Коллективные творческие
дела на кружковых занятиях
Коллективные творческие
дела (далее КТД) на кружковых занятиях одна из форм работы, способствующая
созданию комфортной психологической атмосферы в коллективе кружка,
которая является необходимым условием эффективности воспитания и обучения,
саморазвития и самореализации педагогов и учащихся. Очень важно проводить
работу по оптимизации межличностных отношений на занятиях, формировать
творческую общность детей и педагога, развивать чувство гордости за проделанную
работу.
Формы коллективной творческой деятельности отличаются от
других форм воспитания, прежде всего, характером постановки воспитательных
задач и освоения опыта учащихся. Организуя коллективную творческую
деятельность, педагог ставит задачи так, чтобы воспитанники сами «открывали» их
и учились на своём опыте. Если задача поставлена педагогом, необходимо, чтобы
дети приняли её как «свою», т. е. чтобы она была привлекательна и понятна для
них, чтобы она отражала их опыт, интересы и стремления. К формам коллективной
творческой деятельности относятся, в том числе и коллективные творческие дела на
кружковых занятиях.
Организация КТД включает шесть стадий (основных технологических
этапов).
I. Предварительная работа
Определение места предстоящего КТД в системе воспитательной
работы, его воспитательные задачи. Продумывание способов реализации своих
замыслов, действий, которые должны настроить учеников на предстоящую работу,
увлечь привлекательной.
II. Коллективное планирование
Коллективное планирование осуществляется на общем сборе
коллектива на кружке. При коллективном планировании педагог вместе с
воспитанниками должны решить следующие задачи:
- выбрать направление деятельности;
- детально определить содержание деятельности;
- распределить обязанности между участниками деятельности (не только
что и кем, но и каким способом должно быть сделано);
- установить сроки выполнения деятельности;
- решить, когда и как будут подводиться итоги деятельности (критерии,
по которым можно определить, насколько удалось дело).
Успех коллективного планирования во многом зависит от того,
насколько школьники почувствовали, что составление плана – очень ответственное
занятие, и ответственность лежит на них самих.
III. Коллективная подготовка дела
Ответственные за подготовку уточняют, конкретизируют план
подготовки и проведения КТД, организует его выполнение, побуждая к действию и
поощряя инициативу каждого участника коллективной деятельности. Подготовка
может идти по группам: каждая группа отвечает за определённую часть общей
работы.
IV. Проведение КТД
На этой стадии осуществляется план, составленный (или
уточнённый) ответственными за организацию дела. Проведение КТД – это ещё и
подведение итогов подготовки к нему: школьники в разных формах демонстрируют
опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Главная ценность
КТД – в усвоении опыта коллективной творческой деятельности, опыта
сотрудничества и сотворчества.
V. Коллективное подведение итогов
На занятии кружка каждый высказывает своё мнение, обсуждаются
положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные
находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и
проведении. В обсуждении на равных участвуют как дети, так и преподаватель. При
коллективном подведении итогов главное, чтобы все участники КТД размышляли о
приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей), учились
анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее.
VI. Последействие
Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать
накопленный в ходе КТД коллективный опыт в дальнейшей работе.
Современная педагогическая методика коллективных творческих дел на
кружковых занятиях включает в себя разминку или гимнастику (в особенности с
учениками младших классов), интеллектуальные, спортивные и творческие игры,
организацию по подготовке творческой деятельности к праздникам и значительным
датам, воспитательные беседы, конкурсы, задания, развивающие эстетические,
практические и духовные навыки учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.