Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / История / Колокола России

Колокола России

Колокола России.

Цель: Расширить знания об истории своего государства;

Показать красоту и силу колокольного звона;

Воспитывать гражданина и патриота


(звучит колокольный перезвон)


Память вдруг разбудят волны, долетев от звонницы.

Сердце радостное вспомнит: были звуки – звонами!

В той родной забытой речи, где весь мир – мой предок,

Было слово колокольным, было слово – светом!

Пело в песнях будто реки – вольно, мощно, нежно...

И звенящей чудной речи отвечало небо.

Память вдруг разбудит волны.

В сердце – песня вечности:

Звоны бронзы колокольной, звоны слова светлого.


Только в одной стране мира – в России – живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.

И сегодняшний классный час мы посвящаем колоколам России.

Среди неба

Среди огнеликого

Чистым звонам Твоим поклонюсь

С колокольни Ивана Великого

Вижу всю Православную Русь...

С древних времён колокола на Руси сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.

Колокола, кот. сегодня кажутся такими привычными православными, пришли к нам с Запада. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому в конце 4 или в начале 5 века.(вот послушайте)


Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св.Павлин во сне увидел полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но не все поддержали Св. Павлина, и в практику богослужения колокола в З.Европе вошли только в 8 веке.

На Востока, в Греческой церкви, колокола стали употребляться в 9 веке, после того как в 865 году венецианский дож (правитель) Урсус прислал в дар византийскому императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.


Русские мастера начали лить колокола в 12 веке. Во время монголо-татарского ига литьё пришло в упадок, но возобновилось в 15 веке.

А как производилась отливка?

(послушайте)


В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавилась медь. Только за 5-10 минут до отливки к ней добавляли олово. Некоторые мастера в растопленную массу бросали серебряные монеты. Несколько работников раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которой вырывался металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Чтоб успеху не повредили козни нечистой силы, перед литьём распускали нелепые слухи. Считалось, чем нелепее будут слухи, тем звонче будет колокол.

Части колокола назывались также, как и части тела человека: у колоколов был язык, ухо(уши) и тулово. И если при отливке колокола часть меди проливалась или её не хватало хотя бы на половину «ушей» , считалось. Что вся работа пропала.


К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Ревун, Широкий, Лебедь, Медведь – в зависимости от характера их звучания. Но самым знаменитым колоколом в России является, конечно, царь-колокол.


1.Колокола России,

Крошечные и большие!

Не боитесь вы метели,

Только б звонче вы звенели.


2. Медные иль, золотые,

Колокольчики России.

Вас любили, величали,

Даже имена давали.


  1. Ну, а самый величавый,

Крупный колокол на славу

Люди знали даже встарь:

Имя колокола – «Царь».

(сценка)

В России самая бедная церковь имела не менее 3-х колоколов, а на колокольнях богатых церквей их бывало 10 и более. Собрание всех колоколов называется звоном.

Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, побуждает наши души от усыпления духовного. Злого отступника эти звуки раздражают, чувство беспокойства вызывают в душе грешного, и светлое, радостное, мирное настроение возбуждает колокольный звон в душах верующих.

Колокольный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно Звон. (Благовест – благая, добрая весть о начале богослужения, звон в один колокол). Благовест делится на два вида: обыкновенный и постный или редкий ( в дни Великого Поста).

Собственно звон: трезвонь, двузвонь, перезвонь, переборь.

Есть также будничный звон и праздничный. В будничном звоне участвуют только средние колокола, и исполняет их один звонарь. А в праздники, особенно на Пасху, всю неделю пускали на колокольню всех желающих. Звонить в колокола было любимым занятием россиян. Хотя, для того , чтобы звонить , нужен муз.слух и талант. А звонарями могут быть как мужчины, так и женщины.(звучит звон)

В родных полях вечерний звон, -

Я так любил внимать ему когда-то

В час, как лучи вечернего заката

Позолотят вечерний небосклон.

Вечерний звон. Он не оставляет никого равнодушным, поэтому многие писатели, поэты, музыканты вновь и вновь возвращаются к этой теме.

В 1960 году русский поэт Николай Рубцов написал стихотворение, посвященное великому русскому художнику И.Левитану. Послушайте его и скажите, какая картина Левитана так поразила Рубцова.

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звенит в колокола!

Звон заокольный и окольный

У окон, около колон, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси...


(какая картина?)

Картина «Вечерний звон». Вечерний звон, звуки кот.плывут над миром, созывают людей в храм Божий, благовествуя о начале вечерней службы. Обыкновенный российский пейзаж. В русском изобразительном искусстве есть пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображённые уголки России – самые привычные. Но именно в них выражается то, что поэты назовут душою природы.

В ней есть душа

В ней есть свобода

В ней есть любовь

В ней есть язык...

( рассказ о картине «Вечерний звон)

Невозможно говорить о вечернем звоне и не вспомнить прекрасные строки, знакомые нам с детских лет.

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом.

В Росси, наверняка, не найдётся человека, кот. Не знал бы этих строк. Но не все знают автора. Это стихотворение принадлежит Ивану Ивановичу Козлову, замечательному русскому поэту, современнику Пушкина, Жуковского, Тютчева. Удивительно, тема взятая почти 2 столетия назад, оказалась близка и нам. И дело здесь прежде всего в самом колокольном звоне, который слышит всякий человек, живущий в христианском мире (рассказ про Козлова)

Родился И.И. Козлов в Москве, получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил французский и итальянский языки, блестяще знал литературу. Но выбрал службу военного.Однако, в 1816 году Козлова поразила тяжёлая болезнь – паралич ног, а в 1921 году ослеп. Слепота резко изменила образ жизни. Будучи слепым, Козлов выучил английский и немецкий языки и начал переводить произведения иностранных поэтов. На 40-м году жизни стал сам писать стихи. А болезнь продолжала прогрессировать: Козлов терял речь и слух. Но продолжал трудиться.

«Уже не зреть мне светлых дней...» - ушёл свет из души, ушли родные лица, и его удел такой же ... Но есть здесь ещё одна тема – «другой певец пройдётся по земле и снова волны вечернего звона отзовутся в чьей-то душе.

Вскоре стихотворение превратилось в песню.(звучит романс)


Как и люди колокола имеют свою судьбу.

Новгород. Господин Великий Новгород. Своевольная республика. Все важные вопросы новгородцы решали на народном собрании – вече. А созывал народ вечевой колокол. Он столетиями был символом городской вольности. Новгород не признавать власть Москвы. Тогда московский царь Иван Грозный огнём и мечом покорил Новгород, а вечевой колокол приказал снять и доставит в Москву, чтоб звенел он в лад с московскими. Но когда колокол везли через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани , и колокол свалился в овраг. Тогда приказал Иван Грозный разбить колокол. Вот послушайте «Новгородское предание» Случевского.

(стих)

С тех пор на Валдае стали отливать колокольчики, которые использовали, как правило, на тройках и упряжках лошадей. Кроме Валдая колокольчики отливали Во Владимире, на Вятке и в Нижнем Новгороде.

- Из каких частей, по вашему мнению, состоит колокольчик?

- Отливали ли колокольчики из серебра?

- Как вы думаете, надписи какого содержания чаще всего присутствовали на колокольчике?










Другой царь – Борис Годунов – приказал высечь плетьми колокол и отправить в ссылку в Сибирь из города Углича. Колокол, который поднял народ на бунт после убийства царевича Дмитрия.

Не обошлось без историй о колоколах и в царствование Петра Первого. Когда для молодой российской армии понадобились пушки, по приказу царя со многих церквей были сняты колокола и отправлены на переплавку.

