Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе,
программа «Перспективная начальная школа».
Тема: «Как животные готовятся к зиме»
Тип урока: введение новых знаний.
Результаты: Личностные: мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта уч-ся;
Метапредметные:
- Познавательные: ориентироваться в своей
системе знаний, отличать новое от уже изученного:
- Регулятивные: следовать точным инструкциям
учителя и условным обозначениям учебника;
- Коммуникативные: умение работать в парах;
умение отстаивать свою позицию;
Предметные: познакомить учащихся с
особенностями жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду;
дать понятие «линька»; обобщить жизненные наблюдения детей о перелетных и
зимующих птицах; развивать практические навыки, речевые умения; воспитывать
наблюдательность и любовь к природе.
Формы работы на
уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы: учебник
«Окружающий мир» 1 класс О.Н.Федотовой, Г.В.Трофимовой, рабочая тетрадь к учебнику,
презентация «Как животные готовятся к зиме», фрагменты видео-урока «Природа
осенью» издания «Кирилл и Мефодий», раздаточный материал – буклет.
Ход урока:
1. Орг.начало
2. Сообщение темы урока.
Миша спросил у Маши о том, как животные готовятся к зиме.
Маша затрудняется с ответом. Давайте ей поможем и узнаем сегодня на уроке как
животные готовятся к зиме.
3. Работу по учебнику.
Дети найдите разворот « Как животные готовятся к зиме» на стр.30. Расскажите,
о каких животных спрашивает Миша свою сестру. ( о змее, бабочке, лисе, лягушке,
медведе, еже и т. д.).
4. Чтение учителем рассказа ( с презентацией).
- Ребята, сейчас я прочитаю Вам рассказ В. Бианки о подготовке животных
к зиме и вы узнаете ответы на многие Мишины вопросы. (1)
Холодно становится, очень холодно! Исчезли осы, мухи , перестали
вылетать из ульев пчелы. (2) Муравьи ушли в свои подземные убежища и наглухо
закрыли входы и выходы муравейника.
Рыбы (3), как и птицы, собираются в стаи. Но их путь лежит не на юг, а
в глубину водоема. Зиму рыбы проводят в глубоких подводных ямах.
Ужи и гадюки (4) зимуют в норках зверьков, под корнями деревьев.
В дуплах деревьев прячутся бабочки(5).
В берлоге засыпает медведь (6), в норе – барсук.
Все коротающие зиму во сне с холодами засыпают.
А вот тритоны (7), почувствовав конец теплу, отыскивают чужие подземные
убежища или, работая передними лапками и тараня головой мягкую лесную
подстилку, древесную труху, торф, зарываются поглубже и спят.
Летучие мыши (8) на зиму забираются в подвалы, погреба, другие убежища.
Уцепятся крючковатыми коготками задних ног за что – нибудь и висят вниз
головой, укрывшись, как плащом, своими мягкими перепончатыми крыльями.
Некоторые из них собираются большой компанией, висят рядками, тесно прижавшись
друг к другу или сбившись кучками, другие зимуют в одиночку.
- Как зимуют насекомые – пчелы, бабочки, мухи, муравьи? Зимой живое
племя насекомых исчезает из поля нашего зрения. Насекомые зимуют в дуплах, в
коре деревьев, в трухлявых пнях, в куче компоста, в листве, в гниющих древесных
опилках. Под снежным покровом они ждут часа праздничного возрождения —
долгожданной весны.
- Как рыбы к зиме готовятся?
- Где зимуют тритоны?
- Что происходит осенью с такими зверями, как медведь, барсук?
5. Работа с фрагментом видео-урока из сборника «Кирилл и Мефодий».
- А какие еще происходят изменения с животными, нам расскажет
Ослик-всезнайка. (Кирилл и Мефодий, задание №6)
Физминутка.
- Покажем, как мышка бежит за зёрнышками.
- Как зайчик прыгает под кустик?
- Как хитрая лиса крадётся?
- Как медведь ищет берлогу?
- Как улетают перелетные птицы?
6. Беседа о линьке у зверей и их запасах на зиму.
- Как называется изменение густоты и окраски зверей? (9) Посмотрите у
каких еще животных происходит линька. (лиса, горностай, песец)
- Для чего нужен белый наряд?
- Делают ли звери запасы к зиме? (10)
- Какие животные запасают корм?
7. Куда исчезают лягушки?
- Представьте, летом вы стоите у какого-нибудь водоема и что
слышите? (Кваканье лягушек)
- Куда же осенью пропадают лягушки и жабы? ( Рассказ
подготовленного ученика)
(11) Большинство лягушек и жаб в сентябре готовится к зимовке. Первой
спряталась в земле чесночница, а затем зеленая и серая жабы – они тоже зимуют
на суше, зарывшись в рыхлую почву под камнями, в норах грызунов, в подвалах, погребах.
А вот самая крупная лягушка, озерная(12), перебирается в более глубокие участки
водоемов, поближе к родникам. Прудовые лягушки зимуют в воде, зарывшись в ил.
- Где же зимуют лягушки? А жабы?
8. Работа с фрагментом видео-урока о птицах «Кирилл и Мефодий» (задание
7)
После выполнения заданий ответы на вопросы:
- На какие группы можно разделить птиц осенью?
- Почему птицы осенью улетают в теплые края? ( из-за недостатка корма)
- Делают ли запасы зимующие птицы? (синицы, поползни, кедровки)
9. Работа в тетеради.
Дети выполняют задание №20 из Тетради для самостоятельной работы,
рассказывают, что запасают на зиму полевка, поползень и белка.
Физминутка
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение –
Очень ему нравится это упражнение.
Полосатенький енот изображает вертолет –
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далекий полет.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки словно мячики
Дружно прыгают и скачут.
10. Закрепление
- Ребята, посмотрите, у меня в руках БУКЛЕТ. Буклет – это такая
рекламка, которая коротко рассказывает о какой-то важной информации. Сегодня
на уроке вы получили новую важную информацию.
– Кто скажет какую?
– В этом буклете есть все наши данные: номер школы, класс, тема
сегодняшнего урока, те вопросы, на которые мы нашли ответ. Внутри буклета есть
картинка: слева нарисованы животные, справа – места их зимовки. Вам сейчас,
работая в парах, необходимо соединить стрелочкой животного с местом его
зимовки. И пусть этот буклет будет подсказкой для вас.
Задание из буклета:
соединить стрелками животных с местом их зимовки.
Муравьи
дупла деревьев
Медведи
ил
Тритоны
чужие подземные убежища
Бабочки
берлога
Лягушки
муравейник
Барсук нора
Рыбы водоемы
11. Рефлексия. (слайд 13)
- Кто сегодня доволен собой?
- Кому было трудно?
- Что было самое интересное?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.