Проект
«Клуб единомышленников»
Каткова
Елена Михайловна -учитель ГБОУ прогимназия №130
Ни одна проблема не может быть успешно решена
образовательным учреждением без сотрудничества с семьей. Идея проекта для родителей
«Клуб единомышленников» – эффективная форма создания творческого коллектива
детей, родителей, педагогов.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку
ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», первый источник
общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания, здесь
происходит его социальное рождение.
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения
играет важную роль в развитии и воспитании ребенка.
Все мы на своем опыте знаем: детей нельзя
обязать «воспитываться». Воспитание опирается на интерес, романтику, чувство
товарищества, гражданского долга, творчество и совместную деятельность детей и
взрослых. Результативность
этого взаимодействия зависит от формирования позиции родителей, как
единомышленников и соучастников учебно-воспитательного процесса.
По мнению родителей - все родительские собрания - это
устаревшая форма общения школы и семьи. Они считают, что родительские собрания
представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или
неудачах обучающихся. Им хотелось бы выступать не в роли пассивных слушателей,
а проявлять активность, делиться опытом воспитания, строить общение. Для того
чтобы у родителей не пропал интерес к новизне обучения и воспитания, назрела
необходимость искать новые формы взаимодействия.
Педагоги нашей прогимназии стараются наиболее полно
использовать интерактивные формы сотрудничества, в которых родители – не
пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса, партнёры.
Прогимназия, в которой мы работаем - это
образовательное учреждение, где дети пребывают полный день, что обуславливает
определенную специфику работы: учитель и воспитатель находятся с детьми в
течение всего дня, они имеют возможность ежедневно взаимодействовать не только
с детьми, но и с членами их семей. Сотрудничество с родителями обучающихся,
стало для нас приоритетным направлением воспитательно-образовательного
процесса.
Проект «Клуб единомышленников» дает возможность:
диалогового общения, обмена знаниями, собственными идеями, способами
деятельности, позволяет услышать другое мнение, создать психологическую
атмосферу единомышления.
Цель проекта: создание условий, при которых с помощью
коллективного разума, формируется активная позиция родителей как участников
образовательного процесса.
Задачи
проекта:
1. Изучить уровень
готовности членов семей учащихся к взаимодействию с педагогами;
2. Формирование
заинтересованности в организации мероприятий для детей;
3. Способствовать
развитию способностей к общению на основе взаимного уважения и диалога
Принципы проекта:
Принцип
уникальности: поддержание уважения к себе, формирование отношения к своей
личности как к уникальной;
Принцип
самостоятельности: предоставление возможности проявлять самостоятельность в
деятельности;
Принцип равенства: равноценность мира взрослых и детей,
их взаимовлияние.
Сообщество
родителей стало площадкой для обмена мнениями, где родители
ищут и находят ответы на непростые вопросы:
Какая
она — подлинно дружеская атмосфера для коллектива детей?
Как
должна быть выстроена взаимосвязь «ребенок-родитель-педагог» в создании
дружеской атмосферы?
Какие
игры полезны, а какие вредны?
Как
правильно организовать досуг ребенка?
Основными
идеями, определяющими развитие нашего сообщества стали:
1.Идея сохранения единого образовательного
пространства от дошкольного уровня до школьного (прогимназия – учреждение, в
котором кроме классов есть, ясельные и дошкольные группы);
2.Идея
создания пространства продуктивной и конструктивной организации детско-взрослой
общности, в которой ребенок, благодаря учителям и родителям, приобретает
комплекс личностных компетентностей, обеспечивающих его социализацию;
3.Идея
опережающего характера, предоставляющего родителям как пространство
возможностей, так пространство выбора.
Этапы
реализации проекта.
Коммуникативные
игры К.Фопеля, игротренинги, игры-релаксации,
адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождение).
Досуговые мероприятия с театрализацией при участии
родителей и детей
Спортивно-туристические
мини-походы
Участие в совместной экологической деятельности « Эко
дело»
- Участие
семей в тематических конкурсах прогимназии, района, города.
