Инфоурок Математика КонспектыКнспект урока по теме "сложение и вычитание рациональных дробей"(7 класс)

Кнспект урока по теме "сложение и вычитание рациональных дробей"(7 класс)

Скачать материал

УРОК МАТЕМАТИКИ В 7 «В» КЛАССЕ

Тема: Сложение и вычитание рациональных дробей.

Тип урока:  комплексное применение знаний, умений и навыков.

Вид урока: пресс-конференция.

 

Цель:   

      Систематизирование и обобщение знаний учащихся по теме;

-развитие логического мышления, внимания, навыков самоконтроля и самооценки;

- повышение интереса к предмету;

    Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки; осуществлять их перенос в новые условия;

     Развитие умений выделять главное в изученном материале; формирование умений сравнивать, классифицировать и обобщать факты и понятия; развивать устную и письменную речь учащихся;

   Содействовать воспитанию интереса к предмету; активности; умения общаться.

Задачи :

     Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков преобразования рациональных выражений

     Формировать у учащихся умение рационально применять знания и методы действий при выполнении различных действий с рациональными дробями и упрощении рациональных выражений различной степени сложности, а также использовать знания и умения в новых условиях.

Ход урока:

Организационный момент.

1.Приветствие.      2. Независимый Казахстан может смело ставить перед собой цели и строить планы на будущее. В «Стратегии–2050» отмечается: «Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации». Н. Назарбаев

Представление редакций газет и журналов, которые будут представлять учащиеся.

 

1) ЖУРНАЛ «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАЗАХСТАНА»

Издается с июля 2000 г.  Периодичность: 6 номеров в год

 

2) Журнал «Вестник Национальной инженерной академии Республики Казахстан» издается с 1997 года и выходит 4 раза в год в конце каждого квартала.

 

3) Республиканская детская газета «Дружные ребята»

     Сегодня наш класс – редакции журналов и газет, а вы – их сотрудники, журналисты и корреспонденты. На уроке  вы проработаете письма, которые прислали для вас ваши читатели, где содержатся вопросы,  на которые они хотят получить ответы.

Актуализация знаний.

Собеседование с «корреспондентами и журналистами» журналов.

-Когда рациональная дробь равна нулю?

Ответ: когда числитель дроби равен нулю.

-Как сложить или вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?

Ответ: Чтобы выполнить сложение или вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, надо при сложении числители сложить, а при разности из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить тем же

- Рассказать алгоритм выполнения действий сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

-Что такое область допустимых значений?

-Когда дробь имеет смысл?

Ответ: когда знаменатель не равен нулю

-Когда дробь не имеет смысла?

Ответ: когда знаменатель равен нулю.

Устный счет:

-8 + 7

∙ - (-10)

  + 6

  : 4

  : (+ (-0,1)

  + 3,5

    ?

       Первое письмо. К вам в редакции  пришло письмо от ученика 7-ого класса Васи Петрова. Он убедительно просит помочь самостоятельную работу.

Самостоятельная работа  (каждый учащийся выполняет у себя в тетради) по сложению и вычитанию простейших рациональных дробей (5 мин.)

На доске выписаны задания.

1. Выполните действия:

а), б), в), г).

 

Ответ: а)   б)     в)    г) 

 

2. Разложите на множители:

а), б), в), г) m2 + 6mn +9n2 

Ответ: а) х(3х-1)   б) (у-4)(у+4)  в) в(1+6в)  г) ( m + 3n)2

 

3. Выберите правильный ответ:

,

 

4. Укажите общий знаменатель дробей:

, ,  

5.При каких значениях выражение имеет смысл:     

Ответ: х ≠ 9

Устная проверка. При ней учащиеся сами отмечают неправильные ответы, затем оценивают свои результаты и заносят в оценочный лист.

      В оценочный лист выставляем: 5 баллов –11,10 правильных ответов, 4 балла - за 9,8 правильных ответа, 3 балла – за 7-5 правильных ответа, 2балла – 4,3 правильных ответа, 1балл – за 2,1 правильных ответа.

     Выдающийся физик Альберт Эйнштейн – основоположник теории относительности - говорил так: «Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». К сожалению, дробные рациональные уравнения мы будем изучать в будущем учебном году, а сейчас разберем письмо, поступившее от Ахметовой Асель, ученицы 7 «А» класса.

   Второе письмо.  Асель Ахметова ученица 7 «А» класса просит оказать ей помощь при решении следующего задания.

Выполните сложение и вычитание рациональных дробей и установите соответствие:

 О)  + ;  Л)  +  ;   Л)  +  +  ;   

 

Ұ)  +;  Ы)  – ;   Р)  - 5х;    Ж )   - ;   

 

Н)   -   

 

 

 

Н

Ұ

Р

Л

Ы

 

Ж

О

Л

 

 

 

Дайте, пожалуйста, пояснения к данному словосочетанию.

