ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
по
изобразительному искусству в 5 классе
«Древние
образы в современных
народных
игрушках»
учитель
изобразительного искусства
МБОУ
СОШ №4 г. Гусь – Хрустальный
Ракислова
Ольга Юрьевна
Предметная область: Изобразительное искусство
(автор Б.М. Неменский)
Класс: 5
Тема: «Древние образы в современных
народных игрушках»
Цель: Формирование образовательных
компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 5
класса в предметной области «Изобразительное искусство» по теме: «Древние
образы в современных народных игрушках»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных
результатов обучения:
- Активизация учебной
познавательной деятельности
- Развитие мелкой моторики рук,
глазомера, аналитического мышления, образного воображения, художественного
вкуса.
- Формирование
любви к народному искусству
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных
результатов обучения:
- Формирование
умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в
логике, обобщать);
- Формирование
умения различать различные виды народных игрушек, классифицировать
(познавательные УУД);
- Формирование
умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
-Формирование
умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);
- Формирование
начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных
результатов обучения:
¾ Освоение знаний по теме: «Древние
образы в современных народных игрушках ».
Ключевые вопросы
для детей: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к
разным художественным промыслам, и что между ними общего?»
Оборудование урока
ПК учителя,
мультимедийное оборудование, презентация, образцы народных игрушек, пластичный
материал и дощечка для лепки, салфетка для рук.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И
УЧАЩИХСЯ
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формулируемые УУД
|
1
|
Организационный
|
Контроль, за организацией рабочего места
учащихся, формирование групп
|
Учащиеся рассаживаются по группам
|
Коммуникативные
|
2
|
Активизация внимания
|
Звучит фрагмент песни В. Леонтьева
«Ярмарка»
Слайд№1 «Ярмарка народных игрушек». Сообщение о том, что сегодня на уроке мы отправимся
на ярмарку народных игрушек
|
Развитие эмоционально – нравственной
отзывчивости
|
Личностные
|
3
|
Актуализация опорных знаний
|
На предыдущих уроках мы познакомились с
древними образами, наполняющими жизнь русских людей. Что это за образы?
(женская фигура, конь, древо жизни, птица) Назовите
предметы, украшаемые древними образами?
Какие символы использовались для украшения
жилища, костюма и предметов быта? Слайд №2
«Древние образы в народном искусстве»
|
Отвечают на поставленные вопросы
|
Регулятивные
Умение формулировать полученные знания
|
4
|
Мотивация учебной деятельности
|
Есть удивительная профессия, пришедшая к нам
с давних времён и существующая до сих пор,- это игрушечных дел мастера. В
глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и
как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли
свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков,
оберегали людей от всякого зла.
В глиняной игрушке живут образы, уже
знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его
традиции.
Форма игрушек очень пластичная и обобщённая,
но всё же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к
созданию её образа.
На нашей ярмарке четыре главных павильона,
в которых представлены Дымковская, Абашевская Филимоновская и Каргопольская
игрушки. Слайд№3 (Народные глиняные игрушки)
Наша задача научиться их различать, лепить и
украшать.
Но сначала, давайте определим, в каком
павильоне оказалась каждая группа.
Раздаётся текст (приложение 1)
|
Рассматривают игрушки, которые получила
каждая группа, и по описанию определяют её принадлежность к определённому
народному промыслу.
|
Регулятивные
Учатся слушать вопросы, размышлять,
анализировать.
|
5
|
Актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний
|
А сейчас давайте проанализируем
отличительные особенности народных глиняных игрушек из Дымково, Филимоново,
Каргополя и Абашево заполняя таблицу.
слайд 4 (Таблица выводится на экран и заполняется в
соответствии с ответами учеников)
|
Каждая группа выделяет в тексте особенности
формы, орнамента и
основные используемые цвета.
|
Познавательные, регулятивные
Коммуникативные.
|
6
|
Применение знаний и умений
|
А теперь я предлагаю поиграть в игрушки .
Для каждой группы своя игра – задание
1группа - приложение 2
2группа - приложение 3
3группа - приложение 4
4группа – приложение 5
|
Каждая группа применяет ранее полученные
художественные навыки,
Выполняют КОТ
|
Регулятивные
Коммуникативные
|
7
|
Контроль усвоения Проверка выполненных
заданий
|
Проверка выполненных заданий, обсуждение
допущенных ошибок, их коррекция
приложение 2 – слайд№ 5
приложение 3 – слайд№ 6
приложение 4 – слайд№ 7
приложение 5 – слайд№ 8
|
Зачитывают ответы,
Комментируют их
|
Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную
информацию, формирование умения анализировать
|
8
|
Практическая работа
|
Тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо,
молодцы.
А сейчас предлагаю вам побывать в роли
мастеров и попробовать создать пластическую форму народной игрушки, но, не
копируя, а привнося в неё нечто новое, своё.
Слайд 9 (Приёмы работы пластилином)
Звучат русские народные наигрыши
|
Рассматривают приёмы работы на
презентации
Самостоятельно работают каждый над своим
образом игрушки
|
Познавательные, Регулятивные
Коммуникативные.
|
9
|
Рефлексия
Домашнее задание
|
Сегодня вы познакомились с четырьмя видами
народной глиняной игрушки. Какой вид игрушек понравился вам больше? Какую
игрушку вы хотели бы иметь у себя дома?
Домашнее задание: покрыть игрушку белой
гуашью. И повторить какое значение имеют символы народного орнамента
|
Дают ответ
Записывают домашнее задание
|
Регулятивные
|
Прогнозируемый результат: Знать истоки народных
промыслов: Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево и уметь различать их по
стилистическим особенностям. Вылепить форму народной игрушки и подготовить её
для украшения.
Приложение
1
Дымковская
игрушка. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой
(ныне Кировская область) лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных
кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.
Форма фигурок монолитна,
силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью.
Большинство
игрушек были свистульки, расписывали их по белой глине разноцветными полосами и
линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту
игрушку называют – дымка.
Роспись её нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают
малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.
Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные
игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Барыни, всадники, кони, олени,
бараны, петухи - образуют весёлый, яркий хоровод. Игрушки имеют вытянутые
пропорции, они выглядят изящными, стройными Барыни с тонкими талиями щеголяют
в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную
шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая
фигурка к тому же свистит.
Покрывают игрушки диковинным узором, это
чередующиеся полоски, точки, круги, овалы, треугольники; часто изображается
ветвистая «елочка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко» Основные цвета,
используемые в росписи - жёлтый, красный, зелёный.
Каргопольская игрушка - Эта игрушка из Архангельской области, из
Каргополя.
Тематика её заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки,
дедов-лесовиков, пахарей,
гармонистов. Тут и Полкан –
сказочное чудовище,
в котором соединились голова и руки человека с
туловищем коня. Неизменно
встречаются медведь, другие звери и птицы. Игрушки приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми
Роспись
каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Символы солнца – большие
огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек
растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к
натуральным природным оттенкам - черным, красным, желтым, бледно-зеленым, синим
цветами.
Абашевская игрушка родом из села Абашево Пензенской области
Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко
принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими,
широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной
головке выделяются глубоко процарапанные глаза.
Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными
рогами.
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными.
Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.
Слайд №4 Таблица выводится на экран и заполняется в
соответствии с ответами учеников
Вид игрушки
|
Область
|
Форма
|
Орнамент росписи
|
Основные цвета
|
Филимоновская
|
|
|
|
|
Дымковская
|
|
|
|
|
Каргопольская
|
|
|
|
|
Абашевская
|
|
|
|
|
Таблица выводится на экран и заполняется в
соответствии с ответами учеников
Вид игрушки
|
Область
|
Форма
|
Орнамент росписи
|
Основные цвета
|
Филимоновская
|
Тульская
|
Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания
формы, они выглядят изящными, стройными
|
чередующиеся полоски, точки, круги, овалы,
треугольники;
часто изображается
ветвистая «елочка», лучистая «звездочка»
или яркое «солнышко»
|
красный, желтый, зеленый
|
Дымковская
|
Кировская
|
Форма фигурок
монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью
|
Расписывали их
по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками,
кружочками, похожими на цветы.
|
малиновый,
синий, зелёный,
жёлто-оранжевый
цвет.
|
Каргопольская
|
Архангельская
|
Приземисты; они кажутся неуклюжими и
тяжеловатыми
|
Символы солнца –
большие круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек
растений.
|
черный, красный, желтый, синий,
бледно-зеленый,
|
Абашевская
|
Пензенская
|
Фигурки имеют
удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной
изящной шеей.
|
Орнаментальное украшение отсутствует
|
синий, зеленый,
красный Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.