Классный час «Семья в моей
жизни»
Задачей классного часа является формирование
представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений
анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений
и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника
должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет
одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое
отношение к ней.
Ход мероприятия
1.
Вступительное классного
руководителя.
Семья -
это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены
чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее
психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая
заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать
радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому
сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Актуальные
вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие «Дом»?
2.Как
сохранить тепло Дома?
3.Какая
семья считается счастливой?
4.Требует
ли жизнь в семье большого творчества?
5.Как
понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
Основные
понятия:
Конфликт- противоборство, столкновения, серьезное
разногласие.
Эмоции- волнения, реакция на внутренние и внешние
раздражители, имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с
переживаниями, волнениями.
Подготовительный
этап:
Используемый
реквизит: листы
бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.
1. Оформление доски.
Плакат с
контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики».
Эпиграф: «Семья вся вместе – душа на месте»
2.Сочинение
ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается предварительно).
3.Алгоритм
деятельности:
Послушайте
стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом
заставленный добром, еще не дом.
И даже
люстра над столом, - еще не дом.
И на окне
с живым цветом - еще не дом.
Когда
вечерняя сгустится темнота,
Так эта
истина понятна и проста-
Что от
ладоней до окна наполнен дом
Твоим
теплом.
Обсуждение
с учащимися:
- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть
простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты
ответов.)
Классный
руководитель.
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство,
лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви
- тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых
раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
-А как
создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших
семьях.
Выбирается
группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную
информацию.
В
современной песне поется:
Родительский
дом - начало начал.
Ты в
жизни моей надежный причал.
Родительский
дом! Пускай много лет
Горит в
твоих окнах добрый свет.
Думаю,
что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного
Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать?
Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Задание
для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов,
которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом -
это....(крепость, очаг...)
Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент»
Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание...
(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
Задание
для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые
неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда
больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к
каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак,
что можно...... , что нельзя
А
теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой
бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги, (Интересные
идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники
награждаются отличительными жетонами.)
Классный
руководитель. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите
к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом
атмосферы, приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники.
Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома.
(«Строительные
бригады» назначаются хозяевами). Вы должны нарисовать пригласительную открытку
и придумать соответствующий текст.
Классный
руководитель. К
сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой.
Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает
ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого
члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор
его глазами. Это по-настоящему творческое,
почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его
глубинные переживания. Чаше всего это дает ясное понимание своей и чужой
позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться?
Сейчас
мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».
Ход
игры:
Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери).
Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме - бигуди и зеркало,
бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный компьютер, старшей
сестре - телефон.
Каждый из
играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую
линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.
Проблемная
ситуация 1.
Обычный
вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:
Папа -
лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в
кресле с газетой в руках, бабушка – на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за
игрой на компьютере, сестра- у телефона.
Попытайтесь
составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:
а)
агрессивном,
б)
неуверенном,
в)
уверенно-достойном.
Проблемная
ситуация 2.
Днем
принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?
Обсуждение
с детьми.
- Что вы
можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся
конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и
восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.
Классный
руководитель. Чувства
любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить -
помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения. Советую вам развивать в себе лучшие качества
для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между
людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.
Предлагаю
несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.
Поразмышляй,
способен ли ты отвечать на такие вопросы:
1.«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне
хочется?»
(Развивается способность самоанализа)
2.Подумайте,
почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?
(Развивается способность понимать причины действий
других)
3.У тебя
есть человек, который тебе не нравится?
Подумай, в чем причина этого неприятия?
(Анализ по аналогии)
Вырабатывайте
у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.
Подведение итогов.
Для
вас в данный момент родители являются главными людьми в жизни.
Поклонись до земли своей матери,
И отцу до земли поклонись.
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помним об этом всю жизнь.
Классный
руководитель. Мы
просили вас сесть, разделившись
на 2 группы: мужскую и женскую. Попробуем сегодня выяснить взгляды мужчин наших
и девочек на устройство
семьи. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для
супружеского счастья и радости. Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член
семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье
твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его
любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.
Вам
будет дано несколько заданий, в которых мы с вами попробуем создать мир семьи,
подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями, поучимся на практике
планировать бюджет семьи, ее досуг, отдых.
Вы
можете обратиться за помощью в «консультативное бюро».
Наши
педагоги помогут вам.
1.
Деловая игра «Что значит любить родителей?»
Вопросы к
группе девочек «Хозяюшки» и к группе мальчиков «Настоящие мужчины».
1.Почему
важно в семье любить друг друга?
2.Как
выразить свою любовь к родителям?
3.Как
научиться не огорчать близких?
4.Как
вести себя, когда провинился?
5.Как
научиться понимать настроение родителей?
6.Как повысить
настроение папе, маме?
Задание
№ 2.
Вопросы
к «Хозяюшкам».
1. Как помочь маме вести домашнее хозяйство?
2.Как
приучить младшего брата делать «женскую работу»?
3.Какие
семейные праздники сплотят семью?
4.Как
помочь папе более внимательно и нежно относится к маме?
Вопросы
к «Настоящим мужчинам».
1. Какой объем домашних дел должен взять на
себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?
2.Как
мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?
3.Как
проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу
сына?
4.Как вы
считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина,
хозяин?
Задание
№ 3.
Предлагается
группам подготовить сценарий семейного праздника, праздничную газету,
музыкальный номер.
Задание
№ 4.
Предлагается
детям условная сумма денег (две тысячи рублей), перечень продуктов,
промтоваров, их цены за I кг; коммунальные услуги. Дети планируют семейный бюджет на
месяц, решают, чтобы уложиться в условную сумму. Что приобретут на оставшиеся деньги: папе теплые
ботинки (старые порвались) или ребенку очередную игру.
Задание
№ 5.
Планирование
семейного отпуска - путешествия при наличии пяти тысяч рублей вчетвером.
1. Куда? На чем? (дорога).
2.Что
возьмете в дорогу (продукты, одежда)?
3.Распределение
обязанностей.
4.Развлечения.
5.Расходы.
6.Обратный
путь.
Подведение итогов классного часа.
Для
следующего классного часа по теме: «Семья» подготовить родословную своей семьи.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.