-Это название районной газеты и название послания президента.

-Озвучьте перевод на русском языке светлый путь название газеты,  «Путь в будущее» послание.

-Когда оно вышло в эфир?  11.11.2014 года

-Основные направления послания? Образование, промышленность, сельское хозяйство, медицина, то есть в нем обозначена стратегия на улучшения во всех сферах жизнедеятельности.

      В оценочный лист выставляем: 5 баллов – 8 правильных ответа без ошибок и недочетов, 4 балла - за 7  правильных ответов или 8 с ошибками и недочетами, 3 балла – за 6 правильный ответов или 7 с ошибками и недочетами, 2 балла за 5 решенных выражений без ошибок  или 6 с ошибками и недочетами, в остальных случаях 1 балл, если совсем не справились 0 баллов.

Физкультминутка.   При ответе «Да», дети встают и хлопают в ладоши, если ответ «Нет», то сидя качают головой.

-Его любимая фраза –  «что и требовалось доказать»  была у Евклида, да

- строки: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» принадлежат Гауссу, нет (М. Ломоносову)

- Квадрат отрицательного числа, есть число положительное? (да)

- При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание остается прежним, а показатели складываются. (да)

- Пять в кубе равно 25? (нет)

-Если перед скобкой стоит знак минус, то при раскрытии скобок знаки в скобках меняются на противоположные? (да)

- (3+3)*5=35 (нет)

- ( - 8)²= - 64 (нет)

- Графиком функции у = ах² является парабола? (да)

-Натуральный ряд чисел начинается с числа 0? (нет)

- Одночлены отличающиеся друг от друга только коэффициентами, называют подобными. (да)

 

Третье письмо. Оно пришло к вам от двоих друзей, Алтынбека и Сергея, которые не могут решить такие задачи.

 Первая задача.

 В магазине в первый день продали 35 % всех овощей, во второй день продали 28 % всех овощей, а в третий день – оставшиеся 333 кг. Сколько килограммов овощей было в магазине первоначально?

Ответ: 900 кг

Вторая задача. 

Продолжите следующую последовательность букв :   С О Н Д Я Ф М ...

А М И И А –первые буквы названия месяцев.

    В оценочный лист выставляем: 5 баллов – за решенные обе задачи без ошибок, 4 балла -  если ошиблись при вычислении, 3 балла – если решили одну из задач, 2 балла – если составили краткое условие и выполнили несколько действий одной из задач; в других случаях 0 баллов.

Если будет время.

Четвертое письмо. Его вам прислал ученик Сидоров Артем, в нем он просит оказать содействие в решении такого вопроса. Упростите выражение   и найдите его значение

 при а =1.       Ответ:  -  или  - 0,5

В оценочный лист выставляем: 5 баллов – если справились с решением, 4 балла -  если ошиблись при вычислении, 3 балла – если записали под одним знаменателем и неправильно выполнили приведение подобных, 2 балла- если записали под одним знаменателем, в остальных случаях о баллов.

 

 

Итог урока.

Рефлексия: На этой ноте мы завершаем нашу пресс- конференцию и прошу вас ваше мнение, ваши отзывы о работе на пресс- конференции выразить, выбрав один из смайликов и записать свои замечания пожелания. Спасибо за внимание, сотрудничество

Д/З: Гл4,§ 12,13 учить.

Прощание, пожелание удачи.

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Дата _______________                 Ф.И. ______________________________

Устный счет

       Первое письмо

второе письмо

третье письмо

четвертое письмо

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания группам.

 

Устный счет

-8 + 7

 

∙ - (-10)

  + 6

  : 4

  : (+ (-0,1)

  + 3,5

    ?

 

Первое письмо. К вам в редакции  пришло письмо от ученика 7-ого класса Васи Петрова. Он убедительно просит помочь.

    Самостоятельная работа  (каждый учащийся выполняет у себя в тетради) по сложению и вычитанию простейших рациональных дробей (5 мин.)

1. Выполните действия:

а), б), в), г).

 

2. Разложите на множители:

а), б), в), г) m2 + 6mn +9n2 

 

3. Выберите правильный ответ:

,

 

4. Укажите общий знаменатель дробей:

, ,       

5. При каких значениях выражение имеет смысл:    

 

      В оценочный лист выставляем: 5 баллов –11,10 правильных ответов, 4 балла - за 9,8 правильных ответа, 3 балла – за 7-5 правильных ответа, 2балла – 4,3 правильных ответа, 1балл – за 2 или 1 правильных ответа.

 

   Второе письмо.  Асель Ахметова ученица 7 «А» класса просит оказать ей помощь при решении следующего задания.

Выполните сложение и вычитание рациональных дробей и установите соответствие:

 

 

 

 

 О)  + Л)  +  ;   Л)  +  +  ;  

 

Ұ)  +Ы)  – ;   Р)  - 5х;    Ж )   - ;  

 

Н)   -   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дайте, пожалуйста, пояснения к данному словосочетанию.

      В оценочный лист выставляем: 5 баллов – 8 правильных ответа без ошибок и недочетов, 4 балла - за 7  правильных ответов или 8 с ошибками и недочетами, 3 балла – за 6 правильный ответов или 7 с ошибками и недочетами, 2 балла за 5 решенных выражений без ошибок  или 6 с ошибками и недочетами, в остальных случаях 1 балл, если совсем не справились 0 баллов.

Физкультминутка.   При ответе «Да», встаёте и хлопаете в ладоши, если ответ «Нет», то сидя качаете головой.

 

Третье письмо. Оно пришло к вам от двоих друзей, Алтынбека и Сергея, которые не могут решить такие задачи.

 Первая задача.

 В магазине в первый день продали 35 %  всех овощей, во второй день продали 28 %  всех овощей, а в третий день – оставшиеся 333 кг. Сколько килограммов овощей было в магазине первоначально?

Вторая задача. 

Продолжите следующую последовательность букв :   С О Н Д Я Ф М ...

 

    В оценочный лист выставляем: 5 баллов – за решенные обе задачи без ошибок, 4 балла -  если ошиблись при вычислении, 3 балла – если решили одну из задач, 2 балла – если составили краткое условие и выполнили несколько действий одной из задач; в других случаях 0 баллов.

Если позволит время.

 

Четвертое письмо. Его вам прислал ученик Сидоров Артем, в нем он просит оказать содействие в решении такого вопроса. Упростите выражение   и найдите его значение  при а =1.      

         В оценочный лист выставляем: 5 баллов – если справились с решением, 4 балла -  если ошиблись при вычислении, 3 балла – если записали под одним знаменателем и неправильно выполнили приведение подобных, 2 балла- если записали под одним знаменателем, в остальных случаях о баллов.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Кнспект урока по теме "сложение и вычитание рациональных дробей"(7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок проводился в соответствии календарно – тематического планирования от 26.02.2015 года.Мною были поставлены, следующие цели: Систематизирование и обобщение знаний учащихся по теме;-развитие логического мышления, внимания, навыков самоконтроля и самооценки;- повышение интереса к предмету; Усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки; осуществлять их перенос в новые условия;Развитие умений выделять главное в изученном материале; формирование умений сравнивать, классифицировать и обобщать факты и понятия; развивать устную и письменную речь учащихся;Содействовать воспитанию интереса к предмету; активности; умения общаться.Задачи:Проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков преобразования рациональных выраженийФормировать у учащихся умение рационально применять знания и методы действий при выполнении различных действий с рациональными дробями и упрощении рациональных выражений различной степени сложности, а также использовать знания и умения в новых условиях.Тип проведенного урока: урок закрепления и совершенствования знаний.Методы, которые я применила: объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый. Формы урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.Урок содержал все необходимые этапы: этои актуализация знаний, которая включала в себяустный счет, проверку домашнего задания, фронтальный опрос учащихся по определению рациональной дроби, когда дробь имеет смысл, когда не имеет, когда дробь равна нулю, прозвучало озвучивание алгоритмов сложения и вычитания рациональных дробей с одинаковыми знаменателями, а так же с разными . Основной части урока - самостоятельной работы учащихся в группах, которая показала, что ребята умеют самостоятельно решать, оценивать объективно свои знания. Данный урок соответствовал современным требованиям ведения урока.Задания были подобраны, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Имело место задание творческого характера. Так же надо отметить, что на данном уроке имело место и воспитание патриотизма у ребят, меж предметная связь с физикой. На уроке проводилась физ. минутка.Ребята на уроке работали дружно и слаженно.Итог урока содержал рефлексию, пояснения к домашнему заданию.Поставленные мною цели урока были достигнуты.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 729 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Методическая разработка по математике для 5 класса . Игра «Методы построения треугольника с помощью линейки и транспортира»
  • Учебник: «Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.
  • Тема: § 14. Треугольник и его виды
  • 04.01.2021
  • 300
  • 3
«Математика», Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С./ Под ред. Подольского В.Е.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.08.2020 317
    • DOCX 62.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колмыкова Ольга Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колмыкова Ольга Ильинична
    Колмыкова Ольга Ильинична
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78998
    • Всего материалов: 204

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 819 человек

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 196 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 327 человек

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические аспекты развития и состояния личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе