Коммуникативная
компетентность руководителя.
Компетентность –
то, что человек умеет, знает.
Компетенция – круг прав и
полномочий, в рамках которых человек должен уметь и знать то, что требуется. То
есть понятие компетенции включает в себя понятие компетентности, но не
тождественно ему. Можно сказать, что в границах компетенции нужно обладать
компетентностью.
Для
достижения почетного звания Великого коммуникатора руководителю желательно
развить в себе следующие умения.
- Умение
легко вступать в контакт и удерживать его.
- Умение
воспринимать и производить коммуникативные сигналы (вербальные,
невербальные, паралингвистические).
- Умение
воспринимать сигналы, которые партнер предпочел бы скрыть.
- Умение
задавать вопросы и стимулировать партнера к прояснению его позиций,
предложений.
- Владение
навыком активного слушания (умение слышать и понимать, что имеет в виду
партнер).
- Владение
навыком обратной связи, чтобы передать партнеру, что его услышали и поняли
правильно.
- Языковая
гибкость, т. е. умение понимать смысловой и контекстный ряд речи разных
людей и умение говорить доступно и понятно на языках других.
- Сбалансированный
объем речи (когда человек слишком мало или слишком много говорит, это
означает, что навык развит недостаточно).
- Умение
подобрать тему для беседы и подходящую для нее интонацию и стилистику
(умение вести «малые разговоры»).
- Умение
использовать в речи образы, метафоры, сравнения.
- Умение
вести дискуссию и диалог.
- Умение
выравнивать эмоциональное напряжение, как свое, так и партнера.
- Владение
навыками аргументации и убеждения, необходимыми для того, чтобы не ломать
людей и не прибегать к административному ресурсу.
Коммуникативная
компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных
законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы
владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе
психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и
навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным
качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в
профессиональной управленческой деятельности.
В
общении с подчиненными руководителю необходимо умение найти правильное слово,
правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в
чем-либо достигло необходимой цели. Это предполагает, прежде всего, возможность
для управленца дать точный социально-психологический прогноз коммуникативной
ситуации. Такой прогноз формируется в процессе анализа ситуации, в которой
предстоит организовать общение, на уровнях: а) коммуникативных установок
партнеров (т. е. программы поведения личности в процессе общения); б)
включенности партнеров в систему межличностного взаимодействия; в) эмоциональных
оценок форм общения.
Коммуникативная
компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:
1) давать
социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит
общаться;
2) социально-психологически
программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной
ситуации;
3) «вживаться» в
социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
4) осуществлять
социально-психологическое управление коммуникативными процессами.
Коммуникативная компетентность представляет из себя следующие
умения и навыки:
- инициировать и вступать в контакт;
- формировать благоприятное первое впечатление;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
- осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и
поняли;
- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника
(взгляд, мимику, жесты, позы);
- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:
- владеть моделями общения;
- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели
при взаимодействии.
Немаловажное
значение в современной практике общения имеют также навыки отношений, или
интерактивные навыки. Они чаще всего связаны с управлением ролями, стратегиями
и тактиками взаимодействия, индивидуальным и групповым стилями общения.
Литература:
1. Бороздина Г.В. Психология
делового общения: учебник – М.: ИНФА-М, 2006. – 294 с. – (Высшее образование).
2. Макарова Л.В.
Развитие профессиональной компетентности руководителя в управлении
ДОУ//Практика управления ДОУ. – 2011 - № 2. – С. 39 – 42.
3. Реан А.А.
Психология личности. Социализация. Поведение. Общение: Современное
учебно-практическое пособие. – СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. – 407 с. –
(Психология – лучшее).
4. Рождественская Н.
Управленческая коммуникация//Народное образование. – 2001. - № 1. – С. 94-105.
5. Руденко А.М. Управленческая
психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 345 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.