Этапы проекта:
Подготовительный
этап
|
Знакомство
с членами семей учащихся, выявление их индивидуальных особенностей,
готовности к взаимодействию с педагогами.
Установление
первичных контактов между участниками будущего коллектива.
Формирование
заинтересованности в продолжении сложившихся ранее традиций в классе.
|
Индивидуальные
беседы, анкетирование,
Привлечение
к сотрудничеству с педагогами и другими родителями (мини-поручения)
Презентация
творческого опыта предыдущего класса.
|
Формирующий
этап
|
Формирование
атмосферы доверия и взаимопомощи.
Самоопределение
активистов творческих групп (по 2-3 человека в группе)
Определение
сферы деятельности каждой творческой группы
|
Коммуникативные
игры на установление взаимодействия между членами коллектива в процессе
педагогической мастерской
Сферы
деятельности творческих групп определяются на 1-м родительском собрании:
·
Игровая,
досугово-развлекательная, художественно-творческая деятельность
·
Проблемно
– ценностное общение, социальное творчество.
·
Спортивно-оздоровительная,
туристическая деятельность.
|
Планирующий
этап
|
Планирование
деятельности творческих групп, выбор форм реализации проектов, подключение к
участию других членов коллектива класса.
|
Неформальное
творческое заседание (чаепитие)
|
Практический
|
Реализация
творческих проектов в соответствии с разработанным творческой группой планом.
|
Работа
творческих студий (разработка сценариев, репетиции, подготовительная работы
по оснащению мероприятий) Создание интерактивного пространства Модуль
(славянский дом)
Модуль – творчества и эксперимента
«Арт-микс»
Модуль – «Город мастеров» (поэзия
ремесел)
|
Итоговый
|
Проведение
мероприятий.
|
|
Сообщество родителей стало точкой,
где формируется пространство, из которой происходит движение и возникают формы,
где
единомышленниками становятся:
- Дети
между собой;
- Родители
между собой;
- Дети
и родители;
- Родители
и педагоги;
- Дети-родители-педагоги.
Основанием треугольника Родители-Педагоги-Дети
служат правильные взаимоотношения между родителями и педагогами, тогда у
ребенка будет высокий уровень развития. Мы стремимся к тому, чтобы у семьи и
школы были общие ценности, которые вкладываются в ребенка. Как достичь этой
общности? Мы предлагаем форму Круга, где все участники становятся партнерами в
создании дружелюбной атмосферы. Нам очень хочется, чтобы Треугольник стал
Кругом! Мы думаем, что тогда ребенок, став взрослым, будет уметь выстраивать
партнерские отношения со всеми!
Опыт взаимодействия с семьей в формате проекта «Клуб
единомышленников» результативен. Это выражается во взаимном уважении всех участников
педагогического процесса, повышении уровня добродетельности и
заинтересованности в успешном сотрудничестве всех членов школьного коллектива.
Мы все являемся авторами совместно принимаемых решений, и, конечно, вместе их
выполняем. Весь класс становится группой единомышленников, умеющих
работать в коллективе.
«Клуб
единомышленников» прогимназии №130 – это территория комфортного свободного
общения и интеллектуального досуга.
Наш
клуб – это свобода стремлений, мир игры, энергия творчества.
.
Список использованной
литературы:
1. Григорьев
Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя. - М.: Просвещение, 2011.
2. Праздник в
начальной школе - 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель, 2004.
3. Праздник в
школе. Любовью к Родине дыша/ ред.-сост. Л.И. Жук. - Минск: Красико-Принт,
2009.
4. К.Фопель
Как научить детей сотрудничать(психологические игры и упражнения).- м.,2000
5. Тренинг
партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
6. Л.Г.Федоренко.Секреты
общения.-С-Пб.,2003.
7. Духовно-нравственное
воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж.
«Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.