Урок географии в 7-м классе по теме: "Климат Африки"
Цели и
задачи:
·
углубить представление о климатообразующих факторах
на примере Африки и создать общее представление об особенностях климата Африки;
·
вспомнить причины, определяющие эти черты климата;
познакомить учащихся с климатическими поясами Африки — основными и переходными,
их особенностями и признаками;
·
охарактеризовать климатические пояса и области
Африки;
·
продолжить формирование умения работать с
климатическими картами и схемами; начать формировать умение работать с
климатическими диаграммами;
·
воспитание позитивного отношения к информации,
желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы
одноклассников.
Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по
географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты,
таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения
знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по
плану.
ХОД УРОКА
I.
Оргмомент
II.
Целеполагание и мотивация
– Сегодня на
уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы
исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить,
почему именно такой рельеф характерен для Африки. А вот капитан Врунгель,
побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы
сумеете найти ошибки в его записках?
Чтение
стихотворения капитана Врунгеля и нахождение ошибок в тексте.
Где-то
под руками были близко
Капитана
Врунгеля записки.
Он
себя считает знатоком,
Африканский
мир ему знаком.
Постарайтесь-ка
найти при чтении,
Что
вы подвергаете сомнению?
|
Вот и сбылась
ты, мечта моя!
Ликует команда:
Ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий
прощай, океан,
Помог воплотить
мне блестящий план;
На волнах прибоя
доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской
весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.
|
Смотрите!
Куда-то бежит кенгуру.
Наверное,
тигр с ней затеял игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван,
но дают только пару.
В Сахаре нас
ждет и покой, и уют,
Может быть, сока
березы дадут.
Ну, а пока я
ловлю в Танганьике
Щук и китов. Но
пока невеликих.
Африка очень
понравилась мне,
О чем сообщаю в
этом письме.
|
– Почему таких особенностей природы нет на материке? (Географическое положение Африки определяет особенности климата,
которые определяют особенности природы.)
На доске
надпись:
Африка
– самый жаркий материк Земли.
|
– На уроке мы должны доказать, что
это утверждение является верным.
III. Актуализация знаний
– На климат любого материка
оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя
таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять
на климат Африки.
Климатообразующий фактор
|
Какова роль фактора
|
Влияние на климат Африки
|
Географическая
широта
|
Чем
дальше от экватора, тем …
|
Расположена
в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки
|
Высота
над уровнем моря
|
Чем
выше, тем …
|
Несмотря
на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине
которых лежит снег
|
Господствующие
ветры
|
Пассаты
с океана приносят весь год …
|
Господствуют
пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной
Африке пассат влажный, но далеко не проникает
|
Направление
горных хребтов
|
Осадки
выпадают на наветренных склонах
|
Драконовы
горы мешают пассату проникать далеко в Калахари
|
Течения
|
Если
у берега проходит теплое течение, то
|
Холодное
Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим.
Бенгельское
течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана.
|
IV. Изучение нового материала
– Выясним, в
каких климатических поясах лежит материк, как распределяются осадки по
материку. Сейчас будем работать на контурной карте и докажем все наши
предположения и утверждения.
Работа с контурной картой.–
Выделить экватор, северный и южный тропик.
– Указать пояса давления.
– Обозначить постоянные
ветры.
– Подписать типы воздушных
масс.
Выводы:
·
получает больше солнечного тепла, чем любой другой
материк благодаря ГП (между тропиками);
·
самая высокая температура на земле +58о
в Триполи;
·
в зимние месяцы температура не опускается ниже +10о;
·
много осадков в экваториальных широтах, мало в
тропических;
·
большие размеры материка и сухие пассаты с
Аравийского полуострова определяют более сухой климат в Северной Африке;
·
приокеанская пустыня Намиб сформировалась под
влиянием холодного течения.
V.
Закрепление и применение знаний и умений. Описание
погоды в климатических поясах, используя схему.
Э (ЭВ весь год, поэтому погода
весь год …);
СЭ (летом – ЭВ, поэтому лето…, зимой ТВ, поэтому…);
Т (ТВ весь год, поэтому погода весь год …);
СТ (летом – ТВ, поэтому лето…, зимой УВ, поэтому…).
Знакомство
с алгоритмом описания климатических диаграмм.
– На уроке мы
впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать
их и определять тип климата. Работаем по учебнику стр. 127.
Алгоритм
описания климата по климатическим диаграммам:
1.
Средняя температура января.
2.
Средняя температура июля.
3.
Годовое количество осадков.
4.
Режим выпадения осадков.
5.
Господствующие ветры в январе, июле.
6.
Климатический пояс и область:
o
№ 1 – экваториальный; № 2 –
субэкваториальный; № 3 – тропический.
VI.
Подведение итогов урока. На доске аргументы,
подтверждающие правильность утверждения “Африка – самый жаркий материк”.
VII.
Домашнее задание Описать климат о. Мадагаскар по
типовому плану (выдать каждому).
·
Опережающее задание:
o
1 вариант: подготовить путешествие по рекам Африки;
o
2 вариант: подготовить путешествие по озерам
Африки.
VIII.
Проверка уровня усвоения материала. Выполнение теста и
самопроверка. Тесты и задания для проверки. Определите, какому
климатическому поясу соответствуют данные признаки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.