Инфоурок ИЗО, МХК КонспектыТехнологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Древние образы в современных народных игрушках».

Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Древние образы в современных народных игрушках».

Скачать материал

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

по изобразительному искусству   в 5 классе

 

 

«Древние образы в современных

 народных игрушках»

 

                         учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ №4 г. Гусь – Хрустальный

Ракислова Ольга Юрьевна

 

 

 

 

 

Предметная область: Изобразительное искусство (автор Б.М.  Неменский)

Класс: 5

Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 5 класса в предметной области «Изобразительное искусство» по теме: «Древние образы в современных народных игрушках»

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

 -  Активизация учебной познавательной деятельности

-  Развитие мелкой моторики рук, глазомера, аналитического мышления, образного воображения, художественного вкуса.

 - Формирование любви к народному искусству

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать);

- Формирование умения различать различные виды народных игрушек, классифицировать (познавательные УУД);

- Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в статичных творческих группах (коммуникативные УУД);

- Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

¾    Освоение знаний по теме: «Древние образы в современных народных игрушках ».

Ключевые вопросы для детей: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?»

Оборудование урока

ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация, образцы народных игрушек, пластичный материал  и дощечка для лепки,  салфетка для рук.

СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА  И УЧАЩИХСЯ

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формулируемые УУД

1

Организационный

Контроль,  за организацией  рабочего места учащихся, формирование групп

Учащиеся рассаживаются по группам

Коммуникативные

2

Активизация внимания

Звучит фрагмент  песни  В. Леонтьева «Ярмарка»

 Слайд№1 «Ярмарка народных игрушек». Сообщение о том, что сегодня на уроке мы отправимся  на ярмарку народных игрушек

 

Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости

Личностные

3

Актуализация опорных знаний

На предыдущих уроках мы познакомились с древними образами, наполняющими  жизнь русских людей. Что это за образы? (женская фигура, конь, древо жизни, птица)  Назовите предметы, украшаемые древними образами?

Какие символы  использовались для украшения жилища, костюма и предметов быта? Слайд №2 «Древние образы в народном искусстве» 

 

Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные

Умение формулировать полученные знания

4

Мотивация учебной деятельности

Есть удивительная профессия, пришедшая к нам с давних времён и существующая до сих пор,- это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и  наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в  представлении наших предков, оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые вам: конь, птица, баба, живущие в памяти народа и продолжающие его традиции.

Форма игрушек очень пластичная и обобщённая, но всё же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию её образа.

 На нашей ярмарке четыре главных павильона, в которых представлены Дымковская, Абашевская Филимоновская и Каргопольская игрушки. Слайд№3 (Народные глиняные игрушки)

Наша задача научиться их различать, лепить и украшать.

Но сначала, давайте определим, в каком павильоне оказалась каждая  группа.

 Раздаётся текст (приложение 1)

 

 

 

Рассматривают игрушки, которые получила каждая группа, и по описанию определяют её принадлежность к определённому народному промыслу.

Регулятивные

Учатся слушать вопросы, размышлять, анализировать.

5

Актуализация знаний.

Обобщение и систематизация знаний

А сейчас давайте проанализируем отличительные особенности народных глиняных игрушек из Дымково, Филимоново, Каргополя и Абашево заполняя таблицу.

слайд 4 (Таблица выводится на экран и заполняется в соответствии с ответами учеников)

Каждая группа выделяет в тексте особенности формы, орнамента  и

основные используемые цвета.

Познавательные, регулятивные

Коммуникативные.

6

Применение знаний и умений

А теперь я предлагаю поиграть в игрушки .

Для каждой группы своя игра – задание

1группа  - приложение 2

2группа  - приложение 3

3группа  - приложение 4

4группа –  приложение 5

Каждая группа применяет ранее полученные художественные навыки,

Выполняют КОТ

Регулятивные

Коммуникативные

7

Контроль усвоения Проверка выполненных заданий

Проверка выполненных заданий, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция

 приложение 2 – слайд№ 5

 приложение 3 – слайд№ 6

 приложение 4 – слайд№ 7

 приложение 5 – слайд№ 8

Зачитывают ответы,

Комментируют их

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать

8

Практическая работа

Тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо, молодцы.

