Классный час -
диспут на тему «Вечный треугольник: поиск пути
к взаимопониманию»
Оформление
доски:
Тема
классного часа
(или презентации)
стихотворение стихотворение
Ю. Друниной М. Джалиля
·
Не нужно рвать иссохшие
бинты,
Когда их можно снять почти без боли…
Я это поняла, поймёшь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
(Юлия Друнина)
·
Пускай во всём, что
совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
(Муса Джалиль)
Оформление
кабинета: столы
расставлены для 4 групп:
Группа №1 – ученики
Группа №2 - родители
Группа №3 – учителя
Группа
№4 – мудрецы (учителя и родители)
Уважаемые
педагоги, уважаемые родители, дорогие ребята! Сегодня на нашем классном часу –
диспуте мы поговорим на очень сложную и интересную тему под названием: «Вечный
треугольник: поиск пути к взаимопониманию». Что же означает это необычное название? Треугольник – это
грани одного целого организма, одна грань представляет вас, учеников; другая
грань - ваших родителей, и третья грань – нас учителей. Почему он вечный, т.к.
он всегда существовал с древних времён, существует и будет существовать всегда.
Проблемы и трудности среди граней этого треугольника просто неизбежны, т. к. мы
все живые люди со своими характерами, привычками и социальным положением. Но в
наших силах уменьшить количество этих проблем, трений, взаимообвинений. Сейчас
мы попытаемся сделать шаг в эту сторону.
Как-то я прочла у
Юлии Друниной следующее слова: (на доске). Почему же
нельзя научиться по книжкам науке доброты? Смысл данных строк в том,
что люди должны пытаться решать проблемы, трудности без боли, не усугубляя
процесса. И этому действительно нельзя научиться только по книжкам. Этому
человек учится у человека, в конкретном общении. Воспитание – это процесс
социальный. Ребята, а кто оказывает большое влияние на ваше воспитание, на вашу
жизнь? (ребята отвечают)
- Да, конечно.
Опыт
показывает, что именно ученики 6-8 классов дают самый высокий прирост в списках
«трудных» детей. Давайте подумаем, почему? (ребята отвечают)
А теперь
предоставим слово нашему психологу, она даст информацию о вашем возрасте с
психологической точки зрения. (слово психологу)
Итак, на первый
план в этом возрасте выходит общение: общение с одноклассниками, общение с
родителями и учителями. Но общаться наши ученики не всегда ещё умеют. Они не
могут поставить себя на место другого человека, оценить своё поведение и
поведение другого человека адекватно. Умение встать на место другого человека,
посмотреть на себя со стороны, умение понять, разобраться в проблемах, причинах
сложного поведения ведёт к взаимопониманию между нами, гранями вечного
треугольника.
Нужно ли
акцентировать своё внимание на проблемах детей, семьи и школы и искать выход из
каких-либо серьёзных ситуаций вместе? (ребята отвечают)
- Сегодня мы с
вами попробуем побывать в роли учеников, учителей и родителей. Для этого мы и
разделились сегодня на три группы. Попробуем разобрать некоторые жизненные
ситуации со стороны учеников, родителей и учителей. Я хочу также попросить
наших присутствующих педагогов и родителей присоединиться к нашей работе и высказать
своё мнение по поводу ситуаций и мнений 3 групп. Проследить за ходом наших
размышлений мы попросим нашего психолога.
Ситуации:
№1 Две недели тяжело болел Игорь, ученик 6 кл.
. И вдруг в квартире Сергеевых раздался телефонный звонок, и бесстрастный голос
классного руководителя поинтересовался, знают ли родители, что их сын
систематически прогуливает уроки… Мама и сын были крайне недовольны.
·
Как вы оцениваете эту
ситуацию? Почему так произошло? Что нужно было бы сделать, чтобы этого
недоразумения не произошло?
№2 В школе у Саши нелады. Он готов на любые
уловки, лишь бы туда не ходить. Маму классная руководительница вызывает
довольно часто. Мама приходит, выслушивает с горечью каждый раз одно и то же:
«Неорганизован, излишне возбудим, часто задумывается о чём-то своём, нет
тетрадей или дневника». И в заключение: «Примите меры…» А что она может? Она
твердит: «Это школа должна…» А учителя ей вторят: «Родители обязаны…».
·
Кто в этой ситуации ведёт
себя не правильно? Что надо сделать, чтобы все были довольны?
№3 Классная руководительница застала мальчика из
из своего 6 класса с сигаретой в туалете. Она провела с ним беседу о вреде
курения и сообщила об этом факте родителям мальчика. Родители не поверили
классному руководителю и обвинили её в нападках на сына. Мальчик отказывался от
признания своей вины тоже. Учительнице пришлось оставить всё как есть.
·
Помогите разобраться в
этой ситуации, как всё расставить на свои места?
Заключение Спасибо за интересную и полезную работу по
анализу ситуаций, которую вы, ребята, сегодня провели вместе с родителями и
учителями. Подобные ситуации встречаются у нас на каждом шагу, и если мы:
ученики – родители – учителя будем взаимно уважать друг друга, понимать и
помогать, а не только критиковать, обвинять друг друга, - то наша жизнь в семье
и в школе будет более комфортной и гармоничной. Очень хочется завершить наш
классный час на доброй, оптимистичной ноте о взаимопонимании, о надежде на
гармонию в отношениях между детьми – родителями и педагогами. Я хочу предложить
ребятам составить маленькие четверостишия из любых подходящих фраз в списке,
которые будут построены на лад нашего классного часа.
В нашем доме …
Когда я думаю о
вас …
Вы для меня …
Вы потому друзьями
стали мне …
Да, вы мой бог и
мой герой …
Что мне мешает
стать …
Чем так прекрасна
жизнь …
Я для того пришёл
на эту землю …
Как много в памяти
моей …
Спасибо большое
за активное участие на классном часу. Я надеюсь, что ребята будут меньше огорчать
себя, родителей, учителей своим поведением, своим отношением к окружающим
людям, будут больше задумываться о результатах своих действий и уважать не
только своё мнение, но и мнение других людей. Мы, учителя, тоже будем стараться
делать как можно меньше педагогических ошибок по отношению к вам и вашим
родителям. Я думаю, ваши родители будут с нами солидарны. И в заключение
классного часа я хочу прочитать слова известного поэта и писателя Мусы
Джалиля. (на доске)
Использованная
литература:
1. Ф. П.
Черноусова «Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы
классного руководителя на диагностической основе» - Москва Центр
«Педагогический поиск», 2004г.
2. Материалы
Интернета.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.