Инфоурок Другое Другие методич. материалы«Компетентностно-ориентированного подход в психологическом сопровождении обучающихся»

«Компетентностно-ориентированного подход в психологическом сопровождении обучающихся»

Скачать материал

Татьяна Анатольевна Соколова

                               МБОУ «Лицей №200»

Г.Новосибирск

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА.

 

Аннотация

В статье рассмотрены основные направления в работе школьного психолога по сопровождению процесса обучения в рамках компетентностно-ориентированного подхода к образованию.  Дана модель психологического сопровождения компетентностно- ориентированного обучения. Описана эффективность и результативность  работы психолога по различным направлениях деятельности.

 

Ключевые слова: Компетентностно- ориентированное обучение, психолого-аналитические карты развития, психолого-аналитическая деятельность, психологический мониторинг, инновационные педагогические технологии, синдром эмоционального сгорания.

 

«По-настоящему об уровне цивилизации говорят

 не переписи населения, не размеры городов, не

собранный урожай - нет, о нем говорят качества

человека, которого производит страна».  

 Р.У. Эмерсон

 

 В настоящее время, в связи с изменениями в разных сферах жизни обществу нужны самостоятельно мыслящие люди, способные активно действовать, принимать решения, мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Жизнь человека XXI века ставит перед образованием новые задачи, нацеленные на раскрытие потенциальных возможностей человека, способного в любых социально-экономических условиях найти себя и самореализоваться.

        Адекватным ответом на это требование является системность, которая нашла проявление в развитии компетентностно- ориентированного подхода в современном образовании[5].

        Компетентностно- ориентированное обучение – это целедостигающий процесс. Его  сущность заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие его из побочного и случайного результата превращается в главную задачу, как для учителя, так и для самого ученика. В связи с этим необходимо найти в педагогическом процессе такие психологические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности учащихся, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии[9].

          Как вариант предлагается Модель психологического сопровождения (ПС) компетентностно- ориентированного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Суть  нашей деятельности исходит из общей цели современного образования «Максимально раскрыть потенциальные возможности личности ребенка, содействовать полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, а также непрерывное поддержание силами всех участников образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и объемом, динамическими показателями образовательных тенденций» [2].

Методы практики психолога это само сопровождение.

1.   Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном, социокультурном этапах онтогенеза;

2.   Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов;

3.   Психолог не меняет среду ребенка, которую выбрали для него родители, а помогает ему ориентироваться и действовать в заданных условиях, создает условия для максимального развития и обучения;

          То есть сопровождение ребенка по его школьному пути — это движение вместе с ним, рядом, а иногда —немного впереди. При этом взрослый не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Он также не в состоянии указать путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках рядом с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, — это большая удача. Именно в таком сопровождении в процессе школьного обучения видится нам ценностный смысл психологической  деятельности в школе.

         Эффективность и результативность психолого-педагогического сопровождения обусловливается плановостью, системностью, целенаправленностью, многосторонностью, дифференцированностью.

         Важными направлениями в нашей работе по сопровождению процесса обучения в рамках компетентностно-ориентированного подхода является организация психолого-аналитической деятельности и сопровождение методической работы педагогов, направленной на оптимизацию процесса обучения в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.  

         Проводится обширная практическая деятельность. Создается банк данных, характеризующих психологические особенности детей, зоны их актуального и ближайшего развития, затруднения, которые могут возникнуть. Заполняются  психолого-аналитические карты развития, в которых просматриваются  особенности каждого ребенка. ( Приложение 1).

В дальнейшем, к примеру, комплектование детей в первые классы, осуществляется, опираясь на полные сведения о каждом конкретном ребенке и потенциальных возможностях его развития. Это позволяет в необходимых случаях уже в первые дни  пребывания ребенка в школе,  разрабатывать индивидуальные программы поддержки, реабилитации и коррекции психического развития первоклассников.

Таким образом, самое главное – понять особенности ученика, как формирующейся личности,  в контексте его жизненных условий, с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей. На этой основе определить процесс дальнейшей работы, спроектировать и реализовать условия, в которых каждый школьник сможет успешно обучаться и развиваться.

Становление успешного, компетентного ученика, заключается не только в создании оптимальных условий для его развития, но и в умении научить его самостоятельно преодолевать трудности этого процесса.

         Коррекционно-развивающая деятельность  с учащимися, в нашей  школе осуществляется в различных целях (смотрите ниже). Большего внимания заслуживают разработанные психологические  курсы для учащихся с 1-по 4 класс: Мир вокруг нас-1 класс, Познай себя-2класс, Развивай себя-3 класс, Совершенству себя-4класс.    Созданы методические пособия, рабочие тетради.

 

§  Повышение уровня адаптации и мотивации учащихся 1,4,5-ых классов.

§  Подготовка детей обучающихся в классах предшкольной подготовки к обучению в школе курс «Введение в школьную жизнь».

§  Подготовка учащихся 4-ых классов к переходу в среднее звено

§  Подготовка учащихся к ЕГЭ - «Путь к успеху»

§  Система психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся (в рамках дополнительного курса по психологии в старших классах).

§  Психологическое развитие учащихся домашнего обучения.

§  Обучение элементам приведения в состояние равновесия психоэмоционального и мышечного напряжения, тренинговые занятия с учащимися находящимся в группах продленного дня.

§   Профилактическая коррекционная работа с учащимися группы риска, «трудные» - «Измени себя сам».

§   Профилактика суицида среди несовершеннолетних - «Не ставить крест на жизни, а научить  развязывать узлы».

Развитие компетенций обучаемого, требует от педагогов внедрения  новых педагогических технологий[7]. Возникает проблема управляемости этим процессом, в значительной степени зависящая от разработанных механизмов отслеживания и оценки эффективности  их применения.

С  этой целью используем систему информационно-психологического сопровождения (психологический мониторинг) позволяющую отследить результативность учебно-воспитательного процесса, выявить динамику психологического развития, определить состояние мотивационной сферы ребенка, четко увидеть изменения личностных характеристик ученика, систему межличностных взаимоотношений.  

         Решение задач психологического сопровождения процесса обучения в рамках компетентностного подхода не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Психологическое консультирование и просвещение затрагивающее не только учебную деятельность ребенка, но и его возрастное и  психологическое развитие, должны быть дополнены активным включением  не только педагогов, но  и родителей в процесс психологизации образования.

         Не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка,  родители и некоторые педагоги  порой осуществляют  обучение и воспитание интуитивно. Вместо того чтобы внимательно изучить какими качествами наделен ребенок от природы, развить эти качества, они упорно деформируют его. Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был, вроде нормальный ребенок и вдруг курит, грубит, хлопает дверью. Сухомлинский писал, что такие родители похожи на садовника, который, не зная, что за семя бросил в землю, через несколько лет пришел и очень удивился, что вместо розы вырос чертополох. “И еще смешнее, - добавляет В. Сухомлинский, - было бы видеть манипуляции садовника, если бы он начал подкрашивать, расписывать цветок чертополоха, пытаясь сделать из него цветок розы…. Моральное лицо подростка зависит от того, как воспитывался и развивался, что было заложено в его душу до 10-11 лет.

         В  этих целях нами регулярно проводятся конференции,  семинары-практикумы, круглые столы. Организуются лектории, тренинговые занятия которые  формируют  у родителей  и учителей  более полный образ ребенка, помогают воспринимать его таким, какой он есть, лучше понять его  особенности,  учат находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций.  Каждый из нас мо­жет совершать ошибки, но ни­когда не поздно их исправить, главное – не стыдиться этого.

         За последнее время проведены конференции по  проблемам возникновения аддиктивного поведения детей,   изучению  роли отцов в семье, по профилактики насилия над детьми, проблеме суицида. По проблеме профилактики суицида обобщен опыт работы на областном уровне. Проведена конференция по проблеме  изучение неформальных молодежных организаций и их влияние на формирование нравственно- духовной личности.

Повышение психологической грамотности населения  проводится не только посредством  сотрудничества с районными СМИ. С этого года планируется привлечь в свою работу  интернет-структуры, запустив школьный  сайт психологической службы, что  позволит расширить нам границы своей  деятельности.

Психологическая служба претерпела изменения в плане трансформации ее позиции по отношению к образовательному процессу. Если прежде психолог занимал реактивную позицию – решал ситуативные задачи, возникающие в период обучения в школе, то теперь он занимает активную, опережающую позицию, состоящую в моделировании и выстраивании образовательной среды на  различных этапах обучения ребенка. Эта позиция психолога ориентирована на ученика как субъекта образовательного процесса, на максимальную и достаточно быструю актуализацию потенциала каждого ребенка, на сохранение его психологического и физического здоровья.

Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества.  Мы видим, что постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личностных качеств учащихся. Образование выходит на новую ступень. Тесное сотрудничество и взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, на основе реализации компетентностно – ориентированного подхода, обеспечит адекватные условия развития, обучения и воспитания ребенка  в соответствии с его  потребностями и возможностями. Поможет школьнику быстрее адаптироваться в окружающем его мире, устоять в сложных жизненных ситуациях, подняться на более высокий уровень нравственного и  личностного развития, стать более компетентным и конкурентоспособным субъектом общества, полноценным гражданином нашей  Республики.

          Как говорил Олжас Сулейменов

«Прошлое принадлежит тому, кто его знает. Будущее – тому, кто его созидает».

             

Библиографические ссылки

 

1.    Бермус А. Г. « Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.»//Электронный ресурс: Интернет-журнал «ЭЙДОС: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.

2.    Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы.- Астана: 2010.-64с.

3.    Голуб Г., Фишман И. «Ключевые компетентности учащихся – новый результат образования» - Самара: 2003.

4.    Жумагалиева Б.К. «Педагогический и психологический мониторинг, их место в образовательном процессе» //12-летнее образование,- 2006г.-№1.- с.61.

5.    Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество образования. //Проблемы качества образования, кн.2, М: 2003.

6.    Калягин В.А., Матасов Ю.Т, Овчинников Т.С. «Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях» - СПб.: КАРО,2005г.-196с.

7.    Караев Ж. А., Кобдикова Ж.У. «Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода».- Алматы: 2005. -82с.

8.    Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании». //Школьные технологии. 2004.-№5.-с.3-12.

9.    Рачевский Е. Л. «Компетентностно-ориентированная школа: пути становления»- Пермь: 2008. -173с.

10. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме» // Журнал практического психолога,-1995.-№5.-с.37-46.

11. Уварова С.В. «Психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в условиях нового содержания образования» // 12-летнее образование,2006.-№2.-с.61-65.

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. //Электронный ресурс: Интернет-журнал «ЭЙДОС»: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Компетентностно-ориентированного подход в психологическом сопровождении обучающихся»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 772 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация Тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию "Безработица иеё виды"
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • 01.01.2021
  • 4828
  • 249
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.04.2020 308
    • DOCX 215 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гергенрейдер Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 87376
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе