Комплекс
артикуляционной
гимнастики
с биоэнергопластикой
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель-дефектолог
высшей категории Дорошкина Елена Олеговна
«Чем
больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше
мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
В.А.
Сухомлинский
Ученые,
которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое
стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и
подростков установили, что «…уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук» [2]. Так,
на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была
выявлена следующая закономерность: «…если развитие движений пальцев
соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если
же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя
общая моторика при этом может быть нормальной».
Термин
“биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.
В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.
Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой
биоэнергопластики. Известно, что движения тела, совместные движения руки и
артикуляционного аппарата, раскрепощены и свободны, помогают активизировать
естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно
благоприятное воздействие на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а
так же развивает координацию движений, мелкую моторику, нормализует дыхание,
оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции
звукопроизношения, фонематических процессов.
Упражнение « Бегемотик»
Цель: выработать умение
удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед
зеркалом, голова держится прямо,
рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние
ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик
находится у нижних зубов. Удерживать
рот в таком положении под счет от 1 до 10.
Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
|
Широко открыли
ротик
Получился
«бегемотик».
А затем закрыли рот —
Отдыхает «бегемот».
|
|
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится
горизонтально на уровне
солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с
большим пальцем и согнуты в
нижних фалангах, ладонь направлена вниз (рис.
1).
На счет «один» большой палец опускается вниз,
4 сомкнутых пальца
поднимаются вверх . Удерживать кисть в таком
положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать
под счет от 1 до 5.
Повторить 4—5 раз (рис. 2).
|
|
При выполнении упражнения необходимо
следить за тем, чтобы голова не наклонялась, держалась прямо, опускаться вниз
должна только нижняя челюсть. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременно
с артикуляционным упражнением.
|
Упражнение « Хоботок»
Цель: выработать умение
вытягивать губы вперед, удерживать в
таком положении несколько
секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова
держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать
«хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение,
удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
|
Вытянул слоненок хобот,
Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком»
сложили,
Со
слоненком
подружились.
|
|
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на
уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена, направлена вниз (рис. 1).
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть
с большим пальцем руки (рис. 2). Удерживать кисть в таком положении под счет от
1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить
4—5 раз.
|
|
Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении
упражнения ребенок вытягивал только губы, при этом нижняя челюсть должна оставаться
неподвижной. Движения кистью или кистями рук выполнять одновременнос артикуляционным
упражнением.
|
Упражнение « Заборчик»
Цель:
выработать умение длительно удерживать сомкнутые
челюсти.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова
держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать
челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в
исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки.
|
Вышли
утром мы во двор
И
построили забор.
Зубки сомкнуты
сейчас,
Получилось
все у нас.
|
|
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на
уровне солнечного сплетения. 4 пальца согнуты в нижних фалангах и сомкнуты с
большим пальцем, ладонь направлена вниз (рис. 1).
На счет «один» пальцы немного сгибаются в области средних
фаланг, приподнимаются над большим пальцем и расходятся в стороны, кончики
пальцев опускаются вниз . Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до
10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить
4—5 раз (рис. 2).
|
|
Рекомендации.
Следить за тем, чтобы при выполнении упражнения
ребенок не опускал голову вниз, а удерживал прямо. Движения кистью или
кистями рук выполнять одновременно с артикуляционным упражнением.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.