (найди и укажи правильный, полный, научный ответ).
1) голова,
туловище, руки, ноги
2) туловище,
ноги, конечности
3) голова,
туловище, верхние и нижние конечности
4) голова,
туловище, руки
20. Что
на Земле очищает воздух?
1) растения
3) метеостанции
2) горы
4) желания людей
21. *Прочитай
еще раз последний вопрос текста и попробуй на него ответить. __________________________________________________________________________________________________________________________________________
План комплексной итоговой работы
«Сухостойное дерево» М. Пришвина
№ задания
|
Объект оценки, умения
|
Тип задания
|
Максимальный балл
|
1
|
Предметные
умения:
.
Общеучебные
умения:
Осознанное
чтение текста с целью удовлетворения интереса.
Выделять
существенную информацию из литературного текста.
|
ВО
|
1 балл
|
1 б)
|
Предметные
умения:
Формулировать,
основываясь на тексте простые выводы.
Понимать
текст, опираясь на его жанр.
Общеучебные
умения:
Формулировать
собственное мнение и позицию.
Строить
рассуждение в форме простых суждений об объекте.
Строить
речевое высказывание в письменной форме.
|
РО
|
2 балла
|
2
|
Предметные
умения:
Отвечать
на вопросы по содержанию произведения;
определять
жанр литературного произведения
Общеучебные
умения:
Осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Выделять
существенную информацию из литературного текста.
|
ВО
|
1 балл
|
3
|
Предметные
умения:
Работать
со словом, целенаправленно пополнять свой словарный запас.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
|
КО
|
1 балл
|
4
|
Предметные
умения:
Устанавливать
связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять их, соотнося с содержанием
текста.
Общеучебные
умения:
Устанавливать
причинно-следственные связи.
Понимать
информацию, представленную в неявном виде.
|
РО
|
2 балла
|
5
|
Предметные
умения:
Интегрировать,
содержащиеся в разных частях текста детали сообщения.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Выделять
существенную информацию из литературного текста.
|
КО
|
2 балл
|
6
|
Предметные
умения:
Различать
изученные объекты и явления живой и неживой природы.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
классификацию по заданным критериям.
Работать
с информацией, представленной в разных форматах: текст, рисунок.
|
РО
|
1 балл
|
7
|
Предметные
умения:
Различать
изученные объекты живой природы.
Общеучебные
умения:
Работать
с информацией, представленной в разных форматах: рисунок.
Осуществлять
анализ объектов с выделением существенных признаков.
Группировать
объекты, выделяя их существенные признаки.
|
РО
|
2 балла
|
8
|
Предметные
умения:
Узнавать
изученные объекты неживой природы.
Общеучебные
умения:
Понимать
информацию, представленную в неявном виде.
Строить
рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.
Строить
речевое высказывание в письменной форме.
|
РО
|
2 балла
|
9 а)
|
Предметные
умения:
Узнавать
изученные объекты живой природы.
Общеучебные
умения:
Работать
с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять
подведение под понятие на основе распознавания объекта, выделения его
существенных признаков и их синтеза.
|
ВО
|
1 балл
|
9 б)
|
Предметные
умения:
Сравнивать
объекты живой природы на основе внешних признаков.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
сравнение объектов по заданным критериям.
Обобщать
объекты на основе выделения сущностной связи.
|
ВО
|
1 балл
|
10
|
Предметные
умения:
Делить
текст на части и составлять простой план.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять
синтез как составление целого из частей.
|
РО
|
2 балла
|
11
|
Предметные
умения:
Работать
со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его
многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
ВО
|
1 балл
|
12
|
Предметные
умения:
Применять
правила правописания (в объеме содержания курса).
Общеучебные
умения:
Осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Проводить
классификацию по заданным критериям.
Владеть
общим приемом решения задач.
|
КО
|
2 балла
|
13
|
Предметные
умения:
Различать
употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
|
ВО
|
1 балла
|
14 а)
|
Предметные
умения:
Находить
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и
суффикс.
Определять
часть речи по ее грамматическим признакам.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
анализ объекта с выделением его существенных признаков.
Адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
РО
|
1 балл
|
14 б)
|
Предметные
умения:
Находить
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку и суффикс.
Определять
часть речи по ее грамматическим признакам.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
сравнение объектов по заданным критериям.
Владеть
общим приемом решения задач.
|
РО
|
1 балл
|
14 в)
|
Общеучебные
умения:
Адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
|
|
|
15
|
Общеучебные
умения:
Устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Выделять
существенную информацию из литературного текста.
Устанавливать
причинно-следственные связи.
|
ВО
|
1 балл
|
16 а)
|
Общеучебные
умения:
Устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.
Общеучебные
умения:
Осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Выделять
существенную информацию из литературного текста
Устанавливать
причинно-следственные связи.
|
ВО
|
1 балл
|
16 б)
|
Общеучебные
умения:
Устанавливать
причинно-следственные связи.
|
ВО
|
1балл
|
Примечание:
ВО – выбор ответа;
РО – развёрнутый
ответ;
КО – краткий
ответ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.