Инфоурок География КонспектыКлимат Южной Америки

Климат Южной Америки

Скачать материал

Климат Южной Америки

Цель урока: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате основных и переходных климатических поясах на примере Южной Америки.

Задачи:

формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.

развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления. Формирование умений читать климатическую карту, климатограммы.

Оборудование:  физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса,

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  1. Физическая карта  мира.   2. Физическая карта Южной Америки

 

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II.Проверка домашнего задания.

Рельеф (горы Анды, равнины, Амазонская, Ла-Платская, Оринокская низменности, Гвианское и Бразильское плоскогорье, Патагония, равнины Гран-Чако, Маморе, Пантанал, межгорные плато – Пуна; саларес – соленые болота)

Полезные ископаемые (Железная руда, марганец, уран, никель, алмазы, золото, алюминиевое сырье, бокситы, нефть, газ, олово, свинец, цинк, серебро; оловянный пояс в Боливии – 940 км)

- географический диктант

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие факторы влияют на формирование климата Южной Америки? В каких климатических поясах расположен материк?

 

V.Объяснение новой темы.

II. Актуализация опорных знаний.

– Давайте вспомним, на какие группы делят климатические пояса? (Основные и переходные).

– Назовите основные и переходные климатические пояса?

– Что мы называем воздушной массой? (В.М. – это большой объем воздуха, формирующийся над определенной территорией и обладающий общими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью и т.д.)

– Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают? (Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие)

– Вспомните основные факторы, от которых зависит климат. (Географическое положение, подстилающая поверхность, течения, высота над уровнем моря, распределение суши и моря и т.д.)

III. Формирование новых знаний.

Южная Америка удивляет своим климатом:

– ее называют самым «влажным»  материком;

– здесь юг холоднее севера;

– на побережье океана находится самое сухое место на Земле – пустыня Атакама (осадков за год – 0,8 мм).

Почему Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня выяснить.

– Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный)

– С каким материком по набору  климатических поясов сходна Южная Америка? (С Африкой)

– Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов? (Африку почти посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса северного и южного полушария дублируют друг друга, а Южная Америка большей своей частью находится в южном полушарии, так как экватор пересекает ее в северной части)

Разберем подробнее особенности каждого климатического пояса. Для этого каждая группа должна составить характеристику своего климатического пояса, используя карты атласа, по плану:

  1. Господствующие воздушные массы;
  2. Средняя температура января и июля;
  3. Годовое количество осадков и режим их выпадения.

Таблица «Характеристика климатических поясов Южной Америки»

Климатический пояс

Воздушные массы

Средние температуры,°С

Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения

января

июля

1.Экваториальный

Экваториальная

+24

+24

до 5000 в течение всего года

2.Субэкваториальный

Летом – экваториальная, зимой – тропическая

+24

+20

Около 2000 мм, летом

3.Тропический

Тропическая

+24

+16

От менее 100 мм на западе до 2000 мм на востоке

4.Субтропический

Летом – тропическая, зимой – умеренная

+16

+8

От 100 мм на западе до 1000 мм на востоке

5.Умеренный

Умеренная

+8

+4

От 250 мм на востоке, до 5000 мм на западе.

Работа в группах с климатограммами: учащимся из предложенных климатограмм предлагается выбрать ту, которая относится к их климатическому поясу и объяснить свой выбор.

схемы

– Назовите характерные черты горного климата.

(Характерными  чертами горного климата являются:

  • разряженный сухой воздух;
  • большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;
  • сильные ветры, поднимающие пыль и песок;
  • обилие ультрафиолетовых лучей.)

Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического пояса Южной Америки отдельно, а теперь давайте проанализируем в целом климатическую карту материка и дадим ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

1) Почему Южную Америку называют самым влажным материком? Используя климатическую карту, подтвердите этот факт.

(На материке выпадает больше осадков, чем на других материках)

– В какой части материка выпадает наибольшее количество осадков? Как вы думаете, почему? (См. карту ветров и течений Южной Америки)

(12 слайд)

(Ветры с Атлантического океана, а территория открыта с востока)

– Какой океан больше влияет на Климат всего материка? Почему Тихий океан гораздо в меньшей степени влияет на климат материка?

(Отгорожен горами)

2) Почему северная часть материка жарче, чем южная?

(Так как северная часть в экваториальном поясе, а южная – в умеренном)

3) Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?

(Так как проходит холодное течение)

Дело в том, что в этом районе ветры, дующие с Тихого океана, осадков не приносят. И вдруг в конце 1924 – начале 1925 года в этот пустынный район с океана начали дуть теплые и влажные ветры. Небо затянуло тучами, и полились настоящие тропические дожди. Многие дороги и железнодорожные пути были размыты, мосты снесены. Уровень воды в некоторых реках только за одну ночь поднялся почти на 6 метров. Чахлая пустынная растительность стала вытесняться тропической. В стране появились комары и москиты, прилетели тропические птицы. Пустыня стала неузнаваемой.

Как впоследствии выяснилось, произошло все это потому, что в декабре 1924 года сюда проникло от экватора теплое течение Дель-Ниньо. Оно оттеснило холодное Перуанское течение вглубь Тихого океана и принесло массу теплой воды. В пустыне выпали обильные, невиданные в этих местах осадки.

Около полугода Дель-Ниньо омывало западное побережье Южной Америки, но более мощное холодное Перуанское течение все-таки оттеснило его к северу. Растительность увяла, реки пересохли, и пустыня приобрела прежний вид.

– Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?

(Климат был бы гораздо суше)

– Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности жителей материка? (На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов, затопляя поля).

IV. Закрепление полученных знаний.

– Итак, давайте сделаем вывод о факторах, которые определяют климат Южной Америки. (Географическое положение, рельеф, течения и т.д.)

– Вернемся к цели и задачам, поставленным в начале урока, как вы считаете, мы их достигли?

– Каждая группа выставите друг другу оценки за работу на уроке.

Климат Южной Америки определяется географическим положением ее территории, особенностями планетарной циркуляции атмосферы, влиянием окружающих водных пространств океанов и океанических течений, а также особенностями макрорельефа. В противоположность Африке Южная Америка пересекается экватором не по центру, а в северной части. Поэтому материк протянулся от субэкваториальтных широт северного полушария до умеренных широт южного полушария. В умеренные широты заходит лишь самая узкая часть материка, где континентальные пространства суши не пре- вышают 600 км. Таким образом, основная часть Южной Америки, на- ходясь в экваториальном, субэкваториальном, тропическом и субтро- пическом поясах, получает значительные суммы солнечной радиации. Но в Южной Америке менее жарко, чем в Африке; здесь нет значи- тельных пустынных пространств в тропическом поясе. Это связано с влиянием планетарной циркуляции атмосферы и океанических течений. Основная часть материка располагается в зоне пассатной циркуляции с преобладанием к северу от экватора северо- восточных, к югу - юго-восточных ветров со стороны Атлантического океана. Воздушные массы с Атлантики насыщены влагой и приносят обильные осадки на обширные пространства Внеандийского равнинно- плоскогорного Востока материка, увлажняют восточные склоны Анд. Насыщению влагой атлантических воздушных масс благоприятствуют теплые течения у восточного побережья материка. Анды сдвинуты к западной окраине материка. Поэтому орографи- ческий барьер Анд ограничивает влияние Тихого океана узкой полосой тихоокеанского побережья. Однако вдоль западного побережья мате- рика, как и в Африке, с юга на север проходит мощное холодное тече- ние. Перуанское течение сильно охлаждает воздух прибрежных терри- торий на участке от 30° до 5° ю.ш. и не способствует образованию осадков. Поэтому здесь находится пустыня Атакама, где осадки - крайне редкое явление. Южная часть западного побережья материка находится в умерен- ных широтах и подвергается воздействию западного переноса умерен- ных широт южного полушария (Южное Чили). На западных склонах Патагонских Анд выпадает 2000-3000 мм осадков в год. Обзор климата по климатическим поясам и областям Внеандий- ского Востока материка рекомендуется составить на основе темати- ческих карт и климатических диаграмм “Атласа учителя”. В Андах в каждом климатическом поясе находится область высоко- горного климата, где хорошо выражена высотная климатическая пояс- ность. В нижнем поясе гор климат почти не отличается от климата прилегающих равнин. Но при поднятии на каждый 1 км высоты проис- ходит падение температуры на 6°С. С высотой убывает также атмо- сферное давление, изменяется и количество осадков. Анды в Южной Америке пересекают все климатические пояса и имеют разную высоту, поэтому состав их высотных поясов на отдель- ных широтах различен. Так, в Экваториальных Андах у подножий на восточном склоне жарко и влажно, а на вершине вулкана Котопахи весь год лежит снег. Особенно суров климат Анд в тропическом поясе. На плато Центральных Анд воздух весь год сухой и холодный. Харак- терны очень резкие суточные колебания температур: в дневные часы - до +20, +22°С, ночью - до -3, -4°С. Осадков мало, около 150 мм. Боль- шого развития достигают процессы физического выветривания. Здесь расположены самые сухие и бесплодные полупустынные высокогорья в мире. В субтропическом и умеренном поясах в Андах уже хорошо выражены сезонные различия в высотных поясах гор.

 

VI.Усвоение новой темы.

Работа с климатограммами и климатической картой

 

VII.Домашнее задание. § 39

 

VIII.Итог урока. Комментирование оценок, рефлексия

 

Вывод: В соответствии со своим географическим положением Южная Америка получает большое количество солнечного тепла, но обилие влаги предохраняет материк от чрезмерного перегрева. На формирование климата помимо географической широты большое влияние оказывает высокогорная система Анд на западе, а так де теплые и холодные течения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Климат Южной Америки"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Материал содержит ценную информацию о материке Южная Америка. Урок освещает климатические особенности материка. Заполнение таблицы позволяет отрабатывать навыки работы с текстом, работа с климатическими диаграммами дает возможность проанализировать климатические изменения на территории. На данном уроке можно отработать знание номенклатуры. Также на основе анализа климата материков Южного полушария можно сделать вывод о сходствах и различиях и выявить причины.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 233 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.04.2020 3246
    • DOCX 83.6 кбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вербич Анастасия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вербич Анастасия Михайловна
    Вербич Анастасия Михайловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69509
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 725 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 69 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 219 человек

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе