Классный час «Вежливые слова»
Тип занятия: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративные,
частично- поисковые, словесные, наглядные, практические
Аудитория: 1 класс
Цели: ознакомить с этическими нормами
поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку
употреблять слова вежливости.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки
с «вежливыми» словами, силуэты деревьев
Ход классного часа.
1. Мотивация
Звучит песня «Улыбка» Шаинского
- Как вы думаете, почему мы
начали с песни?
(Выслушиваются высказывания детей.)
- Конечно, она помогла и нам
поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение к
другому человеку. А от этого и настроение становится лучше, верно?
2. Введение в тему.
- А когда нам еще бывает
приятно? (ответы детей)
- Как называем эти слова?
(вежливыми)
- Как называется человек,
который использует эти слова?
(Такого человека можно назвать
воспитанным)
- Верно, вежливым,
воспитанным.
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня и пойдет разговор о
вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
- Что такое вежливость?
(ответы детей)
4. Раскрытие темы
Когда
вы станете взрослыми, у вас будут разные профессии. Но прежде всего вы должны
вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому
нужно научиться. И поэтому вы должны как можно чаще пользоваться волшебными
словами, от которых становится теплее, радостнее на душе. В слове заключена
великая сила. Народ давно заметил:
«Доброе слово человеку – что дождь в
засуху»
«Худое слово и сладким медом не запьешь».
Доброе слово может подбодрить
человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение (работа
с пословицами)
(Стихи рассказываются детьми)
Он кричит «Кукареку!»
Солнцу, речке, ветерку,
И летит на всю округу:
«Добрый день! Ку-ка-ре-ку!»
- Кто так приветствует по
утрам солнце, речку, ветерок?
- Какие слова приветствия
употребляют люди? (доброе утро, добрый день)
- Какое слово чаще всего используют
люди, приветствуя друг друга? (здравствуйте)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече
здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!»
Улыбчивым лицам.
И каждый
становится
Добрым,
доверчивым...
Доброе утро длится
до вечера.
-
Первые слова, которыми мы начинаем день, это доброе утро! Произнося слово
«доброе утро», мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья,
приятного настроения. Хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.
Каждый раз при новой встрече
Мы соседям и родным
« С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
« Доброй ночи» говорим.
Добрые слова не лень
Повторять нам каждый день.
- Но не все ребята знают
вежливые слова. Послушайте стихотворение об одном мальчике.
1.Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. А, впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «Добрый день»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
2.А вместо слов «до свидания»
не говорит он ничего.
Иль заявляет на прощанье:
«Ну, я пошел, пока! Всего!»
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
3.Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Талька.
- Вежлив ли мальчик? Какие
вежливые слова вы знаете?
- Как еще называются такие
слова? (волшебными)
- Какое волшебство они
совершают?
(Эти слова делают нашу речь приятнее,
более теплой, доброжелательной.)
Слова
«здравствуйте», «до свидания» - очень интересные слова. Слово «здравствуйте»
очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося
слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как
дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым
(здравия). Слово «до свидания» - мы надеемся увидеть вас еще раз. Людям,
приятно слышать эти слова.
Разыгрывание ситуации:
- Идут навстречу друг другу
учительница и ученица. Кто должен поздороваться первый? (ученица)
- Какие слова может употребить
ученик при приветствии утром, днем, вечером?
- Встречаются одноклассник и
одноклассница. Кто должен поздороваться первым? (одноклассник)
- Как могут поздороваться
друзья? (привет)
«Пожалуйста» мы произносим в
ответ на «спасибо» и тогда, когда просим о чем-нибудь. Вежливый человек
произносит это слово много раз в день. И не только в школе, в библиотеке, на
улице, но и дома.
Леночка
сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка
отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто. Девочка, сиди
поспокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя, - заметила Леночке старушка,
сидевшая напротив. А что я сделала? - возразила Леночка. - Подумаешь!
Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка
произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста»
волшебным? Почему? (ответы детей)
По
улице шел старичок, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости
согнулся, и поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову
кверху, шел мальчик лет девяти. Мальчик случайно наткнулся на старичка, который
очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок
сразу подобрел.
-Что же такое сказал ему
мальчик? (Извините, пожалуйста.)
Слова извинения: «извините»,
«простите» «пожалуйста» - тоже слова вежливости.
- Но мы знаем еще одно
замечательное слово. Как вы думаете, что за слово? (спасибо)
Да. В народе говорят, что чем
больше тебе за день скажут спасибо, тем счастливее ты станешь. Советую вам
попробовать и проверить эту истину.
Шел
Боря домой из школы. Видит - идет по улице слепой человек и палочкой тротуар
ощупывает. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», -
догадался Боря и пошел своей дорогой.
- Как бы вы поступили на месте
мальчика? (ответы детей)
5. Закрепление
Групповая работа:
У вас
на столах есть рисунки деревьев. Ваша задача собрать вежливые слова (слова -
листочки на партах). Чем больше вежливых слов соберете, тем сильнее, могучее
будет дерево.
( дети собирают
«дерево» из вежливых слов)
6. Защита работ
- Ребята, а теперь придумайте
название своему «волшебному дереву» из вежливых слов. Из каждой группы один
ученик расскажет, какие слова появились на нем (защита работ)
7.
Рефлексия
Но
чтобы волшебные слова не смогли «расколдоваться», надо помнить: слово не должно
расходиться с делом. Не только слова должны быть у нас добрыми, надо чтобы и
поступки были разумными, ясными такими, чтобы никогда вам не приходилось за них
краснеть, стыдиться их. Надо стараться всегда и во всем быть полезными людям. А
теперь повторим, какие слова вы сегодня запомнили?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.