А в 1771 году императрица Екатерина 2 приказала вырвать язык у московского колокола, который призвал народ к бунту.

Но не только к бунту призывал колокол.


Слышишь: воющий набат,

Словно стынет медный ад!

Это звуки в дикой муке сказку ужасов твердят,

Точно молят им помочь,

То длиннее, то короче,

Выкликает свой испуг, -

И испуг их так велик,

Так безумен каждый крик,

Что разорванные звоны, неспособные звучать,

Могут только биться, виться и кричать, кричать, кричать!


Во бедствий, пожаров или других происшествий звучал набатный звон.

Такой же набатный звон поднимал людей в грозные годы 1612 и 1812 годов на защиту своего Отечества.(кто напомнит, что это за даты?)


Удивительны голоса колоколов. Подчас они звучат очень грустно, провожая человека в последний путь.


Похоронный слышен звон,

Долгий звон!

Горькой скорби слышны звуки, горькой жизни кончен сон,-

Звук железный возвещает о печали похорон:

И невольно мы дрожим,

От забав своих спешим

И рыдая, вспоминаем, что и мы глаза смежим.


Плачевный, скорбный, звук железный, тяжкий, монотонно-тихий. Такой звон раздаётся ежедневно, ежеминутно над Хатынью, над деревней сожженной фашистами до тла вместе с жителями. Звучит как память, как напоминание о страшной трагедии, как просьба, чтоб подобное не повторялось (показ. Прослушать)





Но в жизни народа есть не только горестные дни, но и праздники, которые сопровождаются благовестом, красным и праздничным звонами.


Слышишь: к свадьбе звон святой,

Золотой!

Сколько нежного блаженства в этой песне молодой

Сквозь спокойный воздух ночи

Словно смотрят чьи-то очи

И блестят,

Из волны певучих звуков на луну они глядят,

Из призывных древних келий,

Полны сказочных веселий,

Нарастая, упадая, брызги светлые летят,

Вновь потухнут, вновь блестят

И роняют светлый взгляд

На грядущее, где дремлет безмятежность нежных снов.

Возвещаемых согласьем золотых колоколов.


Да, действительно, необычным и притягательным оказывается голос храма, зовущий и торжественный. Но есть ещё одно свойство колокольного звона. Чистые звуки колокольного звона оказывают очищающее действие и убивают болезнетворные микробы. России сильна своей верой, своими храмами, своей природой.

(закончим стихом)










В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звенит в колокола!

Звон заокольный и окольный

У окон, около колон, -

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси...


- Какая картина Левитана оказалась созвучна внутреннему миру Рубцова?


Картина «Вечерний звон». Вечерний звон, звуки кот.плывут над миром, созывают людей в храм Божий, благовествуя о начале вечерней службы, совершаемой в благодарность Господу за проходящий день. Обыкновенный российский пейзаж. В русском изобразительном искусстве есть пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображённые уголки России – самые привычные. Но именно в них выражается то, что поэты назовут душою природы.

В ней есть душа

В ней есть свобода

В ней есть любовь

В ней есть язык...

Взглянешь на такие картины – и видишь лик Родины в предстоянии пред вечностью






hello_html_m47fbb63b.gifХолмы и топи! Глушь лесная!

И ту размыло… Как тут быть?

И царь, добравшись до Валдая,

Приказ дал – колокол разбить.

Разбили колокол! Разбили!

Сгребли валдайцы медный сор,

И колокольчики отлили

И отливают до сих пор.

И быль старинную вещая,

В тиши степей, в глуши лесной,

Тот колокольчик, изнывая,

Гудит и бьётся под дугой!..

9


  • История
Описание:

Только в одной стране мира – в России – живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.

И сегодняшний классный час мы посвящаем колоколам России.

С древних времён колокола на Руси сопутствовали праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.


Автор Кривощёкова Елена Ивановна
Дата добавления 29.01.2017
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 772
Номер материала MA-069844
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы