Комплекс рефлексивных задач по информатике.
Убанеева Ирина Анатольевна
МОУ Ишеевский многопрофильный лицей
Ульяновский район, Ульяновская область
Аннотация: Сегодня, чтобы быть
успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть
умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою
деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать
их. А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность,
создать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в
самоизменении и способного к нему. Организация активной деятельности учащихся
способствует развитию, повышает эффективность обучения, позволяет решить ряд
проблем, возникших в обучении в последнее время: значительное увеличение объёма
знаний, повышение теоретического уровня и требований к качеству их усвоения.
Ключевые слова: рефлексивные умения,
подростки, условия и средства развития рефлексии в учебной деятельности
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в
стране, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование.
Образование на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно,
в процессе обучения необходимо создать условия для осознания ребенком своей
значимости, развивать у ученика способность на основе рефлексивных процессов
строить взаимоотношения со сверстниками, познавать свои интеллектуальные
возможности, учиться не из-за оценки, а для совершенствования индивидуального
жизненного опыта. Сформированность способности к рефлексии как интегративного
личностного образования определяется динамическим соотношением уровня
осознанности всех компонентов выполняемой деятельности (цели, условий, способов
и др.) и уровня осознанности средств ее регуляции. При изучении
сформированности способности к рефлексии необходима диагностика уровня
осознанности мотивации, целей, условий, способов действий, способов регуляции.
Особое внимание следует уделять процессуальной стороне, так как известно, что
решающее значение в диагностике умственных способностей принадлежит изучению не
уровня актуального, а уровня их ближайшего развития. Это изучение возможно при
использовании приемов включенного наблюдения и фиксации специфики стратегий
управления деятельностью, стилей управления в реальных условиях учебного
процесса. Здесь уместны индивидуальный диагностический эксперимент в ходе
опроса и анализ продуктов деятельности (письменных работ), которые могут дать
обширные материалы об уровне учения и развития способности к рефлексии.
Рассмотрена структура рефлексивной деятельности учащихся, проявляющаяся в
процессе решения учебной задачи и включающая этапы самоанализа, самооценки,
самопроектирования, самореализации и самоконтроля. Данные этапы опосредствованы
рефлексивной активностью учащегося, что выступает важным условием накопления
рефлексивного опыта и саморазвития личности в целом. Рассмотрение способности к
рефлексии учебной деятельности как сформированного личностного свойства,
обеспечивающего успешное одновременное осознание выполняемой деятельности ( ее
структуры) и средств регуляции этой деятельности с точки зрения их
эффективности, включающее умения выявлять индивидуальные особенности
собственной деятельности, анализировать ее результаты позволяет определять
условия и педагогические средства формирования этой способности.
Выделенные в ходе изучения научных исследований условия и
средства развития рефлексии в учебной деятельности, обобщены в таблице 1.
Анализ современных исследований позволяет определить
условиями развития рефлексии особые требования к организации учебного материала
и учебного процесса в целом, подтверждающие фундаментальные положения Л. С.
Выготского о зависимости процесса развития от характера и содержания процесса
обучения. В основе развития рефлексии лежит соблюдение принципов развивающего
обучения и применение комплекса педагогических средств направленного
воздействия на формирование этой способности.
Условия и средства развития рефлексии в учебной
деятельности
Таблица 1.
Условия
развития рефлексии
|
Средства
формирования рефлексии
|
1.Формирование
мотивационной готовности к развитию рефлексивных способностей.
|
Организация
специального взаимодействия с учащимся для открытия смысла и мотивационной
значимости рефлексии, выработка осознанного желания сосредоточить внимание на
процессе и результатах мыслительной деятельности.
|
2.Знание
учащимися структуры и содержании учебной деятельности, наличие представлений
о эффективных способах ее регуляции.
|
Усвоение
комплекса методологических знаний: о структуре деятельности, типах научного
мышления, логических принципах, лежащих в основе научного знания, логике
доказательств и объяснений. Система внешних требований к организации деятельности.
|
3.
Преодоление поглощенности собственной деятельностью, обеспечение позиции
анализа для выполнения дополнительных мыслительных действий.
|
Включение
учащихся в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод
беседы, переход в позицию новой деятельности через моделирование ситуаций
будущей профессиональной деятельности, постановка обучаемого в роль
обучающего. Совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом
собственных способов деятельности (знаково-символические,
структурно-логические схемы, обобщающие таблицы для структурирования больших
разделов изученного материала)
|
4.Обучение
интеллектуальной саморегуляции.
|
Развитие
осознаваемых действий самоконтроля (анализа цели, условий, способов,
результатов, обучение самооценке, исправлению допущенных ошибок, стимуляция
процессов самоанализа. Разработка научно обоснованных учебно-методических
пособий, выполняющих организационно-контролирующую и управляющую функции,
создающих условия самоконтроля, самокоррекции, активации учебной деятельности
(специально сформулированные вопросы, алгоритмы самоконтроля). Развитие
процессов самонаблюдения, отслеживания наличия или отсутствия знаний,
привычки оценки результатов
|
5.
Развитие творческого компонента мышления.
|
Стимуляция
самостоятельной постановки научных проблем в развивающем обучении. Наличие проблемной
ситуаций, решаемых сообща, учет результатов индивидуальной творческой деятельности
("портфель достижений").
|
6.
Развивающее содержание форм контроля.
|
Замена
системы отметок, системой критериев, формулировка экзаменационных вопросов,
ориентированных не на воспитание готового, а на поиск решения поставленной
задачи. Экзамен как практическая деятельность специалиста, комплекс основных
действий, входящих в будущую специальность
|
7.
Реализация принципов системности и проблематизации в сочетании с использованием
рефлексии как метода в каждом шаге профессиональной деятельности.
|
Игровое
обучение (организационно - развивающие игры), групповая работа ( обмен знаниями,
навыки межличностного взаимодействия), имитация профессиональной
деятельности, решение учебно-производственных задач.
|
8.
Субъект-субъектное взаимодействие и живое общение.
|
Диалоговые
формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей
саморазвития, побуждение к выражению действий в слове.
|
Самоконтроль, самооценка, рефлексия являются важнейшими этапами учебной
деятельности. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся
самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность,
производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить
пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в
конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к
переходу на новую ступень развития. Рефлексия может осуществляться не только в
конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия
направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного
обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая
классификация:
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. рефлексия деятельности
3. рефлексия содержания учебного материала
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния
целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с
группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,
цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина,
музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов
работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид
рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите
проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность
оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием
"лестницы успеха". Эффективность решения поставленной учебной задачи
(проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора
"рыбья кость".
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления
уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения,
тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием
"дерева целей", оценки "приращения" знаний и достижения
целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного
опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить
отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть
очень небольшая часть урока, а может быть и целый урок (урок - рефлексия). Каждый
урок учитель может заканчивать вопросами:
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Что из запланированного осталось узнать?
- Как мы действовали?
- Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?
- Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным?
Почему? - Что было самым трудным?
Предлагаемые приёмы организации рефлексии учащихся выделены из разных
технологий, предполагающих активную учебную деятельность на всех этапах
обучения. Рефлексивные таблицы:
Таблица "ЗА" - "ПРОТИВ"
Таблица "ЧТО, ГДЕ, КОГДА"
"ИНСЕРТ" это приём используется при работе с текстом
1 этап – индивидуально "V" - это я знаю или думаю, что знаю
" - " - я думал иначе " + " - новая информация для
меня
" ? " - непонятно, есть вопрос
2 этап – фронтально
"ИНСЕРТ" приём при работе с текстом
На этапе обобщения изученного материала учащимся предлагается внести в
таблицу перечень знаний и умений, которые позволят им успешно справиться с
тестом или контрольной работой по данной теме. Графы "знать" и
"уметь" заполняются в ходе фронтального обсуждения. Затем учащиеся
индивидуально оценивают свои знания и умения по теме (например, по пятибалльной
системе), вносят оценку в таблицу. Результаты самооценки на этом этапе урока не
обсуждаются.
Таблица самооценки
ЗНАТЬ
|
САМООЦЕНКА
|
УМЕТЬ
|
САМООЦЕНКА
|
Следующий этап урока - индивидуальная работа с тестом. Каждое задание
теста контролирует знания и умения, обозначенные в таблице. После этого следует
этап фронтального обсуждения результатов и способов работы над тестовыми
заданиями. В ходе анализа деятельности и её результатов учащиеся видят свои
ошибки в ответах или ходе решения заданий. После этого мы предлагаем детям
осуществить повторную самооценку. Если первичная самооценка не совпала с итоговой,
ребёнок анализирует свою деятельность и планирует индивидуальную работу над
ошибками.
Таблица " +, -, интересно"
"
+ "
|
Положительные
стороны явления
|
"
- "
|
Отрицательные
стороны явления
|
"интересно"
|
Интересно
|
Синквейн (стихотворение из пяти строк)
1 строка: одно существительное (ключевое понятие)
2 строка: два прилагательных или причастия
3 строка: три глагола
4 строка: фраза из четырёх слов
5 строка: существительное
Рефлексивное домашнее задание. В начале или после изучения темы
учащимся предлагается в любой удобной и интересной им форме ответить на вопрос:
"Что я знаю о … ". Это может быть мини-сочинение, опорная схема,
компьютерная презентация. Важно организовать обсуждение получившихся работ.
Оценочные листы (листы самооценки). Привлекая учащихся к оценке
собственной работы или работы товарищей, важно сформировать понимание, что
любая оценка должна быть критериальной. Поэтому определённое время урока
отводим на формулирование критериев оценки того или иного вида работы,
например:
Листы самооценки по разным разделам и темам будут различаться своим
содержанием. Важно привлекать учащихся не только к проверке по готовым
критериям, но и к самостоятельному формулированию критериев.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали,
и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу
высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана
на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением
"Плюс-минус-интересно". Это упражнение можно выполнять как устно, так
и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения
предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу "П" -
"плюс" записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы
работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть
ему полезны для достижения каких-то целей. В графу "М" -
"минус" записывается все, что не понравилось на уроке, показалось
скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по
мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения
жизненных ситуаций. В графу "И" - "интересно" учащиеся
вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось
узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де
Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета,
специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это
упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников,
проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее
важными будут графы "П" и "И", так как в них будут
содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь
пригодиться.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации
коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого
учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются
оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других.
Можно предложить учащимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде
похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Все, что делается на уроке по организации
рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней
рефлексии развитию очень важных качеств современной личности:
самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка
должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и
учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность
каждого ученика.
Рефлексивность и критичность при самооценке -- важнейшее условие
появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов
подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к
самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при
самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней
интеллектуального, познавательного, личного развития. Они находятся в
постоянном поиске - поиске новых знаний, новых способов деятельности и
самовыражения, в постоянных поисках себя, в процессе активного строительства
своей личности .
Таким образом, рефлексивная деятельность учащихся выступает средством
их саморазвития и самосовершенствования. Она представляет собой сложный феномен
активного отношения учащихся к освоению собственного опыта, учебной
деятельности. Рефлексия может выступать формой теоретической деятельности,
способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной
деятельности (интеллектуальная рефлексия); отражать внутреннее состояние
ребенка (сенсорная рефлексия); быть средством самопознания.
Литература
1. А.С.Белкин «Ситуация успеха
–путь к сотрудничеству» глава3.стр.122, Екатеринбург ,2003.
2.
Бодалев
А.А. Личность и общение-М.:Прогресс,2000
3.
Карпова
Т.Л. Педагогические диагностики учебной мотивации школьников, Екатеринбург,2002.
4.
Практикум
по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1999.
5.
Хекхаузен
Х. «Психология мотивации достижения», СПб, 2007.
6. Хекхаузен Х.. Мотивация и
деятельность в 2 т./(пер.с.немец.)под ред. Величковского Б.М./ М.: Педагогика
,т.1,2001.
7. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства /Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах”, 2003 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.