 

А сейчас предлагаю вам побывать в роли  мастеров  и попробовать создать пластическую форму народной  игрушки, но, не копируя, а привнося в неё нечто новое, своё.

Слайд 9 (Приёмы работы пластилином)

Звучат русские народные наигрыши

 

 

Рассматривают приёмы работы на

 

презентации

 

Самостоятельно работают каждый над своим образом игрушки

Познавательные, Регулятивные

 

Коммуникативные.

9

Рефлексия

 

 

 

 

Домашнее задание

Сегодня вы познакомились с четырьмя  видами народной глиняной  игрушки. Какой вид игрушек понравился вам больше? Какую игрушку вы хотели бы иметь у себя дома?

 

Домашнее задание: покрыть игрушку белой гуашью. И повторить какое значение имеют символы народного орнамента

 

 

Дают ответ

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

Регулятивные

Прогнозируемый результат:    Знать  истоки народных промыслов:  Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево и уметь  различать их  по стилистическим особенностям. Вылепить форму народной игрушки и подготовить её для украшения.

 

 

 

Приложение  1

 

   Дымковская игрушка. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой (ныне  Кировская область) лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов.

Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью.

      Большинство   игрушек были свистульки, расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Ласково эту игрушку называют – дымка.
        Роспись её нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвет.

 

          Филимоновская игрушка. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Барыни, всадники, кони, олени, бараны, петухи - образуют весёлый, яркий хоровод.  Игрушки имеют вытянутые пропорции, они выглядят изящными, стройными  Барыни с тонкими талиями щеголяют в колокообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

 Покрывают  игрушки диковинным  узором,  это чередующиеся полоски, точки, круги, овалы,  треугольники; часто изображается ветвистая «елочка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко» Основные цвета, используемые в росписи - жёлтый, красный, зелёный.

 

 

          Каргопольская игрушка - Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя.
Тематика её  заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки,

 дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Тут и Полкан – сказочное чудовище,

в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Неизменно встречаются медведь, другие звери и птицы.  Игрушки приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми
Роспись каргопольской игрушки очень выразительна и проста. Символы солнца – большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам - черным, красным, желтым, бледно-зеленым, синим цветами.

                 Абашевская игрушка  родом из села Абашево  Пензенской области
 Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза.
Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами.
Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

Слайд №4 Таблица выводится на экран и  заполняется в соответствии с ответами учеников

 

 

Вид игрушки

Область

Форма

Орнамент росписи

Основные цвета

 

Филимоновская

 

 

 

 

 

Дымковская

 

 

 

 

Каргопольская

 

 

 

 

Абашевская

 

 

 

 

 

Таблица выводится на экран и  заполняется в соответствии с ответами учеников

 

Вид игрушки

Область

Форма

Орнамент росписи

Основные цвета

 

Филимоновская

 

Тульская

Имеют вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят изящными, стройными

чередующиеся полоски, точки, круги, овалы,  треугольники;

часто изображается
ветвистая «елочка», лучистая «звездочка»

 или яркое «солнышко»

 

красный, желтый, зеленый

Дымковская

Кировская

Форма фигурок монолитна, силуэт отличается мягкой плавностью и округлостью

Расписывали их по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.

малиновый, синий, зелёный,

жёлто-оранжевый цвет.

Каргопольская

Архангельская

 

Приземисты; они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми

Символы солнца – большие  круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

черный, красный, желтый, синий,

бледно-зеленый,

Абашевская

Пензенская

Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей.

Орнаментальное украшение отсутствует

синий, зеленый, красный Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Древние образы в современных народных игрушках»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта урока согласно требованиям ФГОС по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Древние образы в современных народных игрушках». Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 5 класса в предметной области «Изобразительное искусство. Ключевые вопросы для детей: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.07.2020 195
    • DOCX 34.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гунькина Екатерина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 104936
    • Всего материалов: 253

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 545 человек

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 308 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 383 человека

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Педагог по изобразительной деятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 97 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 185 человек

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе